velikol.ru
1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень)

Составитель - Чудиновских И. А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 20%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

^ Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

^ Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.


В 5 классе мы ставим следующие задачи:


• углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;

• формировать зрительскую компетентность в процессе дальней­шего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

• знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;

• давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

• раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изобра­жаемому;

• углублять представления учащихся о синкретичности народно­го искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессио­нального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

• продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных цен­тров традиционных художественных промыслов;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;

• развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)


^ Основное содержание образования в 7 классе

Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве


Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо.


^ Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов.

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.


^ Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.


^ Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов.

Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.


Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение архитектурных заповедников.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).


*Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями)


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


^ Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 7 класс



урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во ча-сов

^ Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

Тип урока

Форма урока

Информ. сопрово-жднеие

Дата (план)

Дата (факт)




Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.

8

























^ Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже

2
























Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике.

1

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и др.

-




Урок-беседа

Репродук-ции (слайды), медиа-ресурсы. Учебник (Урок 1-2), репродук-ции (слайды)











Архитектурный пейзаж (работа на пленэре). Воздушная перспектива.

1

Воздушная перспектива (тема объясняется учителем в процессе работы на пленэре).

Работа на пленэре (около школы). Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект» и т.д (материалы по выбору учащихся)




Урок-прак-тикум













^ Тема: Предметная среда человека в натюрморте.

3
























Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо.

1

Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др.

Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся)







Учебник (Урок 3), репродук-ции (слайды)









Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин.

1

Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др.

Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)







Учебник (Урок 4), репродук-ции (слайды)









Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте.

1

Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы.

Продолжение работы над натюрмортом.







Учебник (Урок 5), репродук-ции (слайды)










^ Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.)

3
























Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий.

1

Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий.

Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)







Учебник (Урок 6-7), репродук-ции (слайды)









Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм)

1

Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма.

Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.







Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)









Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов.

1

Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты»

Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь)







Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)










Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

6

























^ Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.

3
























Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов.

1

Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.

Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)







Учебник (Урок 9), репродук-ции (слайды)









Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов.

1

Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др.

Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся)







Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)









Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера.

1

Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний)

Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы)







Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)










^ Тема: Одежда и быт русских дворян.

3
























Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов.

1

Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини» и др.

Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры)







Учебник (Урок 12), репродук-ции (слайды)









Праздники в дворянском обществе 18-19 вв.

1

Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп.


Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся)







Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)









Тема праздника в иконописи, живописи и графике.

1

Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда».

Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (продолжение







Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)










Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры

10

























^ Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.

8
























Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка.

1

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства

Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).







Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)









Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.

1

Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.

Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (продолжение работы)







Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)









Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву.

1

Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси.

Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (досочка, матрешка и т.п., гуашь)







Учебник (Урок 18-19), репродук-ции (слайды)









Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома.

1

Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов.

Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. (продолжение работы)







Учебник (Урок 18-19), таблицы, репродук-ции (слайды)









Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка.

1

Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России.

Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки)







Учебник (Урок21 -22), репродук-ции (слайды)









Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки.

1

Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки.

Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)







Учебник (Урок21 -22), таблицы, репродук-ции (слайды)









Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.

1

Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля.

Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (бисер, бусинки, нитки, фольга и др.)







Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)









Ювелирное искусство: традиции и современность.

1

Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг).

Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)







Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)










^ Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.

2
























Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др.

1

Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся)







Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)









Ярмарка в произведениях русскох живописцев.

1

Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар».

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы)







Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)










Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

11

























^ Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.

5
























Мечты о полете в творчестве художников.

1

Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».

Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)







Учебник (Урок 27), репродук-ции (слайды)









Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова.

1

Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова.

Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.)







Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды)









Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна.

1

Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.

Проектирование макета и конструирование космической станции (продолжение работы)







Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды), дополн. литерату-ра









Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин.

1

Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др.

Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)







Учебник (Урок 30-31), репродук-ции (слайды)









Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли.

1

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.

Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение)







Учебник (Урок 30 -31), репродук-ции (слайды)










^ Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.

2
























Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в.

1

Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека.

Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)







Учебник (Урок 32 ), репродук-ции (слайды)









Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.

1

Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.

Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)







Учебник (Урок 33 -34), репродук-ции (слайды)










^ Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств

4
























Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры.




Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре.

Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас)







Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)









Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая)

1

Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Лепка композиции из двух фигур (продолжение)







Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)









Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина.

1

Вечные темы и великие исторические собыития как искусства тема скульптуры.

Снаменитые скульпторы и их прозведения. Микеланджело Буанаротти. О. Роден. Развитие скульптуры в России 18-20 вв. И. Мартос, Э.-М. Фальконе, С. Коненков, В. Мухина.

Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д.







Репродук-ции, слайды, медиа-ресурсы









Синтез изобразительного искусства и архитьектуры.




Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Урок-экскурсия Посещение архитектурного заповедниека. (Трифонов монастырь) (возможен выезд в другой город)







Экскур-сия











Литература:


  1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.