velikol.ru
1

Муниципальное образовательное учреждение
Самсоновская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Зам.директора по УВР


___________Аммас Е.Н.


«____»____________ 2011 г.





«Утверждаю»

Директор МОУ
Самсоновская СОШ

_________ Маскалев В.Н.











Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

8 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.


Составитель: Шац В.И.
учитель информатики и ИКТ
вторая квалификационная категория

Самсоново,2011


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

  

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

·  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.


 ^ Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.


 ^ Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся


Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.

^ Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.


^ Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 ^ 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

^ 3. Коммуникационные технологии – 14 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

^ 4. Итоговое повторение 2 ч


 

Формы и средства контроля

Тематический контроль



Тематика

Вид

Форма

8 класс

1

Информация и информационные процессы

Контрольная работа, вводный контроль

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

 

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

 

4

Итоговое повторение

контрольная работа

 



 ^ Практические работы

 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе


В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в базе данных;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


 ^ Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.



^ Календарно-тематический план преподавания курса
Информатика и ИКТ


8 класс





Тема

Дата

по плану

Дата факт.

Виды деятельности обучающихся

^ Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Информация и информационные процессы.- 9 час

1

Т.Б. Информация. Информатика.










Знать технику безопасности и санитарные нормы при работе за ПК. Знать информационного процесса в системах неживой природы.

Объяснительно-иллюстративный

2

Информация в живой природе.










Понимают: Понятие информация как мера увеличения сложности живых организмов. Приводить примеры информационных сигналов. Генетическая информация. Способы восприятия информации человеком. Свойства информации.

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

3

Информационные процессы в техники.










Информационные процессы. Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами.

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем.










Знаковая система как способ кодирования информации. Знать различные виды знаков.

Проблемное изложение

5

Знаковые системы










Понятия знаковые системы, естественные языки, формальные языки, двоичная знаковая система, алфавит

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

6

Кодирование информации










Знать формы представления информации и операции перекодирования как способом перехода от одной формы к другой. Понятие кодирование, декодирование

длина кода, код

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

7

Количество информации

^ Практическая работа по теме:. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.







Практическая работа № 1

Основные подходы к измерению информации. Единицы измерения информации; содержательный подходом к измерению информации.

Понятия количество информации, бит, содержательный подход. Формула Хартли

исследовательский

8

Измерение количества информации

^ Практическая работа по теме :Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного







Практическая работа № 2

Решать задачи, связанные с измерением количества информации при содержательном подходе.

исследовательский

9

Алфавитный подход измерения информации










Алфавитный подходом к измерению информации. Вычисление информационного объема сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита. Понятия алфавит, мощность алфавита.

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.-11 ч

10

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.










Представление информации человеком и компьютером. Понятие данные, программы. Функциональная схема компьютера. Устройство компьютера (Процессор, системная плата, устройства ввода/вывода информации, оперативная память, долговременная память)

Объяснительно-иллюстративный, поисковый

11

Устройства ввода и вывода информации.










Знать функции устройств ввода-вывода информации

Проблемное изложение

12

Оперативная память. Долговременная память.










Внутренняя память, внешняя память, оперативная память, ячейка оперативная памяти, объем оперативной памяти, модули оперативной памяти, долговременная память, накопитель или дисковод, дискета, жесткий магнитный диск, оптические диски, CD, DVD, Blu-Ray, энергонезависимая память, Flash.


Проблемное изложение

13

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. ^ Практическая работа по теме: «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».







Практическая работа № 3

Иметь представление о файловой системе Linux. Понятие файл. Операции над файлами и дисками.

Проектно-исследовательский

14

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа по теме: «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».







Практическая работа № 4

Научатся работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска

исследовательский

15

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. ^ Практическая работа по теме: «Определение разрешающей способности мыши».







Практическая работа № 5

Операционная система, драйвера устройств, Этапы установки и загрузки операционной системы. Понятие приложение.

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

16

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. ^ Практическая работа по теме: «Установка даты и времени».







Практическая работа № 6

Научатся работать с графическим интерфейсом операционной системы, использующим различные управляющие элементы

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

17

Графический интерфейс операционных систем.










Знать: Основные элементы управления; Операции управления в ОС Windows. Понятия интерфейс, графический интерфейс, управляющие элементы.


Объяснительно-иллюстративный

18

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. ^ Практическая работа по теме: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».







Практическая работа № 7

Знать: Понятие компьютерный вирус. Виды компьютерных вирусов. Антивирусные программы. Способы защиты информации.

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

19

Правовая охрана программ и данных










Знать представление о защите информации, различать понятия: лицензионные, условно бесплатные , свободно распространяемые программы

Проблемное изложение

20

^ Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.»







Контрольная работа

Проверить знания , умения, навыки по разделу «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»





Коммуникационные технологии.-15 ч.

21

Передача информации в компьютерных сетях

^ Практическая работа по теме: Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети







Практическая работа № 8

Канал обмена информацией. Основная характеристики каналов передачи информации – пропускная способность. Единицы измерения скорости передачи информации. Локальная сеть. Виды локальной сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет

^ Практическая работа по теме: Подключение к Интернету







Практическая работа № 9

Понятие Интернет. Способы подключения к Интернету. ADSL – технологии. PLC – технологии. Интернет-адрес. Доменная система имен.

исследовательский

23

Маршрутизация и транспортировка данных

^ Практическая работа по теме: «География» Интернета







Практическая работа № 10

Понятие маршрутизация данных. Понятие транспортировка данных.

исследовательский

24

Всемирная паутина

^ Практическая работа по теме: Путешествие по Всемирной паутине







Практическая работа № 11

Технология Всемирной паутины. Понятия Всемирная паутина, адрес web-страницы, Браузер.

исследовательский

25

Электронная почта

^ Практическая работа по теме: . Работа с электронной Web-почтой  







Практическая работа № 12

Понятие e-mail, почтовый ящик, логин, пароль. Адрес электронной почты. Функционирование электронной почты. Почтовые программы.

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

26

Файловые архивы.

^ Практическая работа по теме: . Загрузка файлов из Интернета







Практическая работа № 13

Серверы файловых архивов в операционной системе. Менеджеры загрузки файлов. Адрес файла на сервере файлового архива. Понятие Адрес файла.

исследовательский

27

Общение в Интернете.










Серверы общения в реальном времени. Интернет-телефония. Телеконференции. Сеть мобильной телефонной связи. Звук и видео в Интернете.

Объяснительно-иллюстративный,

исследовательский

28

Поиск информации в Интернете

^ Практическая работа по теме: . Поиск информации в Интернете







Практическая работа № 14

Поиск по ключевым словам. Поиск в иерархической системе каталогов. Поиск файлов.

исследовательский

29

Электронная коммерция в Интернете.










Доски объявления. Интернет-аукционны. Интернет-магазины. Цифровые деньги.

Объяснительно-иллюстративный

30

Web-страницы. Web-сайты.










Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания.

Объяснительно-иллюстративный

31

Форматирование текста на Web-странице










Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста.

Объяснительно-иллюстративный

32

Вставка изображений в Web-странице










Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста.

Объяснительно-иллюстративный

33

Гиперссылки, списки на Web-странице










Теги гиперссылок, нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов.

Объяснительно-иллюстративный

34

Интерактивные формы на Web-странице










Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.

Объяснительно-иллюстративный

35

Зачетная практическая работа







Зачетная практическая работа