velikol.ru
1 2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1


Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы:

протокол №_____ __________Н. В. Савинкина

от «____»__________2013г. приказ №____

от «____»__________2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ДЛЯ 1 КЛАССА


2013– 2014 учебный год

Пояснительная записка

Русский язык.

^ 1. Роль и место дисциплины

Изучение русского языка имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Особенность курса в том, что он представляет собой пер­воначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Приобретенные зна­ния, первоначальное овладение родным языком станут фундаментом для дальнейшего обучения этому предмету, а также не­обходимыми для применения к самым различным сторонам жизни и деятельности человека.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

^ 3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы Зелениной Л.М, Хохловой Т.Е., Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.



^ 4. Цели и задачи

Программа направлена на реализацию познавательной и социокультурной цели:

  • познавательная цель связана с представлением науч­ной картины мира, частью которого является язык, на ко­тором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основны­ми положениями науки о языке и, как следствие, формиро­ванием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель включает формирование:

а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);

б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы необходимо решать следующие задачи и направления.

Учебные:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать

  2. средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

  3. освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических сред­ствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

  4. овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные мо­нологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познава­тельного интереса к русскому слову, стремления совершен­ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа

^ 5. Специфика программы

В содержание  УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культу­рологический (язык и общество), познавательно-коммуни­кативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последова­тельности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

  • семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте националь­ной и общечеловеческой культуры;

  • системно-функциональный — способствующий ос­мыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

  • этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры ре­чевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и со­образности» в использовании языковых средств.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, про­является единство курса. Язык и речь выступают не как ме­ханические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ре­чевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодейст­вующих между собой и являющихся основой для интеллек­туального и коммуникативного развития детей.

^ 6. Основные содержательные линии курса

  • «Предложение»

  • «Слово»

  • «Звуки и буквы»

^ 7. Структура программы

«Предложение» 10 часов

Речь как способ общения людей. Речь устная и письмен­ная, высказывание в объёме предложения или текста. Об­щее представление о тексте: смысловое единство предложе­ний, заголовок как тема текста.

Отличие слова и предложения. Предложение как выска­зывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.

Интонационная законченность предложения. Составле­ние предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.

«^ Слово» 11 часов

Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звуча­ния и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и про­тивоположными (антонимическими) значениями. Наблю­дение над употреблением слов в переносном значении, упот­реблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописа­нии слова.

Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих пред­меты, действия предметов, признаки предметов (морфоло­гические наблюдения).


«Звуки и буквы»27 часов

Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль зву­ков.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Глас­ные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).

Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Исполь­зование знания слогораздела для переноса слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигура­ции букв рукописного алфавита. Упражнения в совершен­ствовании техники письма: разборчивости, линейности, до­стижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоя­тельном выполнении правил гигиены письма.

Установление соотношения звукового и буквенного со­става слова.

Наблюдение над единообразным написанием безудар­ных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простей­шими способами подбора проверочных слов (один много, много один).

Ознакомление с правилами правописания и их примене­ние на практике:

  • обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу и буквосочетаний чк, чн);

  • раздельное написание слов;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);

  • написание слов из словаря;

большая буква в начале предложения, знаки препина­ния в конце.

^ 8. Требования к результатам

Личностные результаты: й осознание языка как основного средства мышления и об­щения людей; восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; способность к самооценке успешности в овладении язы­ковыми средствами в устной и письменной речи.

Метапредметные результаты: руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; следовать при выполнении заданий инструкциям учите­ля и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исп­равлять орфографические и пунктуационные ошибки; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты: различать основные языковые средства (слова, словосо­четания, предложения, текста); знать гласные и согласные звуки русского языка; их отличи­тельные признаки; все буквы русского алфавита; способы обозначения мягких согласных на письме; правописание буквосочетаний жи—ши, чаща, чущу, чк, чн; правила употребления большой буквы в именах, отчест­вах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях; правила переноса слов; правила оформления предложений на письме (употреб­ление большой буквы в начале предложения и знаков препинания в конце, наличие пробелов между словами); правописание словарных слов.

^ 9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

^ Работа в паре. Работа в паре постоянного состава — это та­кая форма работы учащихся, при которой два ученика в тече­ние заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли учеников при выполнении задания могут быть разными, поэтому должна иметь место смена ролей. В первом классе задания, выполняемые в паре, являются про­стыми по структуре и небольшими по объему.

^ Дифференцированные задания. Среди заданий для формиро­вания различных учебных навыков присутствуют блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Предпола­гается, что каждый ученик сможет выбрать из данного набора заданий то, которое соответствует его силам.

^ Творческие работы. Эти задания направлены на развитие творческого мышления учащихся.

Информационный поиск. Успешное обучение ребенка в современ­ной школе во многом определяется его информационной грамот­ностью, то есть способностью находить информацию, критичес­ки ее оценивать, выбирать нужную, использовать информацию и обмениваться ею с другими, а также создавать новую. Для учащихся первых классов (в силу небольшого объема их знаний и умений) поиск необходимой информации во многом за­труднен. Поэтому источниками информации для них становятся, прежде всего, взрослые (учителя, члены семьи, старшие товарищи).

^ Проверочные и тренинговые работы. Проверочные работы проводятся после прохождения той или иной темы или подтемы.

Проектная деятельность Проектная деятельность прово­дится после прохождения всех тем учебника по русскому язы­ку, то есть в конце учебного года.



^ 10. Итоговый контроль

В конце учебного года в первом классе проводится один контрольный диктант (15—18 слов) и 1 контрольное спи­сывание печатного текста (15 слов).

^ 11. Объем и сроки изучения

На изучение русского языка отво­дится 5 часов в неделю, всего - 50 часов.

III четверть: 12 часов.

IV четверть: 38 часов.



^ Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

^ Характеристика деятельности учащихся

Послебукварный период



Отличие слова и предложения. Предложение как выска­зывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Интонационная законченность предложения. Составле­ние предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.

Предложение- сообщение.

Предложение вопрос.

Предложение- просьба (совет, приказ). Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация. Вопросительная интонация. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного запаса учащихся.


Предметы окружающего мира и слова, их называющие.

Слово- название предмета.


Действие предмета и слово. которое называет это действие.

Слово- название действия предмета.

Составление предложений по рисункам.


Признак предмета и слово, которое называет этот признак.

Слово- название признака предмета.

Работа с текстом.


Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей. клички животных.

Имена собственные: названия городов, сёл, деревень, озёр, морей.


Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль зву­ков.

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Глас­ные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).

Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Исполь­зование знания слогораздела для переноса слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигура­ции букв рукописного алфавита. Упражнения в совершен­ствовании техники письма: разборчивости, линейности, до­стижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоя­тельном выполнении правил гигиены письма.

Установление соотношения звукового и буквенного со­става слова.

Наблюдение над единообразным написанием безудар­ных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простей­шими способами подбора проверочных слов (один много, много один).


Ознакомление с правилами правописания и их примене­ние на практике:

  • обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу и буквосочетаний чк, чн);

  • раздельное написание слов;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);

  • написание слов из словаря;

  • большая буква в начале предложения, знаки препина­ния в конце.

Предложение.(10 часов).

Понятие о предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. (^ 7 часов)


Прописная буква в начале предложения. (3 ч)


Слово.( 11 часов).

Предмет и слово. (2 ч).


Действие и слово. (2 ч)


Признак и слово.( 2 ч).


Слово- имя собственное. (5 ч).


Звуки и буквы. 27 ч

Звуки речи. 1ч


Гласные звуки. (1ч_)


Звонкие и глухие согласные звуки.(1 ч)


Звук «й» и буква й.(1 ч)


Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.(4 ч)


Буквы е, ё, ю, я в начале слова. (1 ч)


^ Сколько звуков и сколько букв в слове. (1ч.)


Произношение и написание слов с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу- щу.(3 ч)


Деление слов на слоги.( 2 ч)


Перенос слов.(3 ч)


Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. (3ч)


Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме. (6 ч.)


Проверь себя.( 2 ч)


  • Слушать текст.

  • Выделять в контексте отдельные предложения.

  • Сравнивать и различать на практике предложение и группу слов, не составляющее предложение.

  • Строить высказывания по результатам наблюдений.

  • Составлять предложения из данных слов, по рисунку, Наблюдать и устанавливать, как по разному (с разной интонацией) произносятся предложения.

  • Наблюдать и устанавливать, как (какими) знаками препинания на письме передаётся различная интонация.

  • Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях.

  • Продолжать высказывания, данные в учебнике.

  • Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания.

  • Слушать текст и в потоке речи выделять предложения и отдельные слова.

  • различать на слух и сравнивать интонацию произнесения различных предложений.

  • разучивать и произносить скороговорки.

  • читать (по учебнику) и обсуждать «Сведения о языке».

  • Озаглавливать тексты и записывать их, расставляя знаки препинания.




  • называть предметы окружающего мира.

  • произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

  • объяснять, чем различаются предмет и слово, его называющее.

  • чётко и правильно произносить скороговорки.




  • называть действия предметов окружающего мира.

  • произносить (читать) слова, называющие эти действия.

  • различать в тексте слова, называющие признаки предметов.

  • составлять текст по рисунку.




  • называть признаки предметов окружающего мира.




  • объяснять, чем различается признак предмета и слово, его называющее.




  • различать в тексте слова, называющие признаки предметов.




  • составлять текст по рисунку.




  • выбирать имена собственные, подходящие по смыслу, и записывать предложение (текст0 с выбранными именами собственными.




  • сравнивать и различать одинаково звучащие имена собственные и нарицательные (роза- Роза).




  • записывать по правилам имена собственные.




  • Отвечать на вопросы по рисунку.




  • Переводить слово звучащее в слово написанное.

  • слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова.




  • произносить и слушать слова с выделением в них гласных звуков.




  • наблюдать за особенностями произношения гласных звуков.




  • характеризовать особенности звучания (произнесения) согласных звуков.




  • анализировать звуко –буквенный сосав звучащего слова, выделять в совах отдельные звуки.




  • записывать слова(выборочно), которые начинаются с глухого или звонкого звука.




  • анализировать звуко- буквенный состав слов со звуком «й», делить данные слова на слоги.




  • анализировать звуко-буквенный состав слов.

  • выделять в словах согласные звуки парные по твёрдости- мягкости

  • выделять в словах только твёрдые или только мягкие согласные звуки

  • Сравнивать количество звуков и букв в словах с ь.

  • наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком «и»

  • наблюдать и делать вывод о том, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова.

  • объяснять совпадение и расхождение количества звуков и букв в словах.

  • Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши.

  • Восстанавливать слова с пропущенными буквами




  • произносить слова с делением на слоги.




  • делить слова на слоги.




  • формулировать правила переноса слов




  • использовать на практике правило переноса слов




  • Находить ударный гласный в слове.

  • Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения.

  • Экспериментировать с изменением ударения в словах.

  • Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный.




  • слушать и выделять звонкие и глухие согласные




  • устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных на письме.




  • упражняться в проверке обозначения на письме парных согласных в конце слова





следующая страница >>