velikol.ru
1

Управление образования муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»


Рассмотрено и согласовано

на заседании МО учителей физики и математики

Протокол № _______
от «___» __________ 200__г.





Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 42 ________________Е.П.Ладун

«____» ___________ 200__г.



Физика

рабочая учебная программа для средней (полной) школы

срок реализации – 2 года


составлена на основе примерной программы


Составил:

Мусихин Александр Александрович, учитель физики высшей категории


Воркута - 2007

^ Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике» и «Обязательного минимума содержания средней (полной) общей школы» под редакцией В.А. Коровина, В.А. Орлова М.:Дрофа, 2001 г., «Примерной учебной программы по физике для средней (полной) общеобразовательной школы» (10-11 классы), М.: «Дрофа», 2001 г., «Программы по физике 10-11 классы»

Рабочая программа, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимися, содержит перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, необходимого для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными законами об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее понимания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);

  • систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);

  • выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования;

  • оценки погрешности измерений, совпадения результатов эксперимента с теорией, понимания границ применимости физических моделей и теорий.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ.

Программа по физике основной образовательной школы составлена на основе программы Гутник Е.М., Перышкин А.В., которая включает обязательный минимум содержания физического образования для основной школы в соответствии с базисным учебным планом образовательных учреждений по 2 учебных часа в неделю в 7, 8 классах и 3 учебных часа в неделю в 9 классе.

За основу программы для 10 – 11 классов взята программа Г.Я. Мякишева. Изучение курса физики ведется по 3 часа в неделю 102 часа за учебный год.

При изучении этого курса пользуемся следующими учебниками:

Г.Я. Мякишев «Физика 10» М.: Просвещение 2002

Г.Я. Мякишев «Физика 11» М.: Просвещение 2002


Тематический план


10 класс – 102 часа

№ темы

Название темы

К-во часов

В т.ч. л/р

1

Введение

1

-

2

Кинематика

13

-

3

Динамика

18

1

4

Законы сохранения

16

1

5

Молекулярная физика

29

1

6

Основы электродинамики

25

2


11 класс – 102 часа

№ темы

Название темы

К-во часов

В т.ч. л/р

1

Электродинамика

17

2

2

Колебания и волны

35

1

3

Оптика

27

4

4

Квантовая физика

23

-


Содержание программы

10 класс


1. Введение

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Физический эксперимент. Основные физические величины. Система единиц измерения физических величин. Эталоны. Физические законы и теория. Идеализированные модели, приближения и оценки. Симметрия и физические законы. Четыре типа взаимодействия.


2. Механика

Кинематика материальной точки.

Система отсчета. Эвклидовость и изотропность пространства. Материальная точка. Закон движения в координатной и векторной форме. Путь и перемещение. Средняя, мгновенная и относительная скорости. Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости координаты и скорости от времени. Ускорение. Равноускоренное, равнозамедленное и равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути при равнопеременном движении. Движение по окружности: угол поворота, угловая скорость, центростремительное ускорение. Связь угловых и линейных величин. Свободные гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, начальная фаза колебания. Связь кругового и колебательного движения. Криволинейное движение в гравитационном поле. Тангенциальное и нормальное ускорения.


Лабораторная работа.

  1. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.


^ 3. Динамика материальной точки.

Инертные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Масса. Сила. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила упругости, вес, сила реакции опоры, силы трения, покоя и скольжения, сила натяжения. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач динамики с помощью законов Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Консервативные и диссипативные силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. Закон сохранения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения.

Динамика периодических движений. Траектории тел в гравитационном поле. Измерение масс космических тел. Космические скорости. Черные дыры. Радиус Шварцшильда.


Лабораторная работа.

2. Сравнение работы сил и измерения кинетической энергии.


Демонстрации.

Моделирование системы отсчета.

Зависимость траектории от выбранной системы отсчета.

Виды механического движения.

Движение тел по инерции.

Инертность тела.

Зависимость ускорения тел при взаимодействии от их массы.

Невесомость.

Движение тела, брошенного горизонтально.

Реактивное движение

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения энергии.

Виды равновесия тел.


^ Молекулярная физика.

Молекулярная структура вещества.

Размеры и строение атомов. Концентрация атомов, среднее расстояние между ними. Твердые тала, аморфные и кристаллические. Жидкие кристаллы. Жидкости. Газы, идеальный газ. Плазма, солнечный ветер.


^ Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

Статистический подход при описании систем, состоящих из большого числа частиц. Наиболее вероятное распределение частиц в пространстве. Распределение Максвелла молекул идеального газа по скоростям. Опыт Штерна. Молекулярный хаос. Температура как мера средней кинетической энергии молекул. Шкалы температур.

Давление идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы при изопроцессах, их графическое изображение.


Лабораторная работа.

4. Изучение одного из изопроцессов.


Термодинамика.

Внутренняя энергия идеального газа. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

Замкнутые циклы. Тепловые машины, холодильники. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Диффузия.


^ Жидкость и пар.

Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.

Испарение и кипение жидкости. Удельная теплота парообразования. Свойства паров. Ненасыщенный и насыщенный пар. Влажность воздуха.


Лабораторная работа.

5. Определение поверхностного натяжения.


^ Твердое тело.

Типы кристаллических решеток. Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, пластичность, твердость, прочность. Закон Гука.


Лабораторная работа.

6. Определение модуля Юнга.


^ Механические и звуковые волны.

Распространение волн в упругой среде. Фронт волн. Продольные и поперечные волны. Отражение волн. Периодические волны, частота, длина волны.

Звуковые волны. Скорость звука. Звуковая локация. Стоячие волны в музыкальных инструментах. Резонанс в акустических системах. Высота тона. Тембр. Уровень интенсивности звука. Децибел.

Демонстрации.

Модель теплового движения.

Модель броуновского движения.

Модель опыта Штерна.

Модель опыта Перрена.

Диффузия.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.

Газовые законы.

Постоянство температуры кипения жидкостей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Измерение влажности воздуха.

Кристаллы. Плавление и отвердевание кристаллических тел.


Электродинамика.

Электростатика.

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел трением. Закон сохранения заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Равновесие электрических зарядов. Электростатическое поле. Напряженность электрического поля. Напряженность поля точечного заряда. Линии напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества.

Работа сил электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Эквипотенциальные поверхности. Разность потенциалов. Заряженные частицы в электрических полях. Ксерокс, трубка осциллографа, струйный принтер. Энергия электрического поля. Емкость. Плоский конденсатор.


Демонстрации.

  1. Взаимодействие заряженных тел.

  2. Сохранение электрического заряда.

  3. Делимость электрического заряда.

  4. Электрическое поле заряженных тел.

  5. Энергия конденсатора.

Электродинамика.

Постоянный электрический ток.

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Источник напряжения. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электроизмерительные приборы. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Электролиз.


Лабораторная работа.

1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


Выпускники 10 класса должны:

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

1.1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

      1. относительность механического движения;

      2. принцип относительности Галилея;

      3. непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества;

      4. существование двух видов(знаков) электрического заряда;

      5. закон Кулона;

      6. связь магнитного поля с движением электрических зарядов;


1.2. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

1.2.1. закон всемирного тяготения;

1.2.2. закон сохранения импульса;

1.2.3. звук – механическая волна;

1.2.4. первый закон термодинамики;

1.2.5. связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой;


1.3. Используя теоретические модели, объяснить физические явления (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

1.3.1. независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

1.3.2. затухание механических колебаний маятников (нитяного и пружинного) и электромагнитных колебаний в контуре;

1.3.3. возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием;

1.3.4. необходимость теплопередачи для осуществления изометрического процесса;

1.3.5. нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении;

1.3.6. повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

1.3.7. электризация тел при их контакте;


1.4. Указывать границы (области, условия) применимости научных моделей, законов и теорий (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

1.4.1. второго закона Ньютона;

1.4.2. закона Гука;

1.4.3. закона сохранения импульса;

1.4.4. закона сохранения механической энергии;

1.4.5. механики Ньютона (классической механики);

1.4.6. представление тела материальной точкой;

1.4.7. модели идеального газа;

1.4.8. прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;


1.5. Выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез (проверка в виде заданий с выбором ответа или экспериментального исследования).


1.6. Знать назначение физических приборов, указанных в «Обязательном минимуме содержания …», и уметь или пользоваться (проверка в виде устного опроса и экспериментального задания).


1.7. Измерять (проверка в виде экспериментального задания):

1.7.1. ускорение свободного падения;

1.7.2. коэффициент трения скольжения;

1.7.3. жесткость пружины;

1.7.4. удельную теплоемкость вещества;

1.8. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения (проверка в виде устного опроса или реферата).


1.9. Называть значимые черты современной физической картины мира (проверка в форме устного опроса или реферата).


1.10. Иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствование важнейших технических объектов: тепловых двигателей, (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа).


2. Владеть основными понятиями и законами физики.

2.1. Соотносить указанные в «Обязательном минимуме содержания …» понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2.2. Раскрывать смысл физических законов и принципов указанных в «Обязательном минимуме содержания …» (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

2.2.1. принципы относительности, близкодействия, суперпозиции, соответствия;

2.2.2. законы Ньютона, всемирного тяготения

Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики, сохранения электрического заряда, Кулона,

2.2.3. уравнение Клапейрона—Менделеева;

2.2.4. связь давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц; взаимосвязь массы и энергии;

2.2.5. постулаты специальной теории относительности; постулаты Бора.


2.3. Вычислять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.3.1. скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении;

2.3.2. центростремительное ускорение;

2.3.3. дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;

2.3.4. ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

2.3.5. скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;

2.3.6. скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

2.3.7. период колебаний математического маятника, груза на пружине, свободных колебаний в колебательном контуре;

2.3.8. установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса;

2.3.9. неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона—Менделеева;) или основного уравнения кинетической теории газов;

2.3.10. изменение внутренней энергий вещества при теплопередаче и совершении работы;

2.3.11. КПД теплового двигателя;

2.3.12, силу взаимодействия между двумя точечными неподвижными зарядами в вакууме;

2.3.14. напряженность электрического поля, созданного несколькими точечными зарядами, используя принцип суперпозиции;

2.3.15. работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потен­циалов поля);

2.3.16. напряженность однородного электрического поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии;

2.3.17. заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках;

2.4. Определять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.4.1. характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени;

2.4.2. период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнению гармонических колебаний;

2.4.3. характер изопроцесса по графикам в координатах p, V; р, Т; V, Т;


2.5. Описывать преобразование энергии при (проверка ответа в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

2.5.1. свободном падении тел;

2.5.2. движении тел с учетом трения;

2.5.3. свободных колебаниях нитяного и пружинного маятников;

2.5.4. изменении агрегатного состояния вещества;


3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической) (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

3.1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.

3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.

3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.


4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

4.1. Соотносить длительность года, месяца и суток, смену времен года с движением Земли и Луны.


4.2. Знать:

4.2.1. значение температуры тела здорового человека, точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении;

4.2.2. физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека;

4.5.6. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;

4.2.7. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.


11 класс.


Магнетизм.

Взаимодействие токов. Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля. Магнитный поток. Рамка с током в магнитном поле. Электродвигатель. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Телевизионная трубка. Радиационные пояса земли. Магнитное поле в веществе. Диа-, пара- и ферромагнетики. Спин. Магнитная проницаемость. Индуктивность. Энергия магнитного поля.


Электромагнетизм.

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле. Закон Фарадея-Максвелла. Правило Ленца. Генераторы переменного и постоянного тока. Взаимная индукция и самоиндукция. Трансформатор. Передача электроэнергии.

Переменный ток. Сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Действующее значение переменного тока. Колебательный контур. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.


Лабораторная работа.

2. Изучение явления электромагнитной индукции.


Демонстрации.

Закон Ома для полной цепи.

Собственная и примесная проводимости полупроводников.

p-n переход.

Взаимодействие проводников с током.

Опыт Эрстеда.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Магнитное поле прямого тока, катушки с током.

Отклонение электронного пучка в магнитном поле.

Электромагнитная индукция.

Магнитное поле тока смещения.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

Поляризация электромагнитных волн.

Радиосвязь.


^ Электромагнитное излучение.

Излучение и поглощение электромагнитных волн радио- и СВЧ- диапазона.

Излучение диполя. Опыт Герца. Электромагнитные волны. Синусоидальные волны. Поляризация. Генерация и прием модулированных волн. Квазары. Радиосвязь. Телевидение. Радиолокация. Энергия, импульс, давление электромагнитных волн.


Лабораторная работа.

3. Сборка из готовых блоков приемника прямого усиления.


^ Квантовая теория электромагнитного излучения и поглощения

Квантовая гипотеза Планка. Фотон. Энергия, импульс и масса фотона. Корпускулярно-волновой дуализм свойств света и частиц. Длина волны де Бройля. Опыт Резерфорда. Строение атома в модели Бора.

Квантование энергии. Спектр излучения атома. Спектры электромагнитного излучения и поглощения. Применения электромагнитного излучения. Применения электромагнитного излучения разных диапазонов длин волн.

Лазеры. Их применение. Фотоэффект.


^ Волновая оптика.

Монохроматическое излучение. Когерентность. Интерференция электромагнитных волн. Голография. Дифракция света. Закон отражения электромагнитных волн. Луч как перпендикуляр к фронту волны. Закон преломления электромагнитных волн. Коэффициент преломления. Дисперсия света.


Лабораторная работа.

4. Измерение показателя преломления стекла

5. Наблюдение интерференции и дифракции света.

6. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки


Геометрическая оптика.

Минимальное изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света призмой. Полное внутреннее отражение света. Собирающая и рассеивающая тонкие линзы. Фокусное расстояние. Формула линзы. Оптические инструменты. Микроскоп и телескоп.


Лабораторная работа.

7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


Демонстрации.

  1. Интерференция света.

  2. Дифракция света.

  3. Поляризация света.

  4. Разложение света в спектр.

  5. Преломление света.

  6. Полное внутреннее отражение света.

  7. Получение изображения при помощи линзы.


Физика высоких энергий.

Физика атомного ядра.

Волновые свойства микрочастиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Структура и размеры ядер. Протоны. Нейтроны. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы ядра. Стабильность ядер. Радиоактивность. Радиоактивный распад. Период полураспада. Радиоизотопы в археологии и геологии. Биологическое действие радиоактивного излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления. Ядерные реакторы. Экологическая ядерная безопасность. Термоядерный синтез.


Лабораторная работа.

8. Изучение треков заряженных частиц.


^ Элементарные частицы. Космология.

Фундаментальные частицы. Лептоны. Адроны (мезоны, барионы). Античастицы. Позитрон. Ускорители элементарных частиц высоких энергий. Закон сохранения барионного и лептонного чисел. Сохранение странности. Кварки. Цвет. Аромат.

Расширяющаяся Вселенная. Закон Хаббла. Большой взрыв.

Критическая плотность вещества. Основные периоды эволюции Вселенной.

Взаимосвязь физики элементарных частиц и космологии.


Демонстрации.

  1. Невидимые излучения в спектре нагретых тел.

  2. Фотоэффект.

  3. Законы внешнего фотоэффекта.

  4. Линейчатый спектр.

  5. Люминесценция.

  6. Лазер.

  7. Модель опыта Резерфорда.


Требования к уровню подготовки выпускников 11 кл.

Система требований полностью согласована с обязательным минимумом содержания общего образования по физике и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для формирования представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии человеческой цивилизации и современного общества.

В соответствии с общими целями обучения и развития к уровню подготовки выпускников предъявлены четыре группы требований: освоение методов научного познания; владение определенной системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию; владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека.

Разные группы требований предлагают разные преимущественные формы проверки уровня их достижения. Поэтому итоговая оценка достижения выпускником необходимого уровня общеобразовательной подготовки по физике предполагает обязательную комплексную проверку результатов обучения с использованием различных ее форм и носит выборочный характер.

Выпускники средней школы должны:

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

1.1. Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

      1. связь магнитного поля с движением электрических зарядов;

      2. связь электрического поля с изменением магнитного поля;

      3. представление о свете как волне;

      4. представление о свете как потоке частиц;

      5. планетарная модель атома;

      6. сложное строение атома.


1.2. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

1.2.1. давление света;

1.2.2. существование электромагнитных волн;

1.2.3. свет – электромагнитная волна;

1.2.4. связь массы и энергии;

1.2.5. представление о потоке частиц как о волне.


1.3. Используя теоретические модели, объяснить физические явления (проверяется путем устного опроса или заданий с выбором ответов):

1.3.1. взаимодействие двух параллельных проводников с током;

1.3.2. зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

1.3.3. линейчатый характер излучения и поглощения света атомарным газом;

1.3.4. фотоэффект;

1.3.5. радиоактивность;

1.3.6. высокая температура Солнца.


1.4. Указывать границы (области, условия) применимости научных моделей, законов и теорий (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

1.4.1. геометрической оптики;

1.4.2. представление об атомах как неделимых частицах;

1.4.3. возможности однозначного предсказания результатов природных процессов.

1.5. Выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез (проверка в виде заданий с выбором ответа или экспериментального исследования).

1.6. Знать назначение физических приборов, указанных в «Обязательном минимуме содержания …», и уметь или пользоваться (проверка в виде устного опроса и экспериментального задания).

1.7. Измерять (проверка в виде экспериментального задания):

1.7.1. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;

1.7.2. удельное сопротивление проводника;

1.7.3. показатель преломления;

1.7.4. фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы;

1.7.5. длину световой волны.


1.8. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения (проверка в виде устного опроса или реферата).

1.9. Называть значимые черты современной физической картины мира (проверка в форме устного опроса или реферата).

1.10. Иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствование важнейших технических объектов: тепловых двигателей, генераторов электрического тока, телекоммуникационных устройств, лазеров, ядерных реакторов и др. (проверка в форме устного опроса или заданий с выбором ответа).


2. Владеть основными понятиями и законами физики.

2.1. Соотносить указанные в «Обязательном минимуме содержания …» понятия с теми свойствами (особенностями) тел и процессов, для характеристики которых эти понятия введены в физику (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

2.2. Раскрывать смысл физических законов и принципов указанных в «Обязательном минимуме содержания …» (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

2.2.1. принципы относительности, близкодействия, суперпозиции, соответствия;

2.2.2. закон Ома для полной цепи, закон электромагнитной индукции, законы геометрической оптики, радиоактивного распада;

2.2.3. уравнение Эйнштейна для фотоэффекта;

2.2.4. взаимосвязь массы и энергии;

2.2.5. постулаты Бора.

2.3. Вычислять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.3.1. силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);

2.3.2. ЭДС источника тока, силу тока, напряжение и сопротивление в простейших электрических цепях;

2.3.2. силу, действующую на движущийся электрический заряд или на -проводник с током в Магнитном поле;

2.3.3. ЭДС индукции с помощью закона электромагнитной индукции;

2.3.4. показатель преломления среды, используя закон преломления;

2.3.5. длину волны по скорости ее распространения и частоте;

2.3.6. кинетическую энергию фотоэлектронов;

2.3.7. энергетический выход простейших ядерных реакций по известным массам взаимодействующих частиц и продуктов реакции.

2.4. Определять (проверка в виде заданий с выбором ответа):

2.4.1. вид движения электрического заряда в однородных магнитном и электрическом полях;

2.4.2. химический состав газа по его спектру;

2.4.3. продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

2.4.4. состав ядра по его заряду и массовому числу

2.5. Описывать преобразование энергии при (проверка ответа в виде устного ответа или заданий с выбором ответа):

2.5.1. протекании электрического тока по проводнику;

2.5.2. свободных колебаниях в колебательно контуре;

2.5.3. поглощении и излучении электромагнитных волн;

2.5.4. работе тепловых двигателей;

2.5.5. работе электрогенератора, химических источников тока, солнечных батарей;

2.5.6. работе ядерных реакторов.


3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической) (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

3.1. Излагать суть содержания текста учебной книги по физике.

3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

3.3. Выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов, предусмотренных обязательным минимумом содержания курса физики.

3.4. Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.


4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека (проверка в виде устного ответа или заданий с выбором ответа).

4.2. Знать:

4.2.1. опасность для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми

электроприборами;

4.2.2. опасность для здоровья человека инфракрасного, видимого лазерного, ультрафиолетового, СВЧ, рентгеновского излучений и методы защиты от

них;

4.2.3. опасность для здоровья человека источников радиоактивных излучений я методы защиты от них;

4.5.4. экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных и гидроэлектростанций;

4.2.5. зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.


Литература для учащихся:


  1. Г.Я.Мякишев «Физика 10» М.: Просвещение 2002

  2. Г.Я.Мякишев. «Физика 11» М.: Просвещение 2002

  3. Л.А. Горев Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение» 1985

  4. А.С. Енохович Справочник по физике и технике М.: Просвещение, 1989

  5. Я.И. Перельман Занимательная физика М.: Наука, 1986

  6. Ю.А. Храмов. Физики. М.: Наука, 1983

  7. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в средней школе. М.: «Просвещение» 1972

  8. Сборник задач по физике 9 – 11 классы. А.П. Рымкевич. «Дрофа» 1988



Литература для учителя.


  1. Г.Я.Мякишев «Физика 10» М.: Просвещение 2002

  2. Г.Я.Мякишев. «Физика 11» М.: Просвещение 2002

  3. Ш.А. Горбушин. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы. Ижевск «Удмуртия» 1992.

  4. Поурочные планы по отдельным темам. Физика 9 – 11.

  5. Сборник задач по физике 9 – 11 классы. А.П. Рымкевич. «Дрофа» 1988

  6. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике в средней школе. М.: «Просвещение» 1972

  7. Г.И. Ряболов, Н.Р. Дадашева, П.И. Самойленко Сборник дидактических заданий по физике.

  8. Л.А. Горев Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение» 1985

  9. А.С. Енохович Справочник по физике и технике М.: Просвещение, 1989

  10. Я.И. Перельман Занимательная физика М.: Наука, 1986

  11. Ю.А. Храмов. Физики. М.: Наука, 1983

  12. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе./ Под ред. А.А Покроского. М.: Просвещение, 1978