velikol.ru
1

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

Для успешного выполнения заданий по пространственной ориентировке на листе бумаги де­тям необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, ко­торые надо вырабатывать специально.

Хоро­шо рисующие и даже занимающиеся в изостудии дети (и такие слу­чаи были) могут оказаться неспособными справиться с задачей по­вторения образца, который находится у них перед глазами. Воспро­изведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоя­тельном рисовании.

Значительные нарушения зрительно-моторной координации свя­зываются с различными поражениями теменных отделов головного мозга. Чаще всего встречаются нарушения двух типов: либо наруше­но воспроизведение целостных форм (это выявляется рисунками 2, 3, 5), либо — внутриструктурных отношений (это выявляется рисун­ками 1 и 4), что может быть следствием органических поражений, соответственно, правой или левой теменных областей. Слабое разви­тие зрительно-моторной координации (зона II) чаще всего связано с функциональными отклонениями в деятельности мозга (ММД).

Слабая зрительно-моторная координация часто бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с до­ски, из учебника или из прописей. Понимая причину, взрослые не должны ругать ребенка и требовать от него невозможного. Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличе­нию ее с образцами. При наличии органических поражений и функ­циональных нарушений в работе мозга необходимы, в первую оче­редь, соответствующее лечение и выполнение всех рекомендаций невропатолога.


Педагогу для развития зрительно – моторной координации следует использовать следующие типы упражнений:

  • Прямое копирование образца с опорой на клетки.

  • Зеркальное копирование образца с опорой на клетки.

  • Копирование изображений с опорой на координатную сетку.

  • Прямое и зеркальное отображение образца без опоры на клетки.

  • Разрисовка изображений по форме с опорой на пунктирные линии.

  • Дорисовывание изображения заданными штрихами и линиями.



^ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ И КООРДИНАЦИИ «ГЛАЗ — РУКА»

Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки. Сущность этого типа упражнений отражена в названии и не требует отдельных пояснений. .

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование.


Приложение №1


Когда дети осваивают этот вид работы, можно переходить к освоению зеркального копирования.

Объяснять детям, что такое зеркальная копия, удобно, используя в качестве примера ладони. Педагог показывает детям сложенные вместе ладони. Они со­впадают — ладони одинаковые. Педагог предлагает детям убедиться в этом, сло­жив собственные ладони. Далее он снова показывает детям свои ладони, сложен­ные на уровне груди так, что большие пальцы повернуты к груди, а мизинцы — в сторону аудитории. Ладони медленно раскрываются, при этом большие пальцы все время продолжают касаться друг друга. Педагог обращает внимание детей на то, что теперь мизинец одной руки оказался справа от больших пальцев, а другой слева. При этом ладони по-прежнему остаются одинаковыми, в этом легко убе­диться, снова сложив их вместе. Педагог несколько раз складывает и снова рас­крывает ладони, затем предлагает сделать то же самое детям.

Используя несложное графическое изображение, педагог показывает детям как можно сделать зеркальную копию. Для этого он отступает несколько клеток вправо (или влево) от образца, ставит точку, после чего начинает выполнять изоб­ражение, проговаривая свои действия вслух. Выполняя необходимую последова­тельность действий, он постоянно обращает внимание детей, что верх и низ изоб­ражения так и остаются верхом и низом, а право и лево меняются местами. В не совсем корректном, но зато лаконичном и удобном для понимания и запомина­ния варианте правило звучит так: «Все, что было справа, будет слева; верх и низ остаются».

Разрешение выполнить зеркальную копию можно использовать в качестве поощрения для тех детей, которые научились хорошо выполнять прямое копиро­вание. В этом случае часть детей получает право выполнять зеркальные копии, когда другие еще продолжают отрабатывать прямое копирование.

Желательно предлагать детям для копирования такие образцы, которые пред­ставляют собой симпатичные и забавные изображения. Это стимулирует их рабо­тать качественно.


Приложение №2


^ Копирование изображений с опорой на координатную сетку. В заданиях опи­санных выше типов дети копировали целостные одиночные законченные рисунки. При этом каждую следующую линию они начинали вести с того места, где закон­чили предыдущую. Однако детей надо ознакомить и с иным способом копирования изображений. Их необходимо приучать к тому, что при копировании можно ориен­тироваться не на смежную часть изображения, а на независимую точку отсчета.

С этой целью педагог может использовать задания, в которых дети должны составить изображение из частей. Точки соединения частей можно рассчитать, если соотнести расположение частей рисунка с некоторой системой координат. Эту систему координат задают стороны прямоугольников, в которые вписаны части рисунка


Приложение №3


^ Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки. Этот вид работ не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копирова­нием по клеткам. Только расстояния теперь определяются на глаз, что делает работу более сложной. Однако детьми эти задания воспринимаются как новые. Это позволяет учителю увеличить количество по сути однотипных упражнений, не утомляя детей ощутимым однообразием.


Задания этого типа включают не только дорисовывание половинок зеркально, но и дорисовывание недостающих частей объектов. Остальные задания смотрите в альбоме.


Приложение №4


Разрисовка изображений по форме с опорой на пунктирные линии.

Ребенку предлагается заполнять различные изображения предметов, обязательно учитывая форму, добиваться сохранения расстояния между линиями.

Приложение № 5

Дорисовывание изображения заданными штрихами и линиями.

Ребенку предлагаются различные изображения предметов, групп предметов, сюжетных рисунков и т.п. Необходимо дорисовать заданными видами штрихов и линий.

Приложение № 6