velikol.ru
1

ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра «Технологии и Профессионального образования»


РАЗВИТИЕ НЕСТАНДАРТНОГО

МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ


(Внедрение новых технологий и интерактивных методов обучения)


Автор: Дружинин Константин Александрович

г. Новочебоксарск, МОУ «СОШ № 14»


Научный руководитель: Кандидат педагогических наук,

доцент

Бородина Татьяна Леонидовна


План работы


  1. Анализ проблемы.

Цель работы.

Задачи.

2. Осознание проблемной области.

3. Гипотеза содержания эксперимента

4. Этапы развития нестандартного мышления за период обучения. 5.Тестирование учащихся на наличие творческих способностей.

6. 5 класс. (Метод мозговой атаки. Метод контрольных вопросов.)

7. 6 класс. (Морфологический анализ. Морфологическая матрица.)

8. 7 класс. (Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей

и ассоциаций.)

9. 8 класс. (Функционально-стоимостный анализ Алгоритм решения

изобретательских задач.)

10. Мониторинг конечных результатов метода.


Анализ проблемы


Существующая система преподавания предмета технология включает в себя составление проекта. В учебной литературе приводится порядок составления проекта, даются образцы выполненных работ, рекомендуются проектные задания для учащихся. Таким образом, навязывается система, которая формирует у ребят, изучающих предмет Технология сте­реотип мышления, когда проектная деятельность сводится к выполнению стандартных разделов проекта. Иногда приходится наблюдать, что сначала изготавливается изделие, затем по готовому изделию составляется проектная записка. Процесс творчества в учебном процессе 5 – 8 классов заканчивается небольшим анализом проблемной области.

Таким образом, у учащихся формируется стереотип мышления, а рынок требует гибкости в принятии решения. Гибкость мышления, нестандартный подход в решении своих задач также необходимо воспитывать, начиная с начального звена. В существующей программе Технология, методика творческого подхода рассматривается только в 11 классе.


^ Цель работы: Разработать пути для привития навыков решения вопросов нестандартным методом у школьников.


Задачи: 1. Осознание проблемной области.

2. Разработать разделы занятий для принуждения решений нестандартным методом.

3. Результаты применения метода нестандартного решения на поставленные вопросы.


Гипотеза содержания эксперимента


Мой эксперимент должен показать, что нужно сделать, чтобы достичь результата в развитии нестандартного мышления у школьников.

Наибольший эффект должен быть достигнут при:

1. Разделение класса на группы наличия творческих способностей.

Одинаковый подход ко всему классу не даёт требуемого результата, хороший результат даёт дифференцированный подход к каждому ученику класса. Выявить наличие творческих способностей помогает тестирование класса, увеличить тем самым положительный эффект эксперимента.

2. Развитие нестандартного мышления разбито на 4 этапа.

1 этап, 5 класс. Учащиеся изучают наименее сложный метод, это «метод мозговой атаки» и «метод контрольных вопросов».

^ 2 этап, 6 класс. Морфологический анализ и более сложный по уровню, но схожий по сути метода, это морфологическая матрица.

3 этап, 7 класс. Метод фокальных объектов и метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

4 этап, 8 класс. Более сложный, поэтому отведённый более старшему классу, это функционально-стоимостный анализ и алгоритм решения изобретательских задач.

3. Каждый этап разбит на два полугодия, результатом усвоения материала является проект, в котором оценивается творческая составляющая. Выполнение проекта одновременно всем классом является трудоёмко на стадии проверки, поэтому класс делится на две группы, каждая группа выполняет проектную работу в первом и втором полугодии. Учащиеся групп выбирают полугодие по желанию в зависимости от степени усвоения материала.

4. Оценка требуемого результата производится по оценочному листу, где особое внимание отведено таким критериям, как актуальность поставленной задачи, новизна решаемой задачи, оригинальность методов решения задачи и новизна полученных результатов.

Результаты работы по методу развития нестандартного мышления предполагает получение таких творческих работ у учащихся, как востребованность, большое число различных сюжетов, идей разных категорий.


Тестирование учащихся на наличие

творческих способностей


Перед началом обучения каждого класса, каждой параллели проводится тест-опрос на наличие творческих способностей. В зависимости от результата тестов учащимся рекомендуется при выборе темы проекта выполнять сложные или менее сложные задания.

Данное тестирование выявляет ещё не реализованные, «дремлющие» способности. Тестирование так же способно показать уровень роста творческих способностей при переходе из класса в класс.


1. Я думаю, что я аккуратен.

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучше всех в чём-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то ещё. 6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая,

не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как всё происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.

13. Если даже я уверен, что прав, стараюсь менять свою точку зрения,

если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдёт, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.


Креативность – в случае ответов ( + ) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19 и в случае ответов ( - ) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15 то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего.


Список контрольных вопросов

А. Осборна


  1. Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы применения?

  2. Возможно ли решение изобретательской задачи путём приспособления, упрощения, сокращения? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?

  3. Какие модификации технического объекта возможны? Какие изменения возможны (изгиб, кручение, поворот, движение, цвета, формы, другие возможные изменения)?

  4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия?

  5. Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сузить, отделить, раздробить?

  6. Что в техническом объекте можно заменить?

  7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо заменить? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?

  8. Что в техническом объекте можно сделать на оборот? Нельзя ли поменять местами полярность, перевернуть зажимы, повернуть низом в верх или задом на перед?

  9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать сплав, смесь, новый ассортимент? Можно ли комбинировать секции узлы, блоки, агрегаты, цепи?



Список контрольных вопросов Т.Эйлоарта


  1. Перечислить все качества и определения предполагаемого объекта.

Изменить их.

  1. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки.

  2. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы,

новые предложения.

  1. Набросать фантастические, биологические, экономические и другие

аналоги.

  1. Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие

модели.

  1. Попробовать различные виды материалов и энергии.

  2. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

  3. Узнать мнение некоторых совершенно не осведомлённых в данном деле людей.

  4. Устроить групповое обсуждение, выслушивая всё и воспринимая каждую идею без критики.

  5. Попробовать национальные «решения»: хитрое шотландское, расточительное американское, сложное китайское и другие.

  6. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, - всё о ней.

  7. Бродить среди стимулирующей обстановки, просматривать журналы, комиксы.

  8. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

  9. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

  10. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени, размеров, вязкости и т. П.

  11. В воображении «залезть» внутрь механизма.

  12. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определённое звено из цепи и, таким образом, создают нечто иное, уводя в сторону от нужного решения.

  13. Чья это проблема? Чего он добился?

  14. Кто придумал это первым? Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

  15. Кто ещё решал эту проблему? Чего он добился?

  16. Определить общепринятые ограничительные условия и причины их установления.


Вывод: Универсальность метода мозговой атаки позволяет рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере они не возникали. Метод контрольных вопросов при поиске решений творческих задач идёт более целенаправленно, системно. Данные два метода можно использовать совместно.

2 полугодие

Морфологическая матрица


СУТЬ МЕТОДА: При составлении морфологической матрицы используется метод морфологического анализа. По обеим осям записываются все возможные варианты решения задачи для заданных характеристик. Затем рассматриваются все возможные сочетания по каждой оси.





Вывод: Морфологический анализ позволяет создать конструкции новых устройств, обладающих требуемыми качествами. С помощью многомерной матрицы можно решать не только технические, но и организационные, административные, управленческие задачи.


7 КЛАСС


1 полугодие

Метод фокальных объектов


СУТЬ МЕТОДА: Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получается необычные сочетания, позволяющие преодолеть стереотип мышления.



1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта




2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче.

4. Соединение признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка полученных решений










3. Определение и запись в таблицу 6-10 признаков случайных объектов

5. Оценка найденных решений, выбор лучшего из них

Вывод: Метод даёт хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения.


2 полугодие

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций


СУТЬ МЕТОДА: Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Позволяет найти большее число подсказок для исследования.


1.Определяем синонимы объекта (Сходные по значению).

2. Произвольно выбираются случайные объекты, образуя гирлянду слов.

3. Объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем.

4. Составляется таблица признаков случайных объектов.

5.Поочерёдно присоединяем к объекту и его синонимам признаков из таблицы.

6. Поочерёдно из внесённых в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.


Вывод: От метода фокальных объектов он отличается тем, что даёт большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Ассоциации не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, они зависят от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.


8 КЛАСС

1 полугодие

Функционально-стоимостный анализ


СУТЬ МЕТОДА: Определение не производительных затрат при изготовлении изделия, не обеспечивающих требований заказчика.



1. Выбор

объекта




2. Определение функций



^ 3. Выявление функциональных зон с наибольшими затратами

ВЫВОД: Функционально- стоимостный анализ рекомендуется использовать: при проектировании новых изделий и технологий, для модернизации освоенных в производстве изделий, для снижения затрат основного и вспомогательного производства, для снижения затрат сырья и энергии.


2 полугодие

Алгоритм решения изобретательских задач


Выбор задачи.


1.
Определить конечную цель.

Задача не решаема, проверить обходной путь.

Определить требуемые показатели.

Уточнить требования, вызванные условиями, в которых предполагается реализация объекта.


П
2.

4.
остроение модели задачи.


Записать условия задачи , не используя спец. термины.

Выделить пару, которая обеспечивает наилучшее осуществление производственного процесса. Записать два взаимодействия этой пары: полезное и вред- ного с учётом анализа, сформулировать задачу.

Анализ модели задачи.

В
3.
ыбрать из элементов, входящих в модель сформированной задачи, тот, который можно легко изменить

Выделить ту зону элемента, которая не справляется с требуемым комплексом двух взаимодействий.

Сформулировать противоречивые физические требования. Записать стандартные формулировки.

Устранение физического противоречия.

Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны. Рассмотреть типовые модели задач, получить физический эффект.

Перейти от физического ответа к техническому.



^ 5.
Предварительная оценка полученного решения.

Провести предварительную оценку.

Проверить формальную новизну полученного решения.

Выяснить, какие подзадачи могут возникнуть при технической разработке полученной идеи. Записать результаты.


Развитие технического ответа.


О
6.
пределить, как должна быть изменена надсистема, в ко- торую входит изменённая система.

Проверить, может ли изменённая система применятся по новому.

Использовать полученный ответ при решении других технических задач.


Анализ хода решения.




С
7.
равнить реальный ход решения с теоретическим. Если есть отклонения, учесть.

Сравнить полученный ответ с таблицами физических эффектов.


Вывод: Алгоритм решения изобретательских задач - инструмент мышления, инструмент для решения нестандартных задач. Данный метод позволяет уйти от психологической инерции.


Мониторинг достижения требуемого

результата.


^ СУТЬ МОНИТОРИНГА: По окончании каждого года обучения, проектные работы оцениваются с позиции применения изученного метода. В зависимости от количества набранных баллов набранным каждым учащимся составляется рейтинг.





^ Рекомендуемые критерии оценки

Балл

1.

Актуальность поставленной задачи



  • Имеет большой теоретический и практический интерес.

  • Степень актуальности определить сложно.

  • Носит вспомогательный характер.

  • Не актуальна.





5

4

3

2

2.

Новизна решаемой задачи


  • Поставлена новая задача.

  • Решение новой задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами.

  • Задача имеет элементы новизны.

  • Задача известна давно.






5

4


3

2

3.

Оригинальность методов решения задачи


  • Решена новыми оригинальными методами.

  • Имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.

  • Используются традиционные методы решения.






5

4

3

4.

Новизна полученных результатов


  • Получены новые теоретические и практические результаты.

  • Разработан и выполнен оригинальный эксперимент.

  • Имеется новый подход к решению известной проблемы.

  • Имеются элементы новизны.






5

4

3

2

5.

Научное и практическое значение результатов работы


  • Результаты заслуживают практического использования.

  • Можно использовать в учебном процессе.

  • Можно использовать в научной работе школьников.

  • Не заслуживают внимания.






5

4

3

2

6.

Уровень проработанности исследования, решения задачи


  • Задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования.

  • Недостаточный уровень проработанности решения.

  • Решение не может рассматривается как удовлетворительное.






5

4

3


7.

Изложение доклада, эрудированность автора в научном направлении


  • Использование известных результатов и научных фактов в работе.

  • Знакомство с современным состоянием проблемы.

  • Полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.

  • Ясное понимание цели работы.

  • Логика изложения, убедительность рассуждений, обоснованность и оригинальность выводов.

  • Общее впечатление.



3

4


3

5


5

5

Сумма баллов

55



Список используемой литературы


  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.–Московский рабочий, 1973 г.

  2. Джонс Дж. Методы проектирования. – Москва, Издательство Мир 1986 г.

  3. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. – Москва, Педагогика, 1974 г.

  4. Лук А.Н. Психология творчества. – Москва, Издательство Наука, 1978 г.

  5. Петрович М.Т. Цуриков В. Путь к изобретению. – Москва, издательство Молодая гвардия, 1986 г.

  6. Симоненко В.Д. Технология 5 – 8 класс. – Москва, издательство «Вентана -Граф», 2000 г.

  7. Симоненко В.Д. Технология 11 класс. – Москва, издательство «Вентана-Граф», 2000 г.