velikol.ru
1

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»

Цели урока

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить однородные члены в речи; отделять однородные члены на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование однородных членов в речи;

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

^ Тип урока: закрепление новых знаний

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация новых знаний.


Осторожно ветер


Из калитки вышел,


Постучал в окошко,


Пробежал по крыше,


Поиграл немножко


Ветками черемух,


Пожурил за что – то


Воробьев знакомых


И расправил бодро


Молодые крылья,


полетел куда-то


Вперегонки с пылью.


(М.Исаковский)

(Какими словами автор передаёт действия ветра? Как называются такие слова?)

^ 3. Формулирование темы урока.

- Так как же называются подобные члены предложения? Давайте откроем стр. 44 в наших учебниках, исследуем её и назовем тему нашего урока.

4. Целеполагание.

-как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь?


Находить в тексте


однородные члены


Употреблять в своей речи


Правильно расставлять


знаки препинания


в предложениях с одн. членами


^ 5. Организация самостоятельных выводов. (Работа в группах)


Ребята, подумайте в группах и сформулируйте признаки однородных членов предложения.

Выводы: каждая группа начинает свое выступление со слов «однокоренными называются члены предложения, которые…» (признаки не повторять!)

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает)


Признаки однородных членов:


1. Отвечают на один и тот же вопрос


2. Являются одним и тем же членом предложения


3. Относятся к одному и тому же слову


4. Выражены одной и той же частью речи


5. Читаются с перечислительной интонацией.


6) Закрепление изученного.

а) объяснительный диктант с составлением схем, расстановкой знаков препинания.


Жёлтые зелёные красные листья летят по ветру.

Улетают стрижи журавли и ласточки.

Трава завяла пожухла потемнела.)

Хорошие книги нравятся взрослым старикам детям.

Умная книга научит тебя доброте и справедливости.


б) Самостоятельная работа по карточке.

Дедушка и внук шли по лесу. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. Птичка кружилась, пищала и жалостно просила… Дедушка и мальчик даже не коснулись гнезда.

в).Работа с текстом в группах (Выписать предложения с однородными членами, расставить знаки, начертить схемы)

Зима.

Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы покричали и полетели за высокие горы в тёплые края. Остались только воробьи вороны галки чижи и синички. Накинулась зима на зверей запорошила снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут сердито молотками постукивают по озёрам прудам рекам и морям мосты строят. (К. Ушинский)

7. Итог урока. Выставление оценок.


- Понравился ли урок?

- Какие трудности вы испытывали на уроке?

- Какие члены предложения называются однородными?

- Как связываются между собой ОЧП?

- Какие члены предложения могут выступать в роли однородных?

- Какие знаки препинания могут быть поставлены при однородных членах?

8. Домашнее задание. Составьте 5 предложений или связный текст на тему «Книга – наш советчик и друг»с однородными членами.