velikol.ru
1

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

п. Медвеженский Красногвардейского района


«НЕ СТОИТ ЗЕМЛЯ БЕЗ ПРАВЕДНИКА». Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».


Урок посвящается 90-летию со дня рождения писателя.


Урок подготовила и провела

учитель литературы

Шеховцова Лидия Фёдоровна

2008-2009 уч. год.


Тема урока: «Не стоит земля без праведника». Рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели урока: показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Оборудование урока: портрет А.И. Солженицына, его книги.

Методические приёмы: лекция учителя, аналитическая беседа; сопоставление текстов.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Александр Исаевич Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Он стал известен всей стране в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича». Солженицын – фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир», «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ», а на протяжении 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Август 14-го», «Раковый корпус». Кроме того, сам писатель, вернувшись тогда ещё в Советский Союз, обнародовал свою принципиально значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый президент СССР М.С.Горбачёв уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого» - «Великим». Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом – Солженицын был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершён; возвращение Солженицына в новую Россию очень многими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Обращаясь к народному характеру в рассказах, опубликованных в первой половине 60-х г.г., Солженицын предлагает литературе новую концепцию личности. Его герои, такие, как Матрёна, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее и не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, то есть, выжив физически, перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти. Рассказ «Матрёнин двор» - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

^ 2.Проверка домашнего задания. (Сопоставление рассказов А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича»).

3.Беседа по рассказу «Матрёнин двор». -Какова тема рассказа? (Тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки.) -Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры.

Комментарий учителя.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрёна раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминает свою молодость так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свёкор кричал: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить». Оказывается, Матрёна когда -то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят» : «Раз конь с испугу сани понёс на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» . И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

-Какое значение в раскрытии характера героини имеет её рассказ о любви?

Комментарий учителя.

Матрёна в рассказе о своей любви раскрывается совсем с неожиданной стороны: «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, - прошептала она. – Тут роща была.… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала.И ни весточки, и ни косточки…». Рассказчик пишет: «В первый раз совсем по-новому увидел Матрёну… Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны - как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное , девичье, перед страшным выбором». Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрёны. Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не обозлиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого! Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым , открытым человеком.

-Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрёны? (Рассказчик испытывает острое чувство вины: «Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

^ Комментарий учителя.

Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом

-Каков символический смысл рассказа «Матрёнин двор»?.

Комментарий учителя.

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матрёнина двора». Да и само название «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибли во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом - стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека, - « по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели- не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить». Словно противится разрушению дома сама природа- сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрёны необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома .Погибает хозяйка- окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб,- похоронили. Символический характер носит и страх Матрёны перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрёну.

Дополнительные вопросы классу. Итоги работы и выводы.