velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




РАССМОТРЕНА

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 22.08.2012

УТВЕРЖДЕНА

Директором школы

________И.Т. Сидоренко



КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»


х. Малотокмацкий

2012 год

Пояснительная записка

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

    Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Работа педагогического коллектива школы в контексте ведущей методической проблемой школы «Своевременное выявление творческих способностей каждого школьника, создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации ребёнка как творческой созидательной личности, гражданина культуры и нравственности», позволила более отчетливо увидеть и данную проблему: невозможно только средствами и возможностями урока развивать творческий потенциал личности.

    Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

     Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

     Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.


^ Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.


Принципы программы

  1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.


Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.


Основные мероприятия по реализации программы


I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Проведение школьных научных конференций, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в НОУ.

9. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.


^ IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты

1. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

3. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

4. Повышению качества образования и воспитания школьников.

^ План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»


№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Составление списков групп ОД по предметам.

Сентябрь

ежегодно

2

Распределение часов на на кружковую работу.

Сентябрь

ежегодно

3

Организация патронажа между способными учащимися и учителями предметниками.

Постоянно

4

Расширение сети профильных групп с учетом способности и запросов учащихся.

Ежегодно

5

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

ежегодно

6

Участие в районных, областных олимпиадах.

Ноябрь, январь ежегодно

7

Участие в различных заочных олимпиадах и конкурсах.

Ежегодно

8

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

Постоянно

9

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

10

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Сентябрь

11

Проведение научной конференции учащихся «Знание – сила».

Март

ежегодно

12

Работа секций научного общества учащихся.

Постоянно

13

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей.

Постоянно

14

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные образовательные учреждения края, России.

Постоянно

15

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

Постоянно

16

Углубленное изучения отдельных предметов.

Постоянно

17

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми.

Май

18

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

Май