velikol.ru
1

Результаты мониторинга «Уровень воспитанности» учащихся 9 класса

МОУ СОШ №6 с. Серафимовского


Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учёбе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предлагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы, интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

  • определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости у старшеклассников психологом школы был проведен мониторинг, в котором приняли участие 15 учащихся 9 класса.

За основу была взята минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И.Шиловой. Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств( от высокого уровня до недопустимого).

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

^ Низкий уровень воспитанности представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

^ Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Анкетирование проводилось анонимно. Это дало возможность ребятам быть откровенными при выборе ответов. Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:

1.Любовь к Отечеству.

2. Политическая культура.

3. Интернационализм.

4. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности.

5. Бережливость и экономность по отношению к личной собственности.

7. Успешность в учении и самообразовании.

8. Интеллект.

9. Де6ловитость и организованность.

10. Коммуникативность.

11. Готовность прийти на помощь.

12. Тактичность, культура поведения.

13. Здоровый образ жизни.

14. Целеустремлённость в самоопределении.

15. Информированность.

16. Чувство собственного достоинства.

17. Адаптированность.

Также учащимся была предоставлена возможность высказать своё собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.

^ Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников чувство собственного достоинства (57% опрошенных отнесли себя к людям с высшим уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (54%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (52%). в то же время у школьников наблюдается низкая самооценка успешности в учении и самообразовании (8% опрошенных отнесли себя к людям с высшим уровнем её развития), низкий уровень информированности (11,3%), готовности прийти на помощь (12,7%). Кроме того, у учащихся 7-8-х классов наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:

- бережливость и экономность по отношению к личной собственности (33,4% отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);

  • успешность в учении и самообразовании (32,5%);

  • - здоровый образ жизни (28%);

  • целеустремлённость в самоопределении (25,4%);

Некоторые учащиеся отразили в анкетах своё собственное мнение. Особое мнение учащиеся высказали по проблеме «здорового образа жизни» (2%). Например:

  • «Я имею вредные привычки, но не могу от них избавиться»;

  • - «Я считаю нужным следить за своим здоровьем, но иногда можно и поразвлечься»;

  • - «Я веду здоровый образ жизни, укрепляю своё здоровье. Меня волнует здоровье друзей, но я не вмешиваюсь в их образ жизни»;

  • - «Я стараюсь следить за здоровьем, но имею вредную привычку (курю)»;

Также особое мнение было высказано учащимися по проблеме «самообразование» (1,5%). Например:

  • «Основные нужные мне знания я получаю вне школы»;

  • - «Я знаю, что нужно учиться в школе, но те знания, которые мне нужны, я уже получил».



^

Анкета для старшеклассников


Уважаемый старшеклассник!

В ваших руках анкета, в которой мы просим выбрать одно из четырёх утверждений и поставить соответствующий ему балл.

  1. Любовь к Отечеству:

  • я интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего Отечества, переживаю настоящее, обсуждаю с товарищами свою роль в создании его будущего (15);

  • у меня вызывает интерес историческое прошлое своего Отечества, и я переживаю за его настоящее (9);

  • я мало интересуюсь историей и культурой своего Отечества (1);

  • я пренебрежительно отношусь к истории и отечественной культуре (0).

2. Политическая культура:

  • я осведомлён об общественно-политических событиях, имею собственные аргументированные оценки, обсуждаю их с товарищами(8);

  • я осведомлён об общественно-политических событиях, имею самостоятельные суждения и оценки поп поводу некоторых из них (7);

  • я недостаточно осведомлён о политических событиях, чаще всего прислушиваюсь к оценке и суждениям других людей (4);

  • мне безразличны политические события (0).

^ 3.Правовая культура:

  • я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю их, активно работаю по созданию законов и правил школьной жизни (9);

  • я знаю основные гражданские права и обязанности, соблюдаю большинство из них (9);

  • иногда я допускаю отклонения в соблюдении правопорядка (9);

  • я очень часто нарушаю дисциплину и правопорядок (3).

4. Интернационализм:

  • я уважаю культуру у традиции других национальностей, пресекаю неуважительное отношение к ним (11;

  • я проявляю интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей (10);

  • у меня не вызывает интерес культура других национальностей(8);

  • как правило, я пренебрежительно отношусь к культуре и традициям других национальностей (0).

^ 5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности:

  • я берегу общественное достояние, уважаю чужую собственность, стимулирую к этому других(12);

  • я уважаю чужую собственность, берегу общественное достояние (12);

  • Я не забочусь об общественном достоянии и чужой собственности, но и не наношу вреда им (11);

  • я могу нанести ущерб чужой и общественной собственности (0);

^ 6. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности:

  • я берегу личные вещи, экономно и разумно трачу денежные средства, удерживаю от неразумных трат своих близких и товарищей (13);

  • я в целом берегу личные вещи и разумно трачу денежные средства (12);

  • я не особенно забочусь о сбережении своих вещей и иногда люблю потратить лишнее (3);

  • я небережлив и расточителен (0).

^ 7. Успешность в учении и самообразовании:

  • я реализую свои способности в учении, дополнительно развиваю их вне школы, имею свои собственные приемы обучения, поддерживаю среди товарищей престиж знаний, умею извлекать пользу из опыта (11);

  • я в целом успешен в учении, стремлюсь самостоятельно решать свои проблемы (10);

  • я недостаточно успешен в учении, зачастую нуждаюсь в поддержке учителей и товарищей при организации учебной деятельности (14);

  • я не успешен в учебе и не люблю учиться (0).

8. Интеллект:

  • я не умею оценивать происходящее вокруг, критически воспринимать новую информацию и отстаиваю свою позицию в дискуссиях(3);

  • я в целом умею оценивать происходящее вокруг и восприимчив к новой информации (12);

  • мне, как правило, достаточно сложно разбираться в происходящем; я теряюсь, попадая в новое окружение, а в дискуссии являюсь пассивным слушателем (7);

  • меня не интересует происходящее вокруг (0).

^ 9. Деловитость и организованность:

  • я организованный и деловитый, умею определить свое место в группе и в совместной деятельности, умею включаться в новое дело, нести ответственность, довожу дело до конца 13);

  • я в целом организованный, умею работать в группе под руководством других людей (12);

  • мне трудно самостоятельно организовать свою работу, я, как правело, принимаю участие в деле под руководством других (11);

  • мне, как правело, не удается организовать свою деятельность, я не люблю что-либо делать (0);

10. Коммуникативность:

  • я люблю общаться с людьми, умею взаимодействовать с ними, способен решать конфликты, договариваться, разрабатывать и проводить разные мероприятия (13);

  • я люблю общаться с людьми, умею работать в группе, но испытываю затруднения в решении конфликтных ситуаций 9);

  • я предпочитаю работать один, потому что не всегда умею договариваться с людьми, а во время дискуссии обычно молчу (5);

  • меня раздражают большие компании, я не уютно чувствую себя в обществе (2);

^ 11. Готовность прийти на помощь:

  • я готов прийти на помощь практически каждому, кто в ней нуждается, всегда стараюсь участвовать в акциях взаимопомощи и милосердия (13);

  • я охотно иду на помощь друзьям и товарищам в решении проблемы (12);

  • я не охотно иду на помощь и поддержку других, а если и поддерживаю кого-то, то чаще всего «за компанию» (1);

  • меня не волнуют чужие проблемы.0

^ 12. Тактичность. Культура поведения:

  • я тактичен и вежлив в обращении со старшими и товарищами, одобряю и поддерживаю эти чувства у других (13);

  • я в целом тактичен и вежлив, но спокойно реагирую на бестактность других по отношению к окружающим (12);

  • я вежлив и тактичен, как правило, лишь в присутствии старших и педагогов (11);

  • я не стараюсь быть тактичным и вежливым (0).

^ 13. Здоровый образ жизни:

  • я считаю, что необходимо вести здоровый образ жизни, укрепляя своё здоровье; я занимаюсь этим и привлекаю своих друзей; я не имею вредных привычек (13);

  • я в целом виду здоровый образ жизни, укрепляю своё здоровье, но не всегда могу преодолеть свои вредные привычки (2);

  • я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни; думаю, что иногда можно и поразвлечься, не обращая внимания на возможные негативные последствия (1);

  • я не считаю необходимым вести здоровый образ жизни в принципе; имею вредные привычки и думаю, что они – нормальное явление (0).

^ 14. Целеустремлённость в самоопределении:

  • я уже определился в жизни, упорно и настойчиво работаю на пути достижения данной цели, поддерживаю в самоопределении других (3);

  • я настойчиво работаю над собой в плане самоопределения (7);

  • я еще не определился в жизненных планах, нуждаюсь в поддержке и советах (6);

  • я не имею никаких жизненных целей (4);

15. Информированность:

  • я умею получать информацию с помощью различных источников, работать с документами, классифицировать их, проводить опросы, консультироваться (13);

  • я в целом умею получать информацию, работать с научной литературой (12);

  • я с трудом самостоятельно нахожу нужную информацию, нуждаюсь при этом в помощи (8);

  • я не умею самостоятельно получать и обрабатывать информацию (0).

^ 16. Чувство собственного достоинства:

  • я всегда стараюсь поступать достойно, уважать достоинство других 1(3);

  • я в целом стараюсь поступать достойно (12);

  • я не всегда задумываюсь о том, насколько достойно веду себя (1);

  • я не забочусь о том, насколько достойно поступил, не думаю о том, как оценят мои поступки окружающие (0).

17. Адаптированность:

  • я обладаю гибкостью мышления, умею находить новые решения в проблемной, нестандартной, сложной ситуации (3);

  • я стараюсь самостоятельно решать собственные проблемы, но иногда прибегаю к чьей-то помощи (12);

  • я иногда теряюсь в сложной ситуации и не могу решить собственные проблемы без поддержки других людей (9);

  • я не умею решать собственные проблемы без чьей-либо поддержки (0).