velikol.ru
1

Рекомендации

родителям по адаптации ребенка к детскому саду.


Адаптация- приспособление личности к условиям социальной среды и результат этого процесса;приспособление, привыкание к новым условиям.

Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:

легкую(1-16 дней), среднюю (16-32 дня), тяжелую(32-64 дня).

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода

 возраст ребенка

 состояние здоровья

 уровень развития

Личностные особенности

 умение общаться с взрослыми и сверстниками

 сформированность предметной и игровой деятельности

 приближенность домашнего режима к режиму детского сада

 сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

 готовность родителей к пребыванию ребенка в д\саду

 шумовой фон в группе детского сада

 стабильность воспитательского состава

 компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным

подходом в процессе воспитания и развития дошкольников


Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по- разному. Но привыкание к дошкольному учреждению- это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день- это верный знак того, что он освоился.


^ Воспитывайте полезные привычки с детства


Соблюдение норм здорового образа жизни - надежная профилактика многих заболеваний. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым, крепким, вы должны позаботиться о том, чтобы с самого раннего детств его окружала именно такая обстановка, чтобы требования, которые предъявляются к ребенку, соблюдались всеми членами семьи. Пример взрослых - самый убедительный довод в воспитании вообще, в том числе и в выполнении культурно- гигиенических правил поведения. Проявите терпение и настойчивость в формировании у детей необходимых навыков, и тогда они станут прочной привычкой.

Особенно важно воспитание гигиенических навыков в период перед поступлением ребенка в школу. Чистота, опрятность, аккуратность – все эти качества, безусловно, отразятся не только на состоянии здоровья, но помогут ребенку в школе.

Привитие гигиенических навыков обычно начинается с разъяснения понятных детям, несложных, но играющих огромную роль во всей дальнейшей воспитательной работе правил. Прежде всего расскажите ребенку, для чего надо выполнять то или иное правило гигиены, а затем научите его самостоятельно выполнять соответствующую гигиеническую процедуру. Особое значение при этом занимает ее систематическое повторение. Без достаточных упражнений навык сформироваться не может, в лучшем случае он останется на уровне умения, которое также может исчезнуть, если не будет «поддержано» упражнением. Вспомните, с каким трудом ребенок делает первые шаги и как легко и свободно он ходит и бегает потом, после ежедневной тренировки. Так любой навык: пока дети неполностью овладели им, выполнение его требует известной затраты сил, внимания, большего или меньшего напряжения.


Например, вы должны не только говорить ребенку, что надо мыть руки, но и научить его это делать правильно: хорошо намылить руки и смыть всю пену, а затем досуха вытереть полотенцем. Проследите за тем, как моет руки ваш малыш, все ли он делает как надо. Если он лишь споласкивает руки, плохо их вытирает, проявите настойчивость, добейтесь тщательного выполнения этого правила личной гигиены. Не забывайте напомнить ему, что руки надо мыть не только перед едой, но и после посещения уборной, возвращения с прогулки, игр с животными. Ребенок должен пользоваться своим полотенцем.

Умеет ли ваш ребенок правильно чистить зубы? Покажите ему, как это делается. Не секрет, что не только дети, но и взрослые порой ограничиваются двумя – тремя движениями щетки справ налево. А ведь чтобы очистить промежутки между зубами от остатков пищи, необходимо верхний ряд зубов чистить движениями щетки сверху вниз, нижний – снизу вверх, причем надо «пройтись» и по внутренней стороне зубов и делать это утром и вечером.

С раннего детства научите ребенка бережному. аккуратному отношению к своим вещам – одежде, книжкам, игрушкам. Вечером он должен собрать игрушки, сложить книжки. Одежду, снятую перед сном, аккуратно сложить. К шести годам малыш может сам застелить свою кровать, пусть это будет его обязанностью.

Приятно смотреть на ребенка, который сидит за столом прямо, не кладет локти на стол, ест не торопясь, пользуется столовыми приборами, салфеткой.

Всему этому его также надо научить. И не только потому, что это правила культуры поведения, но и потому, что еда наспех, плохо пережеванная пища вредна для здоровья.

Последовательность, настойчивость, которую вы проявите, добиваясь от ребенка выполнения правил личной гигиены, личный пример, отразятся в дальнейшем на формировании таких черт его характера, как чувство долга, умение подчиняться определенным правилам, дисциплине. А эти качества всегда необходимы человеку в жизни.


Важным условием воспитания вообще и, в частности, воспитания гигиенических навыков – единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Следует также учитывать, что эффективным средством воспитательного воздействия является эмоциональное подкрепление поведения ребенка, особенно если он оценка – одобрение или порицание – исходит от близких людей: родителей, бабушки. Но не давайте «в награду» за выполнение лакомства: это не только вредно для здоровья, но и чревато воспитанием стяжателя, эгоиста.

Контроль за выполнением детьми гигиенических навыков должен быть повседневным, но по возможности не назойливым.

К моменту поступления в школу дети должны без напоминания выполнять самостоятельно следующее:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок, посещения туалета, перед едой;

- умываться утром после сна и утренней гимнастики;

- причесываться (своей расческой);

- мыть ноги перед сном теплой водой;

- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

- полоскать рот водой после каждого приема пищи;

- пользоваться вилкой, ножом, тщательно пережевывать пищу;

- уметь быстро раздеться и одеться, содержать в порядке свой игровой уголок, свои личные вещи, одежду, обувь.


Гигиеническое воспитание детей в семье может быть успешным только при согласованности действий семьи и детского сада, а затем школы. Для этого родителям следует посещать «дни открытых дверей», организуемые в детских садах для знакомств с учебно-воспитательным и оздоровительным режимом, беседы на медико-педагогические темы.

^ Запомните наши советы! Их выполнение поможет воспитать у вашего ребенка полезные привычки – составные здорового образа жизни.


К моменту поступления в школу дети должны без напоминания выполнять самостоятельно следующее:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок, посещения туалета, перед едой;

- умываться утром после сна и утренней гимнастики;

- причесываться (своей расческой);

- мыть ноги перед сном теплой водой;

- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

- полоскать рот водой после каждого приема пищи;

- пользоваться вилкой, ножом, тщательно пережевывать пищу;

- уметь быстро раздеться и одеться, содержать в порядке свой игровой уголок, свои личные вещи, одежду, обувь.


Рекомендации для родителей


Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «^ Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину…» Или: «Перестань реветь, а то я уйду…» Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупредить детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает». Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т.д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовет неудачником, все равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а проступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля », надо: «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний.

Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «^ Ты бы лучше…» Обсуждайте только как исправить положение.

Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.


Как избавить ребенка от страхов?

Для этого не следует:

  • запирать его одного в темной или тесной комнате;

  • бить ребенка (по рукам, голове, лицу, попе);

  • строго наказывать и угрожать: «Плохо будешь себя вести, останешься ночевать в детском саду»;

  • пугать его животными, различными страшилками;

  • заставлять неподвижно стоять, лежать и т.д.;

  • объявлять ребенку бойкот;

  • смеяться над ним и называть «трусишкой»;

  • высмеивать ребенка, особенно при детях;

  • наказывать за страх.


Помните! К страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и ласки.


Перед сном нельзя:

  • устраивать шумные игры;

  • смотреть страшные фильмы;

  • читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).


Как же следует организовывать процесс укладывания ребенка спать?

  • Создавать спокойную, доброжелательную обстановку.

  • Играть в спокойные, добрые игры.

  • Спокойно разговаривать.

  • Слушать спокойную музыку.

  • Можно посмотреть добрые фильмы.

  • Хороши совместные вечерние прогулки на природу. Природа оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка.



Памятка для родителей по воспитанию доброты.


  1. Любите своего ребенка. Ласково называйте его по имени.

  2. Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.

  3. Имейте в семье животное или растение. Поручайте заботу о них детям.

  4. Учите детей правильному общению с живыми существами.

  5. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный цветок – живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

  6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.

  7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.

  8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

  9. Учите исправлять свои ошибки.

10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.

12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.

13. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

14. Разучите пословицы:

«Добрые дела целыми веками живут»

«Доброе дело веками помнится»

«Доброму везде добро»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Добро помни, а зло забывай»


значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка-дошкольника и как добиться понимания и признания права ребенка на игру.


  • Вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка.




  • Параллельно с ребенком, не включаясь в его игру, родители могут развивать свое направление сюжета (ребенок играет в шофера, папа в другом месте создает ремонтную мастерскую и т.п.)




  • В процессе игры важно развивать творчество ребенка, побуждая его придумывать различные сюжеты и воплощать их.




  • Практиковать многодневные игры, стремиться удерживать сюжет игры и взятые на себя роли и не «соскальзывать» на привычные отношения.




  • Выступая равным ребенку партнером в игре, признавать его право на переживание, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.




  • Не поучать детей во время игры и не давать им никаких указаний и оценок.




  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, опыт.




  • Не критиковать детей, способствовать максимальному самовыражению в игре, поощряя его; взяв на себя роль, одновременно быть самим собой. Действуя в роли, раскрывать ее многофункциональность (мама ухаживает за ребенком, готовит обед, ходит на работу и т.д.), ее отношение с другими ролями (реальными и фантастическими). Вводить договор и правило в совместную игру.




  • Договариваться о времени, условиях игры. Начинать и прекращать игру согласно договору (вторая половина шестого года жизни).




  • Широко использовать сюжетную игру и ее элементы в бытовых семейных ситуациях (например, автобус -космический корабль, а папа с сыном - космонавты).




  • Поддерживать и по возможности участвовать в коллективных играх детей.




  • Организовывать игры с различными материалами (водой, песком, глиной), развивающие игры.



искусство быть родителем


  1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья, ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.




  1. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.




  1. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.




  1. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.




  1. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться.



Памятка родителям

по созданию благоприятной семейной атмосферы.


  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.




  • Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите




  • Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.




  • Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» -лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.




  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.




  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.




  • Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!



Памятка для родителей

по защите прав и достоинства

ребенка в семье


  1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.

  2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

  3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но ребенком в целом.

  4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

  5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

  6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

  7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

  8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.

  9. За один раз – может быть одно наказание. Наказан – прощен.

  10. Ребенок не должен бояться наказания.

  11. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом.

  12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

  13. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

  14. Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.


^ Любите своего ребенка!


Пять рецептов избавления от гнева


1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте его;

- проводите с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах неудачах.


^ 2. Следите за собой. Особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- отложите или отмените совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.


3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.


^ 4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.


^ 5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);

- если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.


Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием.


Памятка для родителей

«Обучение детей наблюдательности на улице»


находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.


учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающего транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.


при движении по тратуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находится со стороны проезжей части.


приучайте ребенка, идя по тратуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок домов и поворотами транспорта на перекрестках

.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги:поворот головы налево, направо, еще раз на лево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть-остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.


 учите ребенка всматриваться в даль, пропуская приближающийся транспорт.


 наблюдая за приблизающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами(автобус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой скорости.поэтому лучше подождать, если не уверены, что нет скрытой опасности.


не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких либо препятствий:стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

 переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно.

Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за

движением транспорта.

Переходить проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

^ Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!


Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребёнка часто критикуют – он  учится  осуждать

  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться

  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким

  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым

  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым

  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе

  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать

  • Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости

  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить

  • Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь