velikol.ru
1

Родительское собрание. Тема: « Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Цель собрания – помочь родителям проанализировать свое поведение, обратить их внимание на положительные качества своего ребенка, формы проявления любви к нему.

Задачи собрания:

1.Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.

2.Определить факторы успешности выполнения родительских функций.

3.Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Участники собрания – родители 4-6 классов.

Ход собрания.

  1. ^ Вводное слово социального педагога.

Добрый день! Сегодняшнее наше собрание посвящено необычной теме. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос: «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить – над этими вопросами обычно мало кто задумывается. Давайте сегодня попытаемся определить слагаемые родительской любви.

Прежде чем начнем работу, мне бы хотелось с вами познакомиться. Я предлагаю каждому написать свое имя и отчество на карточках и прикрепить их на груди.

^ Родители выполняют просьбу социального педагога.

Спасибо! А сейчас прошу вас встать в круг, повернувшись лицом внутрь круга и касаясь друг друга плечами. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладоням.

^ Родители катают мяч по своим рукам.

Хорошо! А теперь прокатим мяч в другую сторону.

Спасибо! Присаживайтесь на свои места. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.

^ Родители по очереди высказываются.

Для повышения эффективности работы мы будем использовать приемы кооперативного обучения. Для этого нам необходимо обсудить и принять правила работы. Предлагаю такие правила (правила на экране):

1.Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2.У нас нет зрителей, работают все.

3.Мы – хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить секреты, не сплетничаем

4.Довертесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам. Готовясь к встрече с вами, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали новейшую информацию.

Принимаем правила?

Родители либо утвердительно кивают, либо высказывают свои соображения по поводу правил. В случае поступления замечаний социальный педагог выносит их на обсуждение.

Правила приняты, начинаем работать.

^ 2.Актуализация темы собрания.

Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который предложил родителям журнал «Воспитание школьников».

Напишите в столбик числа от 1 до 14. Таково будет количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр:

ответ «да» –2 балла,

«отчасти», «иногда» –1 балл,

ответ «нет» – 0 баллов.

Отвечайте на вопросы быстро, долго не раздумывая, ибо первая реакция всегда самая верная. На весь тест мы отводим две минуты.

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2.Говорят ли дети с вами «по душам», советуются ли «по секретику»?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.Разделяют ли дети вместе с вами хозяйственные заботы?

6.Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8.Участвуют ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

9.Вспомните детские праздники. Предпочитает ли ваш сын или дочь, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11.Обсуждаете ли телевизионные передачи?

12.Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах, других познавательных и развлекательных мероприятиях?

13.Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14.Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или отдельно от них?

Подсчитываем количество набранных баллов. Готовы ли вы получить оценку?


*Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.

*Если вы набрали от 10 до баллов – отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

*Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.


^ 3.Анализ родительских ошибок.

С помощью теста вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, каковы ваши удачи в воспитании своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще немного, и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе, Не намечается ли какая-нибудь трещина в отношениях с ребенком, которая со временем разрастается в огромный овраг?

Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы.

Родители делятся на четыре группы.

Начинаем групповую работу.

1.Пусть каждый из вас самостоятельно вспомнит и запишет пять ошибок в воспитании, которые он когда-либо совершал. Время выполнения задания – 3 минуты.

2.Объединитесь в группу, обсудите и выберете пять общих ошибок в воспитании. Запишите их на листе.

Для этого у вас есть 10 минут. Один из членов группы представляет работу к обсуждению.

Родители работают самостоятельно и затем объединяются в группы. Проводится обсуждение результатов групповой работы. После получения информации от всех групп выделяются общие ошибки и записываются на плакат. Ведущий просит родителей прокомментировать эти ошибки, возможно, выразить чувства, вызванные полученной информацией.

На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Сравним свои выводы с выводами специалистов. Переходим в режим просмотра презентации. (экран)

На каждом слайде названо по ошибке, которую выделяют психодоги. Социальный педагог зачитывает, сравнивает с теми, что сформулировали родители.

^ 4.Анализ форм проявления любви к ребенку.

Сейчас я попрошу всех сесть в круг. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают. Было бы неверно оставить все так, как есть. Всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Давайте рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу родительского успеха. Я предлагаю вам выполнить упражнение. Оно называется «В лучах родительского солнца».


1.Каждый нарисуйте, пожалуйста, круг. Напишите в нем свое имя. Теперь от этого символа («от вас, как от солнышка») нарисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: « Чем я, подобно солнцу, согревающему землю, согреваю своего ребенка?». Например, вы пишите на одном лучике: «По утрам я всегда бужу своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом лучике: «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем: «Я добрый (-ая)» и т.п.

Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты.

2.Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и нарисуйте такое же солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши главные достоинства.

Родители работают.

На доске на большом листе ватмана нарисовано наше общее солнышко. Это вы. Своим теплом вы согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи ? Начинает первая группа. Она подписывает первые пять лучей, следующая группа продолжает, подписывая другие пять, и так, пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Только, чур, не повторяться.

Родители подписывают лучики общего солнышка.

Давайте снова сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Проводится обсуждение результатов групповой работы.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко получилось лучистое! Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей без каких-либо условий. Предлагаю вам вслушаться в формулу любви, выведенную американским психологом Россом Кэмпбеллом. (на экране)

«Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от его плохого поведения».

Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и попытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:

1.Это обычные дети.

  1. Они ведут себя, как все дети на свете.

  2. В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.

  3. Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.

  4. Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я выражаю им свою любовь только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, совершенствовать самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее, если даже не более, чем они сами.

  5. Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им по мере того, как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.

  6. Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования, и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что «этим родителям никогда не угодишь!». Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.

  7. Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих детей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.

^ 5.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Сегодня выписано много рецептов родительской любви, выведена ее формула. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте. У психологов есть понятие «тактильный голод». Бывает он у детей, которых мало ласкают. Это одна из основных бед ребят, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, поцеловать или взъерошить тяжелой отцовской рукой волосы. Эти действия не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научившись подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к сыну или дочери, как к равному, воспринимаются слишком буквально. Не опасайтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».


У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышления. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • «Из сегодняшнего разговора я поняла…»

  • «Мне не понравилось…»

  • «Хотелось бы продолжить разговор на тему…»

Благодарю вас за работу.

Раздаются конверты с рассуждениями детей «Если бы я был мамой, папой, бабушкой, дедушкой, то я бы своему ребенку (со своим ребенком)…», предупреждение о секретности и эксклюзивности полученного письма, которое не следует обсуждать с детьми.