velikol.ru
1

Роль ИКТ в повышении качества образования


ИКТ меняют процесс обучения и это уже неизбежность, это реалии, это факт.

Цель разворачивающегося в школе процесса информатизации заключается в вовлечении в процесс информатизации всех участников образовательного процесса для повышения качества образования.

На сегодняшний день у любого учителя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения разнообразных средств ИКТ в процессе обучения.

Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации тем, тесты и разнообразный контрольно-измерительный материал, форумы для общения и многое другое.

^ Использование ИКТ даёт:

  • Развитие инструментальных навыков у учащихся (напр., навыка владения компьютером, пользования Интернет-ресурсами и т.д.).

  • Развитие когнитивной (познавательной) сферы учащихся.

  • Развитие социальной сферы учащихся (кооперация, автономия, самодисциплина, самокритика и автокоррекция).

  • Развитие эмоционально-волевой сферы

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс требует серьёзной подготовки педагогических кадров. Учитель образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для собственного образования, воспитания в свете новых требований современной жизни и собственном профессиональном и творческом развитии. 90% педагогов владеют навыками использования отдельных средств ИКТ. Это позволяет привлечь больше педагогов для использования ИКТ в образовательном процессе. В настоящее время ИКТ используются в преподавании практически всех предметов и во внеурочное время в дополнительном образовании. Большое количество учебных занятий были проведены с использованием ресурсов сети Интернет. Это усиливает интерес учащихся к предметам и повышает мотивацию к получению знаний. На слайде вы видите выборку в виде диаграмм для некоторых учителей, которые постоянно применяют ИКТ на своих занятиях. Качество знаний по итоговой аттестации достаточно высокое. В последнее время в нашу жизнь все шире стали внедряться цифровые фотоаппараты и видеокамеры. С учетом того, что многие учащиеся в каникулярное время выезжают за пределы своей местности, у них появляется богатый видеоматериал, который они используют на уроках и при подготовке проектов. При этом совершенствуется их информационная культура.

Проектная (научно-исследовательская) работа учащихся с использованием ИКТ была организована педагогами начальных классов, а также учителями технологии, биологии, технологии. Работы наших учащихся заняли призовые места на районной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся, а две работы вышли в финал всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся им Менделеева. Развитие познавательной деятельности учащихся также положительно влияет на качество знаний, которое имеет тенденцию к повышению. На слайде вы видите как выросло качество знаний за последние 5 лет в начальной школе (с 43 до 58%), в основной школе (с 34 до 42%) и в средней школе (с 22 до 40%). Считаю, что немалая заслуга в этом – по праву принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. В школе расширяется мультимедийная библиотека. Накопленное учебно-методическое обеспечение ориентировано на сопровождение образовательного процесса по разным предметам и используется как педагогами школы, так и учащимися. Многие презентации учащихся используют педагоги при объяснении тем и после небольших доработок. Такая работа учащихся углубляет их знания по предмету, позволяет активизировать познавательную активность учащихся. Учащиеся школы принимают участие в дистанционных олимпиадах и проектах с использованием компьютерных технологий, а также в конкурсах с представлением электронного портфолио. На слайде перечислены далеко не все такие конкурсы.

С целью вовлечения педагогов в деятельность по использованию ИКТ творческой группой «Применение ИКТ в образовательном процессе» был проведён обучающий семинар «Поиск информации в Интернет», мастерская «Создание тестовых заданий», мастер-класс «Презентация на уроке». Педагогами ведётся работа по накоплению ЦОР и созданию собственных ресурсов. Учителя создают тестовые задания и презентации к урокам.

В современной школе новым средствам ИКТ в процессе обучения уже многое доверяется:

  • Класс становится открытой мастерской, в которой создается автономное учебное пространство для каждого обучающегося и здесь же развиваются способности к кооперации.

  • Развивается самостоятельность учащихся в процессе обучения, развивается креативность и существенно повышается мотивация к изучению учебных дисциплин.

Как следствие данного направления работы – неплохие результаты ЕГЭ. На первом слайде вы видите среднее значение качества знаний в едином государственном экзамене, а во втором слайде – результаты, оцениваемые тестовым баллом. Сравнение результатов вполне позитивно.

Итак, в настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Каждый учитель, администратор, педагог дополнительного образования для себя уже усвоил область применения ИКТ, у каждого педагога есть свои наработки, так как ИКТ применяются в образовательном процессе не первый год.

Педагогические технологии нельзя выучить, можно лишь наметить ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал каждого учителя подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных решений и находок в настоящем творческом процессе обучения.