velikol.ru
1

Роль музыки в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к заявлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

История учит нас тому, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонне развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.

Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

-вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

- использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности.

Для осуществления поставленных задач мною была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме, разработаны методы и приёмы использования разных видов музыкальной деятельности в организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей действительности, в природе. Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определённые отношения к художественному образу и через него к жизни.

Природа музыкальна. Достаточно послушать пение, журчание воды, шум леса. Поэтому так легко дошкольники воспринимают музыкальные произведения на экологическую тему. У младших дошкольников это песни, потешки про птиц, животных, насекомых и неживую природу – солнце, ветер. У старших дошкольников: живая и неживая природа приобретает все большие человеческие эмоции: солнышко смеётся, животные умеют грустить, радоваться. В связи с таким разнообразием образов в природе и способностью музыки вызывать огромное количество различных эмоций – синтез музыки и природы, эмоции и различных природных явлений в экологической среде очень желателен. Насколько ярче воспринимается и насколько эмоциональнее после таких занятий дошкольники относятся к животным, растениям, окружающему миру.

Очень много произведений музыкального искусства дают музыкальные руководители детям в организованной образовательной деятельности. Эти произведения могут быть использованы в любой другой деятельности, как совместной с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Это: музыкально-дидактические игры «Сосульки», «Горка», «Большая птица и птенчики»; упражнения «Лошадка – прямой галоп», «Большие и маленькие ножки-лужи и дорожка», «Птичьи крылья», «Самолеты и птицы»; танцы «Снежинки», «Метелица», «Зайчики», «Петушки»; игры «Скворцы и скворечники», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и Бобик»; пальчиковые игры «Свиристели», «Ежик», «Улитка»; песни «Весна», «Солнечные зайчики», «Ой, бежит ручьем вода» и т.д. Все произведения театрально обыгрываются. Если задействовать атрибуты и костюмы происходит перевоплощение танцев, песен, дидактических, музыкальных игр в театральное действо, которое применимо в любой обучающей ситуации, на прогулке и в группе, даже при умывании, закаливании и перед дневным сном, в любой совместной и самостоятельной деятельности.

Например, на экскурсии постараться обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку.

Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов.

Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологически осознанный подход к живой и неживой природе. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.