velikol.ru
1

Роль образовательного модуля в удовлетворении образовательных

потребностей обучающихся


Селиверстова Наталья Алексеевна,

зам. директора по УВР, учитель химии.


1. Модульный принцип построения образовательного процесса все активнее внедряется в практику общеобразовательных школ. Особенно он необходим при сопровождении индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, удовлетворении их запросов и потребностей.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе (педагогическая энциклопедия).

Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Порой для учеников не замеченными остаются глубокие внутренние связи как внутри предмета, так и между предметами. Эти связи очень разнообразны. Вместе с тем они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах, и становятся явными и необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в жизненных ситуациях, выходящих за рамки чистого учения.

Модульная организация образовательного процесса служит основной координации учебных предметов, курсов и выявления существенных связей между ними. Необходимость модульного подхода возрастает при организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. В связи с этим в рамках ОЭР нами было разработано положение об образовательном модуле (Приложение).

Образовательный модуль является относительно самостоятельной частью индивидуальной образовательной программы обучающегося, реализуемой в рамках основной и (или) дополнительной общеобразовательной программы с указанием способов, сроков и форм освоения. Образовательный модуль является основой для разработки индивидуального учебного плана обучающегося. Образовательный модуль разрабатывается с учетом потребностей, способностей и запросов обучающихся с целью формирования у них личностного и профессионального самоопределения.

2. В нашей школе практикуются два варианта реализации образовательных модулей в образовательном процессе.

1 вариант - модуль как отдельное целое, часть учебного плана

Этот вариант модуля используется как целостный (чаще, интегрированный) курс, без разделения его на отдельные учебные предметы, курсы. Примером является профориентационный курс, который преподается во всех школах или отдельно, или в рамках технологии.

Но сегодня профессиональной ориентации мы отводим новую роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки подростков в их профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение предпрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов. Таким образом, профориентация может быть рассмотрена как сквозной образовательный модуль иного порядка, охватывающий все ступени общего образования и включающий в себя и различные формы учебных и внеучебных занятий на I ступени общего образования, и предпрофильную подготовку на II ступени, и учебные профили на III ступени.

Концепция профильного обучения определила пути решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, однако организация профильного обучения, как показывает практика, остается еще традиционно ориентированной на внутрисистемные образовательные задачи; предпрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивающийся сдачей экзамена по учебному предмету и практически не связанной с содержанием будущей профессии. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов.

Исходя из выше сказанного, мы сделали акцент на организации предпрофильной подготовки учащихся с максимальными возможностями для выбора элективных курсов, являющихся профориентационными модулями по типу профессиональных проб. Такой подход позволил подросткам не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Можно представить в табличной форме?

Для двух девятых класса на профориентационные модули отводится 68 ч.

14 часов (10 в начале –учебного года и 4часа в конце) отводятся на общую профориентационную работу в каждом классе( итого 28 часов). Это введение в мир профессий и вводное тестирование в начале года, подведение итогов самоопределения ( совместная работа с психологом) в конце учебного курса.

Далее все учащиеся делятся на микрогруппы по интересам. Им предлагаются 8 модулей различной направленности :

-физика «Профессии технического профиля»

-химия и биология «Химия и биология в профессиях »

-информатика «Информатика в профессиях»

- журналистика «Введение в журналистику»

- история «В мире исторических профессия»

-иностранный язык « С английским по жизни»

-МХК «В мире прекрасных профессий»

-ОБЖ « В мире профессий: Предупредим, спасем, поможем.»

Чтобы реализовать, отведенное количество часов по учебному плану, учащиеся должны выбрать минимум 4 модуля. При такой системе ученик может поменять в течение года модуль и найти тот, который в большей степени будет удовлетворять его индивидуальным запросам.

На каждый модуль отводится 5 часов (4*5=20 итого 14+20=34 полный курс, в соответствии с учебным планом). Учителя разработали модули с целью оказания помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Знания и умения, полученные учащимися в рамках модулей, дают представление о той или иной профессии, а также для учащихся, которые решили продолжить свое образование в школе, служат основой для составления индивидуального учебного плана (способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе).

В расписание модули вносятся попарно, сдвоено и ведут их одновременно два учителя. Например: химия с журналистикой, информатика с историей и т.д. Учащиеся посещают занятия, которые в большей степени практико-ориентированы. По окончании модуля, каждому ученику необходимо выполнить определенное зачетное задание. Выполнив его, ученик получает зачет по модулю в зачетную книжку. ( образец).!!!

Такая организация работы основывается на принципе свободы выбора, сознательности, что раскрывает у учащихся индивидуальность, создает атмосферу успешности на занятиях.

2 вариант - модуль, как совокупность законченных фрагментов (частей) в рамках учебных предметов, курсов.

Второй вариант образовательного модуля предполагает разделение отведенных на учебный предмет часов по учебному плану на отдельные законченные части, которые могут осваиваться обучающимися на разном уровне сложности. Этот вариант предметного модуля используется нами при организации предметной дифференциации в группах сменного состава в 7-9 классах и профильной дифференциации в 10-11 классах.

Так в прошлом году в 11 классе мы опробовали введение такого модуля по нескольким предметам: информатика, география, химия, технология. О принципе такой дифференциации рассказала Галина Михайловна, я лишь дополню с позиции организации введения такого модуля.

Итак, в учебном плане 11 класса на технологию и географию отводится по 1 обязательному часу, изучаемому на базовом уровне. А такие предметы, как информатика и химия, изучаются учащимися в рамках ИУП по выбору на двух уровнях: базовом (это 1 час в неделю) и повышенном (еще 1 ч в неделю - на информатику, и 2 часа – на химию).

Группа учащихся, выбравших изучение информатики или химии на повышенном уровне, в последствии выходят на ЕГЭ по этим предметам. Учащиеся, изучающие эти предметы на базовом уровне - осваивают минимум содержания образования по этим предметам.

Для того чтобы разгрузить учащихся, которым не нужна информатика или химия как профильный предмет, и дать возможность другим учащимся углубиться в изучение этих предметов, мы составили предметные образовательные модули. Решение об их введении обсуждается на методическом совете по ОЭР и закрепляется протокольно решением педагогического совета.

При разработке таких учебных модулей в рамках учебного предмета учитель выделяет из содержания предмета, курса отдельные составляющие (модули) в соответствии с профессиональными и дидактическими задачами, составляет соответственно разные тематические планирования.

Объединив 1-часовые предметы (химию и информатику) на базовом уровне и выделив на их изучение в I-м полугодии по 2 ч в неделю (за счет часов географии и технологии), мы позволили учащимся освоить программу по этим предметам в полном объеме за одно полугодие. При этом отметка, полученная за I-ое полугодие, проставляется в сводную ведомость в журнале как годовая отметка и будет выставлена в аттестат.

Во II-ом полугодии таким же образом изучаются на базовом уровне предметы технология и география. Химию и информатику на повышенном уровне изучает только часть ребят, выбравших изучение на повышенном уровне в соответствии с ИУП.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, позволяющими:

1) организовать обучение с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей,

2) осуществлять контроль получаемых результатов обучения с учетом их дифференциации,

3) определять (корректировать) дальнейшую программу обучения для каждого,

4) планировать вместе с учащимися глубину освоения последующих модулей в зависимости от достигнутых результатов.

3. Модульный принцип становится механизмом реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

Во-первых, вариативность модулей в сочетании с различными образовательными технологиями позволяет более успешно формировать предметные компетенции и их составляющие, что, в свою очередь, способствует индивидуализации процесса обучения.

Во-вторых, использование оценочных процедур (мониторинга входных, текущих и итоговых результатов) позволяет ранжировать достигнутые образовательные результаты освоения модуля, а также управлять продвижением учащихся по реализации индивидуальной образовательной программы.

Вариант разноуровневого предметного модуля апробируется сейчас нами в рамках изучения предметов физики и химии в 9 классах на основе уровневой дифференциации.

Цель введения разноуровневого предметного модуля - выявление зависимости результатов обучения (обученности) от особенностей организации процесса обучения в условиях уровневой дифференциации.

Как известно, в любом классе есть слабые учащиеся, не проявляющие интерес к освоению предмета. Дополнительные занятия с такими учениками во внеурочное время лишь увеличивают учебную нагрузку, вызывают у них неприязнь к предмету, создают конфликтные ситуации. Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, ученики теряют веру в себя.

Если учитель ориентируется на уроке на «слабых» и «средних» учеников, то сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Традиционные формы работы не дают должных результатов. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы, повысить качество обучения.

Введение разноуровневого предметного модуля дает возможность ученикам с разными способностями осваивать программу учебного предмета на различных уровнях планируемых результатов, но не ниже уровня обязательных требований. При этом учащимся, которые выбрали повышенный уровень освоения программы, предоставляется возможность углубленного изучения предмета в большем объеме по учебному плану. Организационно это возможно при создании межклассных групп сменного состава по предметам.

Например:

Предметы ставятся в расписание в один день (вторник, пятница) параллельно.

2-м уроком на физику идет группа учащихся из двух девятых классов, стремящаяся изучить этот предмет более углубленно или сдающие экзамен поэтому предмету (повышенный уровень), а остальные учащиеся в это время идут на химию, где осваивают минимум содержания образования.

На 3-м уроке группы меняются.

Решение о введении межклассных групп сменного состава по предметам обсуждается на методическом совете по ОЭР и закрепляется протокольно решением педагогического совета.

Учителем также корректируется тематическое планирование, по-другому принципу отбирается учебный материал (пример), используются различные методы и технологии обучения.

Анализ использования разноуровневого предметного модуля показывает, что в организации обучения появляются значительные положительные моменты:

1) исключается уравниловка детей по способностям, возможностям и результатам освоения программ учебных предметов;

2) у учителя появляется возможность помогать слабому и поддерживать сильного;

3) реализуется желание сильных учащихся более успешно продвигаться по своему образовательному маршруту;

4) сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать успех в учебе, избавиться от комплекса неполноценности.

Таким образом, использование модульного принципа в образовательном процессе ведёт к повышению результативности и качества образования, в т.ч. по реализации образовательных потребностей обучающихся.

В свою очередь модульный принцип - это иная организация образовательного процесса, другой подход со стороны учителя к планированию содержания образования, проектированию образовательной деятельности учащихся.