velikol.ru
1

Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной

деятельности педагога

Пономарева Е.В., учитель географии МОУЛ «ВУВК имени А.П. Киселёва»


Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Исходя из того, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствования квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания, основными задачами этой работы является:

-повышение профессионального и культурного уровня учителя;

-стимулирование его служебной и общественной активности;

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины;

-совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;

-совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеурочное время (в спортивной, исследовательской и других видах деятельности. Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на ряд лет.

Учитель находится в постоянном развитии, на протяжении всей своей профессиональной деятельности является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

-постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

-изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков;

-ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка;

-изучение нормативных документов;

-изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся;

-изучение передового опыта работы коллег в школе, районе, городе, регионе;

-изучение и эффективное использование современных педагогических технологий.

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

-научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

-посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

-участие в педсоветах, научно-методических объединениях;

-посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

-теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать процесс воспитания и образования, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.




Список литературы


1. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.,2003.
4. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1995.