velikol.ru
1 2 3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вятская средняя общеобразовательная школа

Некрасовского муниципального района Ярославской области


Утверждена

приказом директора

от 15.09.2007г №2/1

Абрамова Любовь Анатольевна


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на период с 15.09.2007г. по 31.12.2010г.

«Самосовершенствование деятельности школьного коллектива

на базе успешных традиций»


Принята педагогическим советом

МОУ Вятской СОШ

Протокол от 30.08.2007г. №1


2007г.



Содержание.


Стр.

Раздел I.

3

^ 1. Обоснование программы

3

2. Описание программы.


4

Раздел II.

5

1. Информационная справка.

5

2. Сведения о школе.

6

3. Анализ ситуации.

8

4. Желаемое будущее.

21

5. Основные сферы изменений


22

^ Раздел III. План действий.


26

Раздел IV. Контрольно-экспертная часть.


29

Раздел V.

30

1. Смета расходов.

30

2. Механизм реализации.

33


Раздел I.

1. Обоснование программы.

В постоянно меняющемся мире только та система сохраняет свой потенциал, которая самосовершенствуется. Школьный коллектив относится к таким сложным системам. Под самосовершенствованием деятельности школьного коллектива понимается качественное улучшение управления, преподавания, воспитания, взаимосвязи внутри и вне школьного коллектива, оцененные по конкретным достижениям в сравнении с предшествующими. При анализе ситуации коллектив школы пришёл к выводу о внесении изменений в свою деятельность. Не смотря на определённые успехи, невозможно не заметить, что некоторые аспекты учебно-воспитательной деятельности требуют обновления. Невозможно строить новую деятельность на пустом месте, поэтому проект основывается на успешных традициях.

Школьные традиции – это, прежде всего такие обычаи, которые поддерживаются школьным коллективом. Традиции – явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание…не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров».


^ Перед коллективом школы встал вопрос:

Какие изменения в жизнь школьного коллектива необходимо внести, чтобы, сохраняя успешный опыт, накопить новый, более успешный?

^ Как оценивать успешность на рубежах преобразований, учитывая отдалённость во времени конечного результата?

Как оценивать результаты воспитательного процесса, если в настоящее время не существует критериев его оценки?

2. Описание программы.

Над программой развития МОУ Вятской СОШ работал коллектив педагогов с привлечением к обсуждению и оценке деятельности школы родительского актива и учащихся старших классов.

^ Начало подготовки и разработки программы – 2007г. Срок действия программы – 3 года (2007-2010г.г.).

В процессе осмысления и создания программы проводились педагогические советы, заседания творческих групп учителей, заседания родительского комитета школы, конференция старшеклассников. На этих заседаниях были обсуждены результаты мониторинга деятельности ОУ, выделены блоки значимых проблем, выявлены причины, которые привели к их возникновению. Программа создана на основе осознания необходимости изменений в ОУ и учёта накопленного положительного опыта.

Программа принята педагогическим советом МОУ Вятской СОШ Протокол от 30.08.2007г. №1. и представляет из себя систему комплексных мероприятий, направленных на достижение главной цели и решение основных задач.


Раздел II.

  1. Информационная справка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа: зарегистрировано в установленном порядке в Управлении муниципальным имуществом Администрации Некрасовского МР (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 76 регистрационный №002071625 от 25.10.2007) и внесено в Единый государственный реестр предприятий и организаций РФ;

действует на основании разработанного, утверждённого и зарегистрированного в УМИ Администрации УМО Устава и локальных актов-приложений к нему; успешно прошло процедуры лицензирования – 29.04.2005г. и государственной аккредитации.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа в соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации об образовании, предназначена для обеспечения гарантированного государством права последовательного бесплатного получения детьми – юными гражданами России, достигшими школьного возраста с 7 до 18 лет (№12-ФЗ «Об образовании», ст. 19),

трех ступеней: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

формирования: общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в высших и средних специальных учебных заведениях;

воспитания: гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, потребности в здоровом образе жизни.

2. Сведения о школе

Комплекс зданий МОУ Вятской СОШ расположен в селе Вятское Некрасовского района Ярославской области. Село расположено в 38км от Ярославля, имеет хорошее транспортное сообщение с городом.

Образование в селе существует с 1842г. как народное училище, затем(1886г.) – церковно-приходское училище при Успенской церкви. Гражданская школа построена как реальное четырехклассное городское начальное училище для детей купцов и ремесленников в 1908году. Это здание, практически без изменений, функционирует до сих пор. В настоящее время администрацией села разработана программа реконструкции села для его включения в Золотое Кольцо России, программа начала реализовываться. С этой целью проводится реконструкция зданий исторической части села, строительство новых зданий и сооружений.

Вятское и прилежащие населенные пункты насчитывают 1299 человек, проживающих постоянно. Кроме того, есть определенный контингент временно зарегестрированных по месту жительства, в основном выходцы из Таджикистана.

В селе действуют крупные и мелкие предприятия, предоставляющие рабочие места населению. Наиболее крупные: сельскохозяйственное предприятие «Красный Луч», ООО «Агросервис» по ремонту автомобилей, молокозавод, амбулатория, дом культуры, библиотека, детский сад. В Вятском находится действующая церковь, в д. Елохино – действующая старообрядческая церковь. На территории села размещается учебный центр МВД закрытого типа. Часть населения трудоустроена в г. Ярославле. Школа является единственным общеобразовательным учреждением на территории.

В школе учатся дети из с. Вятское, поселков Кондрево и Кадниково (около 2 км от школы) и окрестных деревень, расположенных на расстоянии более 3 км от школы (34 человека).

Преподавателей – 23 человека, из которых 19 учителей работают постоянно, остальные – приезжают на 1-2 дня.

Обучение в школе ведется по традиционной системе, в 3-4 классах по системе «Начальная школа – 21 век».

МОУ Вятская СОШ осуществляет образовательный процесс на основе модели в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Выпускники школы продолжают свое обучение, в основном, в г. Ярославле: из основной школы за последние 3 учебных года ушли 78%; из них поступили в техникумы – 23%, в ПУ – 23%, пошли работать – 19%. После окончания средней школы: 18% поступили в ВУЗы, 62% - в техникумы, 12% - в ПУ.

Одной из основных успешных школьных традиций является краеведческое направление в воспитательной работе: ученики занимаются исследовательской краеведческой работой, каждый год проводится конкурс школьных исследовательских проектов «Моя малая Родина – село Вятское», учащиеся ежегодно занимают призовые места в муниципальных краеведческих конкурсах.

В качестве дополнительного образования в школе с 2003г. действует класс Некрасовской музыкальной школы. В рамках областной программы «Комплексные меры предупреждения злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту» организована работа спортивного зала в вечернее время для учеников школы и подростков, проживающих на территории с. Вятское.

3. Анализ ситуации.

3.1.Контингент учащихся. 2007г.

классы

Кол-во обучающихся по ступеням

^ Кол-во обучающихся из неполных семей

Кол-во детей-сирот; детей, переданных под опеку, попечительство

^ Кол-во детей, в семьях которых один/оба родителя имеют высшее образование

Мальчики

Девочки

всего

в том числе:

всего


в том числе:

Талантливые/одаренные

со спец потребностями

спец пед поддержка




Талантливые/одаренные

со спец потребностями

спец пед поддержка

1-4

51

15

1

4

28

5

5

3

23

6

5

1

5-9

88

25

4

15

40

7

2

3

48

9

-

2

10-11

10

4

-

3

2

0

1

-

8

4

1

-

всего

149

44

5

22

70

12

8

6

79

19

6

3

Национальный состав: 80% - русские, 20% - таджики, цыгане, курды и др.

Убыль количества учащихся ежегодно, в среднем, составляет 1,5% из-за естественной убыли количества детей в селе.

^ 3.2.Уровень подготовленности дошкольников к обучению в школе.

Показатели

2004-05уч.г.

2005-06уч.г.

2006-07уч.г.

Принято первоклассников

23

12

13

Первоклассники, посещавшие ДОУ

14

7

8

Первоклассники, посещавшие школу раннего развития

9

5

5

Первоклассники, не готовые к обучению (по результатам собеседования)

6

4

5

В настоящее время 48 детей не посещают ДОУ. Уровень их подготовленности значительно ниже, чем у их сверстников. Для этих детей создана школа раннего развития, которая действовала в рамках школьного оздоровительного лагеря. Времени для занятий недостаточно, поэтому возникает необходимость организационных изменений школы раннего развития.

2.2.Психофизиологические особенности учащихся

В начальной школе обучается 12 детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида).

^ Состояние здоровья учащихся.

Учащиеся, имеющие хронические заболевания на 2007г.

Заболевания

Количество больных детей по звеньям

I

II

III

Заболевания нервной системы

2

1




Заболевания сердечно-сосудистой системы







1

Заболевания органов дыхания

2

3

1

Заболевания желудочно-кишечного тракта

2

11

5

Заболевания мочевой системы

1

7

1

Всего

7(14%)

22(25%)

8(80%)

Количество учащихся, имеющих хронические заболевания, резко увеличивается по ступеням образования.


Группы по физической культуре распределяются следующим образом

^ Физкультурная группа

Количество

Основная

123(88,5%)

Подготовительная

12(8,6%)

Специальная

1(0,7%)

Медицинская

3(2,2%)


Зарегистрированные случаи хулиганства, совершенные обучающимися Вятской СОШ (за последние два года)


^ Учебный год

Случаи хулиганства

2005-06

5

2006-07

3


2.3.Успеваемость

На начальной ступени образования в школе прослеживается тенденция второгодничества в результате неуспеваемости учащихся по основным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, эти учащиеся имеют рекомендацию МПМК для повторного обучения. По итогам внешнего независимого оценивания в начальной школе наблюдается улучшение по справляемости и качеству Успеваемость по русскому языку и математике за три последние года повысилась с 33 до 55%.

^ Возникает необходимость создания коррекционных классов с обучением по специальным программам.

На II ступени неуспевающих за 2 последние года нет. Качество знаний, по сравнению с начальной школой, улучшается, это подтверждает внешнее независимое оценивание. Среди предметов понижена успеваемость по математике в 7-9 классах. Успешность по русскому языку и математике в основной школе имеет плавающую динамику и ниже, чем в начальных классах.

^ Это свидетельствует об отсутствии единых технологий преподавания. Возникает необходимость согласованного выбора и опоры на единство технологий.

Внешнее оценивание в год, предшествующий аттестации школы (2006г.)

Ступень

Предмет

^ Процент успеваемости

I

Окружающий мир

59

II

Русский язык

67

III

Русский язык (ЕГЭ)

100

Математика (ЕГЭ)

78

Среднее

76


На третьей ступени образования основными показателями для анализа являются результаты ЕГЭ: справляемость и успешность.

Средняя справляемость с ЕГЭ по русскому языку и математике за 3 года.

^ Учебный год

Справляемость в %

2004-2005

87,5

2005-2006

Не выпускались

2006-2007

88,89

Среднее

88,19

По справляемости с ЕГЭ по русскому языку и математике за 2 года наблюдаются следующие тенденции: по русскому языку – стабильно, 100%; по математике – повышение на 1,39%.

По результатам ЕГЭ за последние годы наблюдается отставание мальчиков по справляемости.

^ В старшей школе необходима разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Успеваемость учащихся на «4» и «5» по русскому языку и математике по ступеням за 3 года.

Ступени

2004-05

2005-06

2006-07

Среднее

I

53%

33%

53%

47%

II

50%

30%

50%

42%

III

44%

-

44%

58%


При оценке справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта сформулированы следующие выводы: в целом справляемость обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования, по всем предметам учебного плана и в целом – удовлетворительна. Необходимы изменения в направлении улучшения качества знаний и преподавания. Возникает необходимость совершенствования системы преподавания на всех ступенях обучения.


Удовлетворение учебных потребностей обучающихся по результатам мониторинга (сентябрь, 2007г.)





Да

Нет

Затруднения в ответе

^ Начальная школа

79%

6%

15%

Основная школа

71%

8%

21%

^ Старшая школа

33%

16%

51%

Среднее по ОУ

61%

10%

29%


Результаты мониторинга потребностей обучающихся (по мнению обучающихся и их родителей). Май, 2007г.

^ Ступень обучения

Пожелания родителей

I

  1. Увеличение времени на динамические занятия.

  2. Введение часов иностранного языка.

  3. Введение занятий знакомства с компьютером.

  4. Увеличение развивающих занятий.

  5. Создание группы для подготовки к школе.

II

  1. Увеличение времени на спортивные занятия.

  2. Выделение часов на знакомство с информационными технологиями.

  3. Расширение зоны индивидуальных занятий с детьми по интересам.

III

  1. Увеличение доли часов в учебном плане на преподавание русского языка и математики (для подготовки к сдаче ЕГЭ).

  2. Максимальный учёт потребностей учеников при распределении часов на профильное обучение.


Элементы учебных планов ОУ, выделенные в соответствии с образовательными запросами обучающихся.

^ Ступень обучения

Элементы образовательной программы

Часов в неделю

2006-2007

2007-2008



I

Динамические занятия

5

5

Иностранный язык

-

2

Информатика

-

3

Развивающие занятия

-

2

Индивидуальные занятия

1

2

Подготовка к школе

-

Создана школа раннего развития


II

Спортивные занятия (дополнительно)

2

6

Информатика

2

4

Факультативные занятия и элективные курсы

10

10


III

Увеличение часов на преподавание русского языка и математики

+3

+5

Учёт индивидуальных потребностей обучающихся




Создание индивидуальных образовательных программ

^ Произведены изменения в учебном плане в соответствии с образовательными потребностям обучающихся. Необходим мониторинг и корректировка этой деятельности.

Наличие жалоб родителей

Год

количество

2006

2

2007

------




  1. ^ Уровень социального и семейного неблагополучия.

Актив родителей единогласно считает, что основная функция школы – это предоставление образовательных услуг для подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Не менее важными задачами для школы они считают развитие и воспитание. Состав родителей разнородный. По уровню образования их можно разделить на три категории: 70% - имеют основное и среднее профессиональное образование; 20% - высшее образование; 10% - основное общее образование.

За последние 2 года родители стали активнее участвовать в школьной жизни: участвуют в субботниках, днях здоровья, туристических праздниках, родительский комитет систематически контролирует качество горячего питания.

В августе 2006г. в школе полностью сменился состав административной команды.

Посещение родителями обучающихся родительских собраний в Вятской СОШ (за последние три года)


^ Учебный год

Процент родителей обучающихся,
посещающих родительские собрания

2005-06

48

2006-07

51


Участие родителей в мероприятиях Вятской СОШ (за последние два года)


^ Учебный год

Процент родителей,

участвующих в мероприятиях ОУ

2005-06

59

2006-07

61,5



2.6. Творческая активность (занятия в кружках, секциях).

В школе действует 26 кружков по интересам обучающихся и факультативов. Каждый из обучающихся посещает хотя бы один кружок или факультатив.


2.7.Педагогические кадры.

Состав школьного коллектива. 2007г.




Кол-во штатных единиц

Кол-во фактически работающих (чел)

Имеют высшее образование

Имеют среднее профессио-нальное образование

Молодые специалисты (стаж до 5 лет)

Работники пенсионного возраста

Аттестованы

Прошли повышение квалификации в предыдущем учебном годуi

Высшая катег.

1 катег.

2 катег.

^ Административный персонал

3

5

4/80%

1/20%

1/20%

-

-

5

-

2/40%

^ Педагогический персонал, в т.ч.:

21,5

22

15/68%

7/32%

4/18%

2/9%

1/5%

4/18%

10/45%

6/27%

в начальных классах

5

5

2/40%

3/60%

1/20%

1/20%

-

3/60%

2/40%

1/20%

в основном и старшем звене

16,5

17

13/76%

4/24%

3/23%

1/6%

1/6%

1/6%

8/47%

5/29%

^ Учебно-вспомогательный персонал

6,5

9

4/44%

5/56%

1/11%

1/11%

-

-

-

1/11%

^ Обслуживающий персонал

9,8

9

-

2/22%

-

1/11%

-

-

-

2/22%

ВСЕГО

40,8

35

18/51%

10/29%

4/11%

4/11%

1/3%

9/26%

10/29%

17/49%



Эффективность преподавания на основе самоанализа, анализа посещенных уроков администрацией и коллегами.

Характеристики эффективности работы

Владение предметом и методиками

Целенаправленный выбор методик

Качественное оценивание

Учёт индивидуальных потребностей учеников

Вовлечение учеников в образовательный процесс

Рациональное использование времени урока

Качественные домашние задания

Предоставление равенства возможностей всем ученикам

Процент педагогов, владеющих данными характеристиками по результатам самоанализа, анализа посещённых уроков администрацией и коллегами


95%


64%


50%


27%


73%


77%


82%


32%

Характеристика результатов обучающихся по анализам посещённых уроков.

Критерии результатов обучения

Приобретенные в процессе уроков новые знания, навыки

Вовлеченность, старание, внимание и продуктивность работы обучающихся на уроках

Способность работать как самостоятельно, так и в сотрудничестве

Умение оценивать свои результаты

Показатели (в процентах) по анализам посещённых уроков


82%


68%


41%


18%


следующая страница >>