velikol.ru
1


СИНТАКСИС ПРИЛОЖЕНИЕ А9

Задание 1. Укажите верную характеристику предложения Г.

1) сложноподчиненное

2) сложносочиненное

3) сложное бессоюзное

4) простое с однородными членами

А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур. В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

^ Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.

Задание 2. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) сложное бессоюзное

2) сложное с союзной и бессоюзной связью

3) сложноподчинённое

4) сложное с подчинением и сочинением

A. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в воз­можности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.

Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеоло­гические сочетания — соединения слов, одно из кото­рых несвободно в своём употреблении.

B. Между тем только одно из них — впечатление — мо­жет свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.

Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, со­стоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение

Задание 3. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) простое с однородными и обособленными членами

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное

A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и сово­купность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б. Условно их можно разделить, как это делают психоло­ги, на две группы: объективные и субъективные.

B. Современная психология и психолингвистика опре­деляют ряд факторов, влияющих на восприятие тек­ста.

Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.

Задание 4. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1) сложное бессоюзное

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью

A. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж...

B. Кажется, что же тут сложного — говори и говори себе!

Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь тыся­чам любителей спорта, сидящим у радиоприёмников, «увидеть» футбольное поле.


Задание 5. Укажите верную характеристику предложения Г.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложносочинённое с подчинением

4) сложное с сочинительной, подчинительной и бессо­юзной связью

A. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, на­звал, разумеется в шутку, изображённых там людей марсианами.

Б. Странно, что авторы «теории пришельцев» не пытают­ся объяснить, почему «жители Юпитера», сумевшие долететь до Земли, изображены с обыкновенными лу­ками в руках.

B. Среди наскальных рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.

Г. Вскоре, и уже всерьёз, его стали поправлять, утверж­дая, что это не марсиане, а жители Юпитера.

Задание 6. Укажите верную характеристику предложения В.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

A. Конец кабинетным спорам могли положить лишь прак­тические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов, директор Исторического музея.

Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранивши­мися белокаменными сводами, а под Арсенальной баш­ней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.

B. Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.

Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные от­крытия.

Задание 7. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) сложное с сочинением и подчинением

2) простое со сравнительным оборотом

3) сложноподчинённое, включает три грамматические основы

4) сложноподчинённое, включает две грамматические ос­новы

^ А. Предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.

Б. Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога.

^ В. Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях.

Г. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий профессионализм, всесторонние знания и большое напряжение.

Задание 8. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) простое с однородными сказуемым

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложное с разными видами связи

^ А. К какому классу относятся зёрна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.

Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.

^ В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зёрен допускается не более пяти сорных семян других растений.

Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.

Задание 9. Укажите сложноподчинённое предложение

1) А

2) Б

3) В

4) Г

^ А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.


В.Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.



Задание 10. Какая характеристика соответствует предложению В?

1) простое с вводным словом и обособленным оборотом

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) сложносочинённое

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.

Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда до­носится звук, совы.

Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на не­бе

сплошь тучи и облака?