velikol.ru
1

Создать свою реальность,

или Дизайн в современной школе.

«Человек, который занят

творческой деятельностью,

никогда не пропадёт!»

Миркеримова Нармин,

дизайн-бюро ГОУ ЦО № 1637


Надеюсь, что все, чему меня научили,

я смогу использовать в жизни…

Как не можем мы обойтись без Интернета,

газет, общения, искусства и развлечений,

так и без дизайна нам не обойтись.

Демченко Вадим,

дизайн-бюро ГОУ ЦО № 1637


О дизайне мы слышим каждый день. Для кого-то, возможно, это только слова - «проект, чертеж», «художественное конструирование». Для кого-то - реальная возможность создать свой, неповторимый мир.

Каждый из нас – в своем роде дизайнер. Мы придумываем собственный образ, формируем окружающую предметную среду. Но как сделать это по законам гармонии, эстетики, здравого смысла?

Роль дизайна в настоящее время в жизни общества такова, что можно говорить о необходимости преподавания этой дисциплины не только в высших и средних специальных учебных заведениях художественной, архитектурной или технической направленности, но и в общеобразовательных школах.

Поэтому в ГОУ Центре образования с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла одним из направлений профильного обучения (в 9-11 классах) является дизайнерское направление.

Дизайн в ГОУ ЦО № 1637 в настоящее время преподается как составляющая часть в традиционных дисциплинах (изобразительное искусство, черчение, технология в 5-8 классах) и как самостоятельный учебный предмет (в 9-11 классах).

^ Основная цель обучения - способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой личности, способной к активному позитивному преобразованию окружающего предметного мира с помощью деятельности, объединяющей эстетическое и техническое начала.

Рассмотрим, какие средства, методы, приемы, формы работы на уроках дизайна направлены на достижение поставленной цели. Некоторые из них универсальны, т.е. могут быть применимы и в рамках других учебных предметов, некоторые специфичны, т.к. связаны непосредственно только с изобразительной и художественно-проектной деятельностью.

Учащимся 10-11 классов был задан вопрос – «Что вам дают уроки дизайна?» Их наиболее типичные ответы приведены ниже.

«Прикольно что-то делать своими руками …», - считают выпускники.

«Даже самая малая практика во много раз ценнее любой теории», - гласит закон Буккера.

Практическая деятельность на занятиях дизайна – это проектная деятельность. Подобная организация учебных занятий предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также универсальными учебными умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Занятия дизайном позволяют, по мнению учащихся, «воплощать в реальность свои мечты». Проектная деятельность предполагает достижение поставленной цели, анализ результатов и презентацию проекта. При этом учащиеся получают возможность не только сравнивать полученный результат его с предполагаемым образом («мечтой»), но и формируют умения владеть языком, выражать свои мысли, делать выводы.

  Например, учащимися 9 класса были разработаны элементы благоустройства территории детского сада ГОУ ЦО № 1637. Они создали тот образ своего детского сада, который им хотелось бы видеть, и который понравился бы нынешним воспитанникам. Так, помимо узких учебных задач решаются еще и воспитательные, и общеучебные задачи.

Организация учебной деятельности по дизайну предполагает связи с другими предметами: с физикой, математикой, историей, биологией, литературой, технологией, черчением, мировой художественной культурой, что позволяет учащимся «взглянуть на мир с другой точки зрения», а также получить более целостные представления о нем.

Кроме того, интегрирование с предметами художественно-эстетического цикла позволяет, по мнению учителей-предметников, лучше усваивать детям учебный материал по другим учебным предметам, потому, что придает им эмоциональную окраску. «У наших (учащихся ГОУ ЦО № 1637) детей восприятие окружающего мира происходит через художественный образ», - утверждают учителя истории и литературы.

Межпредметные проекты и творческие работы позволяют ребятам взглянуть на один и тот же объект с позиций разных предметных областей и решать поставленные задачи в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, определить свой круг интересов и, возможно, профессиональную ориентацию.

Например, учащимися 9-11 классов были выполнены проекты «Геометрические преобразования в дизайне» (интегрированный с математикой), «Школа моей мечты» (с обществознанием), серия витражей «Эпохи» (с предметами гуманитарного цикла), сняты анимационные ролики «Продолжения не будет (против наркотиков)» (с биологией) и другие.

«Внести в свою жизнь немного цвета и яркости, придать стиля и красоты» можно тоже на занятиях дизайна. Разнообразие видов деятельности, приемов работы, технологий (материальных и информационных), художественных материалов позволяет формировать не только умения и навыки в области художественно-конструкторской деятельности, но и научиться выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества.

Кроме того, полученные учащимися умения и навыки позволяют им участвовать в оформлении школы к праздникам и значимым событиям, помогать учителям гуманитарного цикла в оформлении школьных спектаклей и т.п.

Занятия дизайном, по мнению выпускников, позволяют им «научиться работать в команде». На уроках и занятиях дополнительного образования активно используются коллективные формы работы. Одной из таких форм является ролевая игра – дизайн-бюро. Учащиеся выбирают для себя роли – профессии, связанные с дизайном, и выполняют «заказ» - предложенное творческое задание, причем каждый в группе определяет круг своих обязанностей (в рамках дизайн-бюро), но координирует свои действия с другими «сотрудниками».

^ Например, в структуру такой группы могут входить:

  • креативный директор (определяющий основную концепцию проекта и координирующий работу в группе);

  • арт-директор (ответственный за «художественное» воплощение проекта);

  • фотограф и художник (ответственные за накопление визуальной информации);

  • корреспондент (ответственный за описательную часть работы, исторические справки и др.)

  • дизайнеры (разработка элементов проекта);

  • другие (макетчики, верстальщики, чертежники и т.д.).

Учитель в данном случае выполняет функции консультанта, становится сотрудником, соавтором (в случае необходимости он может брать на себя координирующие функции, но, как правило, учащиеся старших классов справляются сами), т.е. меняется система отношений «ученик-учитель» и сама роль учителя на уроке.

По мнению выпускников, уроки дизайна позволяют «выразить личность каждого» - в тех видах работы, материалах и технологиях, предметных областях – которые для него ближе и актуальнее, а ведь это «главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность». (Эрих Фромм). И задача школы – помочь ему в этом.

Таким образом, в результате обучения дизайну учащиеся получают знания и умения, востребованные как в повседневной жизни, так и в профессиональной художественно-проектной деятельности. Предполагается развитие конструкторского и пространственного мышления, творчества, зрительной памяти.

Кроме того, формируются умения и готовность работать в коллективе, ставить и решать конкретные задачи для достижения поставленной цели, использовать полученные знания для решения практических задач.

Работы учащихся получают высокую оценку на внешкольных выставках, конкурсах, конференциях окружного и городского уровня: Научно-практическая конференция Восточного округа «Дети - творцы XXI века» (дипломы 1 степени и грамота «За лучшее художественное оформление проекта»), Городской фестиваль рекламы и дизайна «Реклама – это мы!» (дипломы 1 степени в номинации «Дизайнерский проект»), IV Городской творческий конкурс школьников «Юные креаторы – 2010»в рамках XII Международного студенческого фестиваля рекламы (дипломы 1, 2 и 3 степени в номинации «Юные дизайнеры»), Х Открытый городской конкурс-смотр на лучший проект благоустройства территорий (2 место в номинации «Лучшее предложение по комплексному благоустройству, городскому дизайну и малым архитектурным формам, выполненное учащимися школьного возраста») и др.

Но главные итоги обучения дизайну вовсе не в конкурсах и наградах. Главное, что наши ученики хотят, чтобы мир вокруг стал более совершенным, готовы затрачивать усилия, чтобы выразить свои идеи в виде эскизов, чертежей, проектов. Готовы сотрудничать, хоть иногда их сложно переспорить, и аргумент «а мне так нравится» невозможно опровергнуть никакими законами построения изображений. Значит, будем учиться вместе, вместе творить и ошибаться, вместе постигать законы гармонии, эстетики и добра.