velikol.ru
1 2

Социальные отношения

Проверяемые знания:

Социальная структура общества; социальные группы; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения.

Тема 1. Социальные группы, их классификация

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориента­ции).

Виды социальных групп


Основа

класси­фикации

Наиме­нование группы

Ее сущность

Примеры социальных групп

Числен­ность

Малая

группа

Небольшое число людей (от 2 до 20-30 че­ловек), которые хоро­шо знают друг друга, заняты каким-либо об­щим делом и находятся в прямых взаимоотно­шениях между собой. Характерны общие це­ли, задачи деятельнос­ти, психологические и поведенческие особен­ности.

Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др.

Боль­шая группа

Многочисленная сово­купность людей, зани­мающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодействия

Первич­ная группа

Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку

Группа друзей, сверстников, соседей и др.

Вторич­ная группа

Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-дело­вой характер

Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Факт

сущест­вования

Номи­нальная группа

Искусственно сконст­руированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения

Пассажиры при­городных поез­дов, покупатели стирального по­рошка «Аист» и др.

Реаль­ная группа

Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные приз­наки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства)

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организа­ции

и регулиро­вания

взаимо­действия

Фор­мальная (офиц-я) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций

Школьный класс, футболь­ная команда «Спартак» и др.

Нефор­мальная (неофи­ц-я) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов ее участни­ков, которые могут со­впадать или расходить­ся с целями официаль­ных организаций

Поэтический кружок, клуб любителей бар­довской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.
Тема 2. Социальная структура общества

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочен­ное определенными нормами взаимодействия частей. Соци­альная структура организует общество в единое целое.




Социальная структура общества













Социальные группы




Социальные слои




Социальные общности




Социальные институты




























Социальные отношения

























Группы непосредственно влияют на пове­дение человека.

Воздействие малой группы на человека

Позитивное

Негативное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя

• Группа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со­ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта­ми общественных отношений являются социальные группы.

Тема 3. Социальный статус

Социальный статус (от лат. status — положение, состо­яние) личности — это положение человека в обществе, ко­торое он занимает в соответствии со своим возрастом, по­лом, происхождением, профессией, семейным положением,

В социологии выделяют следующие виды социальных ста­тусов личности.

  • Статусы, определяемые положением индивида в группе:

    • социальный статус — положение человека в общест­ве, которое он занимает как представитель большой социаль­ной группы во взаимоотношениях с другими группами;

    • личный статус — положение индивида в малой груп­пе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответс­твии с его личными качествами.

  • Статусы, определяемые временными рамками, влияни­ем на жизнь индивида в целом:

    • основной статус определяет главное в жизни человека;

    • неосновной статус влияет на детали поведения чело­века.

  • Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в ре­зультате свободного выбора:

    • предписанный статус — социальная позиция, кото­рая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности;

    • смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов;

    • достигаемый статус приобретается в результате сво­бодного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответствен­но он характеризуется статусным набором.

Статусный набор — совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом.

Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и об­щество, в котором он живет.

Престиж — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социаль­ных функций, которые выполняет человек и система ценнос­тей, характерная для данного общества.

Некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, т. е. не зависят от его желаний (национальность, пол, происхождение и пр.). Но глав­ное, что определяет социальный статус, социальное положе­ние, авторитет и престиж личности, — это образование, ква­лификация и другие личные и социально значимые качества.

Тема 4. Социальная роль

Социальный статус личности прежде всего оказывает вли­яние на ее поведение.

Модель поведения, ориентированную на данный ста­тус, принято называть социальной ролью.

Выделяют следу­ющие социальные роли:

  • психосоматические - поведение личности зависит от биологических потребностей человека;

  • психодраматические — поведение личности зависит от требований социального окружения;

  • социальные — личность ведет себя так, как этого ожи­дают от представителя той или иной социальной категории.

В социологии существует понятие ролевой набор — сово­купность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой ма­неры поведения и общения с людьми и является, таким обра­зом совокупностью непохожих на другие отношений.

В роле­вом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли — семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные — роли пассажира, пе­шехода, покупателя, зрителя и др.

Роли определяются ожиданиями людей. Например, в об­щественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обя­зан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-свое­му выполняет социальную роль.

Таким образом, социальная роль — это своеобразный об­разец поведения, требуемый от носителя определенного ста­туса. Претендуя на данный статус, человек должен выпол­нять все ролевые требования, закрепленные за этой социаль­ной позицией.

В процессе реализации социальных ролей могут появ­ляться определенные трудности, связанные с необходимос­тью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социаль­ных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

  • внутриролевые — конфликты, при которых требова­ния одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обраще­ние с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

  • межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям дру­гой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязан­ностей);

  • личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жиз­ненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Период взросления (подростковый период) сопровождается восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми. В этом возрасте растёт интерес к социальной роли личности. Референтная группа сверстников в подростковом возрасте приобретает большое значение, а родители как референтные личности играют крайне незначительную роль. В процессе социализации значительную роль играет учебное заведение. Кроме образовательной функции, оно выполняет функции формирования личности и выработки адекватного социального поведения. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:

Осознание временной протяжённости своего «Я», включающей своё детское прошлое и взрослое будущее; Осознание себя, как отличного от родительских образов; Осуществление системы выборов, обеспечивающих цельность личности.

Тема 5. Социальные нормы и ценности

Социальная норма — установленное в обществе прави­ло поведения, регулирующее отношения между людьми, об­щественную жизнь.

Социальные нормы определяют границы допустимого по­ведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими при­знаками:

  • не имеют конкретного адресата и действуют непре­рывно во времени;

  • возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

  • направлены на регулирование общест­венных отношений;

  • возникают в процессе исторического раз­вития;

  • их содержание соответствует типу культуры и харак­теру социальной организации общества.

Основные характеристики различных социальных норм

Виды норм

Их характеристика

Примеры социальных норм

Обычаи

Одобренные обществом образ­цы массовых действий, которые рекомендуется выполнять

Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.

Традиции

Ценности, нормы, образцы по­ведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследован­ные от предшественников. Тра­диции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества

Регулярные встре­чи выпускников учебного заве­дения и др.

Правовые нормы

Формально определенные пра­вила поведения, установленные либо санкционированные госу­дарством и поддерживаемые его принудительной силой; право­вые нормы обязательно выра­жены в официальной форме: в законах или других норматив­ных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существу­ет только одна правовая система

«Запрещается про­паганда социаль­ного, расового, на­ционального,

религиозного или языкового превос­ходства» (Консти­туция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

Нормы

Морали

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечива­ется авторитетом коллективно­го сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе

«Поступай по от­ношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они по­ступали по отно­шению к тебе» («Золотое прави­ло» нравственнос­ти) и др.

Религи­озные

нормы

Правила поведения, сформули­рованные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обы­чаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается мораль­ным сознанием верующих и ре­лигиозной верой в неизбеж­ность кары за грехи

«Никому не возда­вайте злом за зло, заботьтесь о доб­ром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

Полити­ческие

нормы

Правила поведения, которые регулируют политическую дея­тельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах

«Народ осущест­вляет свою власть непосредственно, а также через орга­ны государст­венной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

Эстети­ческие

нормы

Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном твор­честве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Но­сят конкретно-исторический характер

Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных про­порций человечес­кого тела

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, нацио­нальные, классовые, групповые и т.д.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательнос­ти исполнения:

побуждающие; запрещающие; императивные - рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

    • регулируют общий ход социализации;

    • интегриру­ют личность в социальное окружение;

    • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

    • контролируют от­клоняющееся поведение.

Регулирование поведения людей со­циальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение — указание на варианты поведения, кото­рые желательны, но не обязательны;

  • предписание — указание на требуемое действие;

  • запрет — указание на действия, которые не следует со­вершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность инди­видов, оставляя им определенную меру свободы для саморегу­лирования своего поведения. Но тем самым на индивида воз­лагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм.

Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к ок­ружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые спо­собны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гу­манного поведения.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается зда­ние нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоян­но воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), обществен­ное мнение и, наконец, сам человек. Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осоз­нается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.

Нормы морали исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентирует­ся в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувство­вать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, ко­торые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностя­ми. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.

Тема 6. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens - совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.


Объяснение девиации

Его сущность

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социо­логичес­кое

Концепция

аномии

(безза­коние)

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей

Теория

стигма­тизации (гр. stig­ma — угол, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.
Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска.

Существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления:  в отношении делинквентного поведения нужны жесткие запретительные меры,  такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

Тема 9. Социальный контроль

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Виды санкций

  • Формальные:

    • негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

    • позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

  • Неформальные:

  • негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

  • позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

    • Внутренний (самоконтроль) - форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

    • Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления внешнего социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Тема 7. Семья и брак как социальные институты

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу­лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо­рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.







Социальная группа




Основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответствен­ностью

Семья



















Социальный институт




Деятельность его направлена на удовлетворение ряда важ­нейших человеческих потреб­ностей

В качестве малой группы семья удовлетворяет личные пот­ребности людей, в качестве института — социально значимые потребности общества.

Под функция­ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос­ти и активности семьи и ее членов. Они обусловлены социально-экономически­ми и историческими особенностями общества.

Функции семьи

Функция

Ее сущность

Репродуктивная


Биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне

Социализации

Формирование индивида как личности

Хозяйственно-бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за деть­ми и престарелыми членами семьи

Экономическая

Материальная поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед­ственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки чле­нам семьи

Защитная

Физическая, экономическая, психологичес­кая защита членов семьи

Духовно-нравственная

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, вза­имообогащение интересов членов семьи

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов.

Вступление в брак

Начало деторождения - рождение первого ребенка

Рождение

последнего

ребенка

Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка

Смерть

одного из супругов

Выделяют следующие классификации семьи.

Основа

Виды семьи

Число детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

Характер распре­деления домаш­них обязан­ностей -

Традиционная

Домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответст­венность за семью пе­ред обществом и основ­ная власть принадле­жит мужчине

Коллективистская

Обязанности выполняют­ся совместно или по очереди

Родст­венная структура

Нуклеарная

Супружеская пара с детьми

Расширенная

Супружеская пара с детьми и кто-то из род­ственников, проживающих с ними

Полигамная

Жена с мужьями или муж с женами

Тип воспита­ния

Авторитарная

Основывается на авторитете родителей

Либеральная

Строится на самоопределе­нии личности независимо от традиций, при­вычек

Демократическая

Характеризуется постепенным привитием ребен­ку такой черты, как сопричаст­ность к судьбам других людей

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная фор­ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин­тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Родственные узы (родство) — это отношения, возни­кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

Виды брака

Вид

Его характеристика

Юридический брак

Добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное прожива­ние мужчины и женщины в незарегистрирован­ном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отно­шения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга

Церковный брак

Это брак, который в России не влечет юридичес­ких последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права

В Российской Федерации правоотношения в области се­мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права — семейным правом. Его источниками явля­ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • добровольность брачного союза мужчины и женщины;

  • равенство прав супругов в семье;

  • разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

  • приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

  • обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не­совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса­ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному) обществу. Мож­но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа­ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции раз­вития современной семьи:

  • сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин­дивидов, в организации их досуга;

  • изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

  • сокращение числа патриархальных семей;

  • развитие семьи партнерского типа, в которой осущест­вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

  • разрушение многопоколенной (расширенной, родствен­ной) семьи;

  • преобладание нуклеарной семьи;

  • разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

  • рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Тема 8. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этни­ческих общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уров­нем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в составе Российской Федерации в настоя­щее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Виды этнических общностей

  • Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовс­кой).

  • Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхожде­ния, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

  • Народность — исторически сложившаяся общность лю­дей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

  • Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этничес­кого самосознания.

Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она созда­вала необходимые условия для совместной деятельности лю­дей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутс­твовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории – евреи, армяне.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя­зей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценнос­ти, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними со­циально-психологические характеристики сознания и пове­дения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-эт­нической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осозна­ние своего единства и отличия от других этнических групп.

Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, истори­ческих судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. элементы культуры, передаваемые из поко­ления в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувс­твует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе ко­торой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов:

  • необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

  • необходимо психологически не отгораживаться от дру­гих наций и народов, не превращать государственные грани­цы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

Этнонациональные общности развиваются от рода, племе­ни, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин наци­ональность, который употребляется в русском языке как на­именование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Тема 9. Межнациональные отношения

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

  • отношения между разными национальностями внутри одного государства;

  • отношения между разными нациями-государствами.





следующая страница >>