velikol.ru
1 2 3



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР».

Выполняется учащимися 5-11 классов

руководитель учитель музыки

Глуховскй сош

АРХИПОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ.


Обоснование разработки проекта.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка.


^ Актуальность темы.

Создание в школе детского музыкального кукольного театра позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей.

-формированием эстетического вкуса.

-нравственным воспитанием

-развитием коммуникативных качеств личности.

-воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.

-создание положительного эмоционального настроения, снятия напряжения, конфликтов через игру.

Из педагогической практики видно, что дети больше всего любят играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и, став взрослыми, они смогут вести себя по разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.

Современные дети, недостаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

^ Анализ ситуации.

Мы живем в сельской местности, далеко от большого города. В районном центре нет детского театра. По возможности дети выезжают в театры, на выставки, экскурсии. Конечно, прикосновение к высокому профессиональному искусству прекрасно, но ребята так устают от длинной, тяжелой дороги, особенно младшие школьники. Идея создания детского музыкального кукольного театра на базе школы возникла давно, но возможность реализации этого проекта появилась только сейчас.

Проблема.

Проблемные вопросы.

Есть ли у куклы душа?

Какова история кукольного театра?

Как изготовить игрушки и декорации для кукольного театра?

Как подобрать пьесу для кукольного театра?


Учебные вопросы.

Какую роль сыграл кукольный театр в развитии российской культуры?

На какие виды делятся куклы для кукольного театра?

Из чего можно изготовить куклы?

Какова последовательность изготовления кукол?

Какие инструменты, материалы и оборудование применяется для изготовления кукол?

Что необходимо для школьного кукольного театра?

Какой сценарий нужно использовать для спектакля?

Как распределить роли участников?

Как правильно подобрать музыку?

ЦЕЛЬ:

Приобщение школьников к основам русской культуры, к познанию традиций, к обогащению театрального опыта.


ЗАДАЧИ:

Расширить знания детей об окружающем мире (посещение культурно–образовательных учреждений: нижегородского кукольного театра, музея, библиотеки).

Развить интерес детей к театру: его истории, видах, профессиях, атрибутах, театральной терминологии.

Расширить представление детей о кукольном театре, поощрять творческую самостоятельность, участие в кукольных спектаклях.

Сформировать предпосылки поисковой деятельности, совместно с родителями.

Воспитать любовь к традициям русской культуры.


Гипотеза.

«Если праздник удался, то счастливы дети».


^ Ожидаемые результаты.

В итоге проектной деятельности будут поставлены спектакли:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Емеля»,

«Три поросенка».


Личностные результаты участников:

- реализация творческих способностей театрального художника, декоратора, костюмера, актера;

-умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности.


Метапредметные результаты.

Участники проекта научатся:

-проявлять творческое виденье, уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-находить варианты решения различных художественно-творческих задач.


Предметные результаты:

Участники проекта смогут:

-овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции;

-придумывать и создавать костюмы для кукол;

^ Ресурсное обеспечение.

Работа кружка 2 раза в неделю по 1 часу.

Наличие детского игрового набора «Кукольный театр».

Наличие швейных принадлежностей.

Наличие принадлежностей для художественного творчества.

Музыкальное обеспечение проекта: синтезатор, детские народные музыкальные инструменты, фонограммы, музыкальные программы.

Детская художественная литература. Народные сказки. Книги по истории народного костюма.

Интернет ресурсы: Википедия.

Помощь родителей.


^ Этапы и сроки реализации.


Подготовительный этап.

Определение внешних партнеров (родители, сотрудники театра, художники и пр.)

Определение планируемых результатов.

Определение форм и методов оценивания.

Разработка расписания деятельности в проекте.

Мотивация учащихся на участие в проекте.

Размещение информации о начале проекта на сайте школы.

Подготовка грамот.


Основной этап.


Формирование рабочих команд проекта.

Распределение ролей в команде.

Продумывание и последовательное выполнение основных этапов работы: декораций, кукол, реквизита, афиш, приглашений.

Фиксация на фото или видео учащихся во время работы.

Обсуждение с учащимися промежуточных итогов работы.

Выбор мест и времени для показа спектаклей; обсуждение, кому и когда будут показаны спектакли.


Итоговое оценивание работы, обмен мнениями и впечатлениями о работе в проекте.


Рефлексивный этап.

Размещение информации о результатах проекта на сайте школы.

Фото и/или видео съемка спектаклей, итогового мероприятия проекта.

Вынесение благодарности всем участникам проекта (грамоты).


^ Сроки реализации.


1 сентября 2010 года – открытие кружка «Детский музыкальный кукольный театр».

Март 2011 года - премьера спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ноябрь 2011 года – премьера спектакля «Емеля».

Апрель 2011 года – премьера спектакля «Три поросенка».


^ План мероприятий.

3 сентября 2010 года – проведение родительского собрания.

18 марта 2011 года - премьера спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» в школе.

13 апреля 2011 года – выступление в детском саду.

1 мая 2011 года выступление перед жителями села.

27 декабря 2011 года – премьера спектакля «Емеля» в школе.

29 декабря 2011 года – выступление в детском саду.

15 января 2012 года – выступление перед жителями села.

30 апреля 2012 года – премьера спектакля «Три поросенка» в школе.

4 мая 2012 года – выступление в детском саду.

25 мая 2012 года – выступление перед жителями села.


^ Выполнение проекта.


Подготовительный этап.


Определение внешних партнеров (родители, сотрудники театра, художники и пр.)

На родительском собрании был объявлен старт проекта "Детский музыкальный кукольный театр в школе". Родителям были предоставлены буклеты о проекте.


Мотивация учащихся на участие в проекте.

На классном часе детям была продемонстрирована стартовая презентация. После чего появились первые желающие поучаствовать в проекте.

Определение планируемых результатов.

На первой же встречи с ребятами мы определились, что итогом проекта станут постановки кукольных спектаклей.

Разработка расписания деятельности в проекте. Я предоставила детям возможность самим решить по какому расписанию им удобно встречаться. Возникли первые проблемы. Многие ребята уже занимались в других кружках. После небольшой дискуссии было принято решение разбиться на группы, а вместе встречаться только по субботам.

Размещение информации о начале проекта на сайте школы.

Ребята разместили информацию о начале проекта на школьном сайте.


Основной этап.

^ Дневник проекта.

2010 – 2011 учебный год.


Сентябрь.

Формирование рабочих команд проекта.

На этом этапе работы дети разделились на 4 команды:

Историки (ребята собирали исторический материал о кукольном театре, и рассказали другим о своих исследованиях).

Художники (эта группа занималась изготовлением декораций и кукол для спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Режиссеры извукорежиссеры (ребята из этой команды самостоятельно подобрали пьесу и музыкальное оформление к спектаклю).

Распределение ролей в команде.

В каждой группе дети определили лидера, который отслеживал всю деятельность ребят. После чего участники каждой группы составили свой план работы.

Фиксация на фото или видео учащихся во время работы.

Обсуждение с учащимися промежуточных итогов работы.


Октябрь.

Начало репетиций актерского состава спектакля.

Подвижно-имитационные игры.

Разработка эскизов костюмов и декораций.


Ноябрь.

Во время подготовки спектакля, изготовления декораций и кукол, ребята запланировали встречу ,что бы обсудить промежуточные результаты работы над проектом. Участники проекта обсудили следующие вопросы:

что на данном этапе уже сделано?

что нужно исправить?

Декабрь.

Доклад каждой группы о проделанной работе.

Выбор места и времени для премьеры.

Январь-февраль.

Обсуждение, кому и когда будет показан спектакль.

При выборе места не возникло ни каких разногласий. спектакль пройдет в фойе школе 18 марта. Ребята приняли решение, что на премьеру необходимо пригласить учеников школы, родителей и близких родственников.

Репетиции спектакля. Подготовка афиш.

18 марта.

Премьера музыкального кукольного спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

13 апреля.

Выступление в детском саду.

1мая.

Выступление в клубе перед жителями села.

Подведение итогов работы. Подготовка грамот участникам.

25 мая.

Вручение грамот.


^ 2011-2012 учебный год.

2 сентября.

Родительское собрание.

Обсуждение этапов подготовки к новой премьере. На встрече ребята выбрали русскую народную сказку «Емеля».

Формирование рабочих команд проекта.

Ребятам понравилось работать в командах.

Историки (ребята собирали исторические факты о куклах, и рассказали другим о своих исследованиях).

Художники (эта группа занималась изготовлением декораций и кукол для спектакля «Емеля»).

Звукорежиссеры (ребята из этой команды самостоятельно редактировали и писали сценарий сказки, подбирали музыкальное оформление к спектаклю).

Октябрь.

Подготовка декораций и костюмов для кукол. Репетиции спектакля. Разучивание песен, ролей. Пластическая пантомима.

Ноябрь.

Встреча команд для обсуждения промежуточных результатов.

Выбор места премьеры.

Подготовка афиш

Декабрь.

Отчет историков о подготовленном материале « История куклы».

Расклеивание афиш, подготовка пригласительных билетов.

27 декабря премьера музыкального кукольного спектакля «Емеля».

29 декабря выступление детского театра в детском саду.

15 января выступление перед жителями села в клубе.

Февраль.

Начало подготовки к новому спектаклю «Три поросенка».

Ребята сами распределили задания между группами.

Историки получили задание найти материал о Нижегородском кукольном театре.

Художники начали работать над костюмами для кукол и декорациями.

Режиссеры и звукорежиссеры приступили к редактированию сказки и подбору музыкального материала.

Март.

Репетиции спектакля. Работа над выразительным чтением текста. Разучивание песен.

Апрель.

Подготовка афиши приглашений.

30 апреля.

Премьера в школе музыкального кукольного спектакля «Емеля».

1 мая.

Выступление в клубе перед жителями села.

18 мая.

Выступление в детском саду с музыкальным кукольным спектаклем « Три поросенка».

Подведение итогов.

Оформление группой историков проекта « История кукольного театра» в электронном виде. ^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Оформление группой звукорежиссеров текстов песен в электронном виде. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Оформление группой режиссеров текстов сказок. ^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Подготовка грамот.

25 мая.

Вручение грамот за активное участие в работе кукольного кружка.


Результаты проектной деятельности.

В итоге проектной деятельности были поставлены спектакли:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Емеля»,

«Три поросенка».

Участники смокли реализовать:

-творческие способности театрального художника, декоратора, костюмера, актера;

-умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной деятельности.


Метапредметные результаты.

Участники проекта смогли:

-проявить творческое виденье, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-находить варианты решенияй различных художественно-творческих задач.


Итоги работы над проектом.

По итогам работы было проведено анкетирование.

1.Что на ваш взгляд было самым интересным в проекте?


2.Какие встретились трудности?


3.Дайте оценку вклада групп и отдельных участников в осуществление проекта?

4.Что на ваш взгляд в проекте не получилось?


5.Что бы вы хотели исправить?


Анализ анкет показал, что ребята с большим воодушевлением проделали всю работу, прикоснулись к истории и традициям кукольного театра, раскрыли творческий потенциал.

Социальные результаты реализации данного проекта проявились в повышении коммуникативных навыков учащихся, в умении собирать и изучать материал для исследования, в умении самоорганизоваться для достижения конкретных целей. Сформировались компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, закрепились навыки самостоятельной работы с большими объёмами информации, умение увидеть проблему и наметить пути её решения. А самое главное, данный проект способствовал формированию у детей бережного отношения к искусству, как высокому нравственному потенциалу, и помог преодолеть кризис культуры и связи времен.


Ресурсы.

Кадровые: руководитель проекта учитель музыки Архипова С.В.

инициативные группы,

библиотекарь О.А.Дурова.

Информационные:

Литература:

- книги по искусству ;
- история костюма;

- декоративно-прикладное творчество;

- сборник русских народных песен;

- русские народные сказки.


Интернет ресурсы:

- Википедия,

-Кукольный театр,

-История куклы.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Учебный проект « История кукольного театра».

Авторы и участники проекта

Бинцева Юлия.

Шишкова Мария.

Крашенинникова Анна.

Крашенинникова Ольга.

Пелевин Александр.

Цуркан Руслан.


Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Какова история создания театральных кукол?


Цели исследования.

История возникновения кукольного театра в России.

Куклы и актёры-кукловоды.

Виды кукол.

Нижегородский кукольный театр.


Никто точно не знает, когда появился первый кукольный театр. Существует две легенды возникновения театра.

Первая легенда:

В Китае, во время междоусобных воин, в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил.

Так куклы спасли город.


Вторая легенда:

Жил-был король. У него умерла жена. Он очень горевал. К нему пришёл мудрец и сказал: "Я тебе помогу. Ты будешь каждый день видеть свою жену, но никогда не заглядывай за ширму". Итак, он теперь видел свою жену, и она разговаривала с ним. Но однажды король не выдержал и заглянул за ширму. Там была плоская бумажная фигура. Король приказал повесить этого мудреца. В день казни король спросил, как он сделал такую точную копию королевской жены. Мудрец ответил, что он сделал куклу и расспросил служанок, о чём и как говорила королева, и создал теневую копию его жены. Тогда король отменил приказ о казни мудреца и велел во всём городе сделать теневые театры».


Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.


Среди театров кукол различают три основных типа:


1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.


2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.


3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.


В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.


Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических де

История


Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея.[1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая . (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)


Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.


История театра кукол в России


Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.


В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.


Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.


Виды театров кукол.

Кукла-марионетка.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.


Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.


Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.


Вертеп.


Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.


В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одной из первых кукол был Петрушка. Его полное имя Пётр Петрович Уксусов. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на "сцену", он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила Петрушку со сцены за его длинный нос. У Петрушки были братья во всём мире. Так, в Венгрии был Витязь Ласло. Он отличался тем, что бил всех не палкой, как Петрушка, а сковородой.


Но вернемся все же в Россию. В 1730 году в газете " Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать".


Разумеется, этот театр, как и балаганы с Петрушкой, не был профессиональным, тем более у него не было постоянного помещения. Первый профессиональный росийский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня его возглавлял Сергей Владимирович Образцов. В течение пяти лет у театра не было собственного помещения, и выступал он перед детьми в школах и клубах Москвы. В 1937 году у театра появилась своя сцена на улице Горького. А в 1970 году Центральный кукольный театр переехал в специально выстроенное для него здание на Садовом кольце, с единственными в своем роде механическими часами - подлинным украшением Москвы. В театре имеются большой и маленький зрительные залы, в которых соответственно 500 и 200 зрительных мест, два фойе с аквариумами редких тропических рыб и с певчими птицами, и самое интересное - редчайшая экспозиция музея театральных кукол. Он был организован в 1937 году. Его основателем и первым директором был актёр А. Я. Федотов. Музей- единственное в России и крупнейшее в мире собрание театральных кукол.

Самая "кукольная" страна Европы – Италия.


Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, - имя Пульчинелло.. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI веков.


В Италии процветали по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своём маленьком театрике, надстроенном над лёгкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях, начинавшие, видимо, уходить с улицы под постоянную крышу.


Куклы, танцующие на доске


Знаменитый в своё время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: "Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой". Далее он поясняет, что управляла ими единственная нить, проходившая через обе куклы насквозь. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дёргал верёвку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами. "Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно".


Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл "магателли". Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол "планшетными" - очевидно, современный термин произошел от французского слова "ля пляншет" - доска (пол). Традиция планшетных кукол, как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX века.


"Бураттини" или перчаточные куклы


Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином "бураттини". Кукольников, работающих в этой технике, называют "бураттинаи".


Героем театра бураттинов стал Пульчинелла. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком - металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски "пиветта"); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.


Бродячие кукольники - бураттинаи не записывали своих текстов. Их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались от поколения к поколению в устной форме. До самого последнего времени тексты итальянских бураттинаи не были записаны. Только совсем недавно неаполитанский кукольник Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров и выступающий еще и сегодня на улицах Неаполя, опубликовал содержание нескольких сценок традиционного представления Пульчинеллы. Бруно Леоне приезжал в Москву, играл свое представление перед москвичами.


Традиция уличного театра Пульчинеллы пока еще жива в Неаполе, но возможно, что Бруно Леоне, обучавшийся профессии бураттинаи у народных актеров, - ее последний представитель.


"Марионетте" или куклы на нитях


Не менее популярная форма кукольных представлений в Италии - театр марионеток, т. е. кукол, управляемых сверху нитями. Итальянцы называют их почти так же, как французы, - "марионетте".


Эта очень древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. В XVII веке у марионеток появились свои собственные маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитейших театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли полностью длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды, тем не менее, достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.


Великолепное описание марионеточных театров Италии оставил Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вёл дневники и, вернувшись, опубликовал их под названием "Рим. Неаполь. Флоренция". В каждом из этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение.


На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток "Фиандо". Один из его почитателей насмешливо замечал, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, кичащимся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих маленьких собратьев.


Еще один поклонник марионеток потешался над римскими властями: куклы-танцовщицы в театре Феано были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики - такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.


К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула ещё раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру "Пикколи ди Подрекка", созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки и не ушли из жизни итальянцев и выступают ещё и сегодня, они ведут скромное, тихое существование, общаясь в основном с детской аудиторией.


Лионская кукла Гиньоль


В начале прошлого столетия во французском перчаточном театре появился герой, не только разделивший славу Полишинеля, но, пожалуй, даже превзошедший ее. Имя этого героя - Гиньоль. Его создателем был лионский ткач Лоран Мурге. Во время Великой французской революции все фабрики закрылись, и молодой Мурге остался без работы. Обзавелся перчаточными куклами и стал ходить с ширмой-будочкой, играя уличные представления. Героем его первых спектаклей был Полишинель. В какой-то момент на его ширме появилась кукла, изображавшая лионского ткача. И так как этот персонаж был ближе и интересней лионцам, то очень скоро он занял в представлениях место Полишинеля. Точная дата рождения Гиньоля не выяснена, вероятно, это произошло в самом начале XIX века. Во всяком случае в 1804 году Гиньоль уже царил на ширме Мурге.


Одной из лучших считается пьеса "Переезд". Она состоит из трёх "актов". Язык пьесы - это жаргон лионских ткачей, пересыпанный намёками на неизвестные нам злободневные события их жизни; это россыпь каламбуров, основанных на частых созвучиях разных по значению французских слов.


Популярность Гиньоля была так велика, что число театриков "Гиньоль" (т.е. тех, где он выступал главным действующим лицом, героем представлений) быстро увеличивалось. В Лионе середины XIX века их было восемнадцать.


Театры Гиньоля стали появляться и в других городах Франции. В Париже первый из них открылся еще в 1818 году. Имя Гиньоля превращается во французском языке в нарицательное: до сих пор, и не только во Франции, но во всей Западной Европе, "гиньолем" называют перчаточную куклу.


Гиньоль выходит на сцену французских кукольных театров и в наши дни, он только поменял взрослую публику на детскую.


Амьенская кукла Ляфлёр


Театры марионеток Франции мало отличаются от итальянских. На севере Франции, в Амьене родился еще один французский кукольный героя, но уже не на ширмах бродячих кукольников, а на подмостках маленьких постоянных городских театриков, персонажи которых висели на нитках. Имя этого героя - Ляфлёр.


Техника управления куклами его театра напоминает итальянскую технику XVII - XVIII веков: куклы висят на тонком железном пруте, к их рукам идет по нитке; у Ляфлёра и у нескольких его партнеров по дополнительной нитке спускается к каждой ноге.


И хотя слава Ляфлёра не вышла за пределы Амьена, местные жители (пикардийцы) были влюблены в своего кукольного героя и вообще в своих "каботэнов", как они называли на своем пикардийском наречии деревянных актеров.


В XIX веке в Амьене процветало множество театриков Ляфлёра, но в начале XX века они стали один за другим закрываться. Накануне второй мировой войны Ляфлёр выходил на сцену уже только в одном театрике, но и он продержался недолго. Как и многие другие народные кукольные герои, Ляфлёр ушел в историю своего народа.


Кукольный театр России


По просторам России бродило много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре.


Марионетки


Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII века, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась, скорее всего, после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) отношение к ним меняется.


На первых порах этих неизвестных в России кукол называют "выпускными", но вскоре в русский язык входит слово "марионетка".


Вчитываясь в найденные объявления и афиши, можно отметить следующее: во-первых, марионеточные спектакли до середины XIX века дают иностранцы; во-вторых, они играют разговорные пьесы, иногда дополняя их "балетами"; в-третьих, для своих представлений они снимают театральные залы и помещения в городских домах.


Как входили в жизнь российского народа марионетки, как из иноземной диковинки они превратились в русские народные куклы, можно лишь предполагать, так как более подробных описаний до конца XIX века не встречается. Однако к концу прошлого века представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах. И давали их российские актеры.


О самом последнем этапе народного марионеточного театра в России мы знаем из рассказов самих кукольников - последних балаганных актеров и из рассказов видевших их спектакли первых советских кукольников.


Один из этих актеров, Иван Афиногенович Зайцев (1863-1936), четыре года служил в Центральном театре кукол. Он не участвовал в постановках нового театра, но время от времени показывал свою традиционную программу, в которой марионетки исполняли "Цирк". После смерти Зайцева все его куклы остались в театре и сейчас выставлены в отдельной витрине музея. Рядом с ними можно видеть и кусочек стеклярусного занавеса, обрамлявшего марионеточную сцену, и афишу, которая вывешивалась у входа. Кукол Зайцев делал сам, его жена Анна Дмитриевна Триганова помогала их одевать, а в представлениях - водить.


С. В. Образцов в своей книге "По ступенькам памяти" посвятил много страниц Ивану Афиногеновичу Зайцеву: "Чем дальше я знакомился с Зайцевым, тем больше росло моё к нему уважение. Рядом с ним я сам себе казался любителем, а он настоящим профессионалом в своей удивительной, на глазах уходящей от нас профессии…. В своих выступлениях как артист нашего театра Зайцев показывал фокусы, чревовещание с двумя куклами на коленях (эти куклы у профессионалов балаганщиков назывались Андрюшки), "верховых" кукол и, наконец, вместе с Тригановой цирковое представление куклами на нитках…. Первым из всех кукольников заслуженным артистом республики стал Иван Афиногенович Зайцев".


Имена других российских кукольников - В. В. Прокофьев, Григорий Константинович Нуриков, Яков Миронович Бромфейн.


Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с самим героем русского перчаточного театра Петрушкой расставались неохотно. И у многих он стал выходить на марионеточную сцену. Правда, роль его в марионеточном представлении изрядно подсократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками.


Русские народные кукольники не имели своих постоянных театров, они покупали место на ярмарке или гулянье и ставили там временный парусиновый балаган. Такие балаганы можно было ещё застать в начале 20-х годов в московских садах и парках.


После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников - они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла (кукла, которая управляется снизу, из-за ширмы, но, в отличие от перчаточной, не пальцами актера, а тросточками, создающими жесты ее рук). Однако в наши дни интерес к марионетке снова просыпается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой завораживающе-чудесной (в умелых руках) куклой.


Нижегородский государственный академический театр кукол.


Нижегородский государственный академический театр кукол — один из театров Нижнего Новгорода.


Расположен в комплексе с детским кинотеатром «Орлёнок» в доме номер 39а по улице Большая Покровская. Один из двух кукольных театров России, который носит звание академического (с 1997 года). Здание построено в 1912 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Здание театра — архитектурный памятник XIX века[источник не указан 1351 день]. Театр существует с 1929 года. За годы существования поставлено более 300 спектаклей.


История.

Горьковский театр кукол был основан 28 января 1929 года супругами Татьяной Ивановной и Георгием Апполинарьевичем Яворовскими. В первой труппе театра, состоявшей из пяти энтузиастов, только одна Татьяна Ивановна Яворовская была профессиональной актрисой, окончив курсы при театре Е. Деммени в Ленинграде. Она и стала первым художественным руководителем «Театра Петрушки», как он тогда назывался. Георгию Апполинарьевичу Яворовскому, первому директору театра, принадлежит еще и заслуга создания первого в стране кукольного отделения в Горьковском театральном училище, которое начало подготовку профессиональных актеров – кукловодов и по сей день является престижным факультетом России.


Все эти годы режиссеры театра: Т. Яворская, Н. Соколоверова, Ю. Елисеев, А. Мишин (Народный артист России), В. Смирнов (Заслуженный артист России), а также главные художники театра: В. Ходько, А. Высоцкая, Н. Дрягина, А. Колесникова, И. Кострина, Л. Липовская, М. Зорина, актеры, и весь коллектив театра свято хранят лучшие его традиции. Творческое кредо театра с первых дней его создания – это наиболее полное раскрытие неограниченных возможностей куклы, верность традициям ширмового, иллюзорного театра. За 77 лет в театре родилось 320 спектаклей. Сегодня в афише 32 спектакля для детей и 4 для взрослых.


Нижегородский театр кукол хорошо знают в различных городах России, ему рукоплескали во многих странах мира, так как пластический язык куклы понятен всем без перевода. Неслучайно Нижегородский театр кукол стал участником и лауреатом Международных фестивалей в Венгрии, Франции, Испании, Бельгии, успешно гастролировал в Германии и США. Куклы, созданные в мастерских нашего театра, получили Диплом и Большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе, получили награды в Нью-Йорке, в Чехословакии, во Франции, а многие из них были приобретены Центральным музеем им. Бахрушина города Москвы.


Настоящее время

Сегодня в труппе 17 артистов, из них 8 имеют звание «Заслуженный артист России». Творческий потенциал велик, а пополнение коллектива молодыми артистами, выпускниками Нижегородского театрального училища (только в этом году влились три актера), это гарантия новых интересных спектаклей и не только в фойе, в литературной гостиной, что поможет нам создать новый положительный имидж театра, привлечь новых друзей театра. Художники - бутафоры нашего театра на высоком профессиональном уровне могут выполнять не только кукол для нового спектакля, но и кукол любого совместного мероприятия с нашими потенциальными партнерами, могут и уже создают кукол для рекламы нашим спонсорам. Нижегородский театр кукол расположен в центре исторической части города на престижной пешеходной улице Большая Покровская. Здание театра – это архитектурный памятник XIX века.


следующая страница >>