velikol.ru
1

6 ноября 2013 года

исполняется 225 лет со

дня рождения М.С.Щепкина

(1788-1863)


ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ


Сценарий литературно-

театральной композиции

представляет Т.А.СЕМЕНОВА


ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА-

заведующая библиотекой МБОУ

«СОШ № 34 с УИОП»







Как пробудить в ребенке чувство

любви к культуре родного края?

Именно- пробудить ;потому что оно

есть в каждой душе ,и его надо усилить

точным,

чистым тоном. А.С.Пушкин писал

«Гордиться своим прошлым и можно и должно,

не любить оно есть постыдное малодушие». Именно

пробуждение познавательного интереса к культуре

Белгородчины и явилось главной целью

литературного–театрального вечера.


ВЕДУЩАЯ: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать Вас в нашей театральной гостиной. Тема литературной композиции «Прекрасные театра игроки» посвящена 225-летию со дня рождения М.С. Щепкина нашему великому актеру Белгородчины.


(звучит тихая музыка П.И. Чайковский)


Михаил Щепкин словно звезда на

небосклоне, он будет светить нам

из далекого далека ,напоминая

неиссякаемом таланте нашего

Белгородского народа, о его

славном, духовно-богатом прошлом…


^ АКТЕР,СОВРЕМЕННИК М.С. ЩЕПКИНА: Прекрасные театра игроки…

Так называли нас актеров прошлого. Мы уже давно ушли из жизни, со сцены, нет зрителей, восхищавших их игрой. Однако продлевают прекрасные мгновения эскизы декораций и костюмов, живописные и графические портреты исполнителей.


ВЕДУЩИЙ: Чтобы понять меру желания таких актеров, надо обратиться к их жизни и творчеству.




БИОГРАФ: Родился будущий актер Михаил Семенович Щепкин 6 ноября 1788 года в селе Красное ,что на реке Пенке, Обоянского уезда (ныне Белгородской области ), в крепостной семье графов Волькенштейнов.


ВЕДУЩИЙ: Спектакль Миша впервые увидел в семилетнем возрасте. Эта была постановка в крепостном театре барина. Увиденное глубоко поразило смышленого мальчугана. В своих «Записка» он написал позднее.


^ АКТЕР М.С ЩЕПКИН: «В тот вечер порешилась моя будущая судьба»


БИОГРАФ: Настоящей сенсацией стала постановка в 1800 году учениками молодежного уездного училища в городе Судже комедии Сумарокова А.П. «Вздорщица», в которой М.С. Щепкин исполнил главную роль – слуги

Розмарина. Тогда мальчику было всего 12 лет.

ВЕДУЩИЙ:Пьеса была разыграна в присутствии городничего, исправника и других влиятельных лиц города. Маленький Щепкин привел всех в восторг своей непринужденностью на сцене и темпераментом, которого трудно было ожидать в таком ребенке. Спектакль был по просьбе публики, поставлен во второй раз в доме городничего, и тут Щепкин играл с не меньшим успехом, чем в первый раз.


Представляем отрывок из комедии «Вздорщица»


Розмарин. Ераст будет, сударыня.

Бурда. Хотя вы оба сквозь землю провалитесь.

Розмарин. За что такая не милость?

Бурда. За что ни есть.

Розмарин. Меня ,сударыня, посылал барин.

Бурда. У меня разума в мизинце больше, нежели в обоих наших головах.

Розмарин. На что мне и разум, когда он без покрышки?

Бурда. У меня без покрышки разум?

Розмарин. Нет, сударыня! Я не к вам это говорю: я говорю, что мне разум, когда он не покрыт.

Бурда. А мой покрыт, да и гораздо покрыт.

Розмарин. Кто инако о вас и думает.

Бурда. Да хотя думай, хотя нет.

Розмарин. у вас, сударыня, ум с покрышкой, однако, господа всякие есть.

Вить и лошади не одинаковы: иную в карету впрягают, а иную в телегу.

Бурда. Коли бы я лошадь была, я бы, конечно, телеги не возила: едакая кобылица годилася бы и на стойло.

Розмарин. Избавь боже от такого заводу! И ежели бы жеребята –то от вас укидывалися по матушке, так бы они и дышлы, и оглобли, и колеса все переломали.

Бурда. Так бы я по-твоему никуда не годилася?

Розмарин. Этого, сударыня, я не говорю.

Бурда. Да что ж ты говоришь?

Розмарин. Я говорю, что вы слишком ретивы; так бы вас не только впрячи куда, да и обуздать бы было трудно: и ради того-то вы родилися человеком, а не лошадью. Когда бы вы изуродовали возницу, будучи лошадью, так бы это пропало, потому что лошади законом не подчинены, хотя и люди – то не все законам повинуются.

Бурда. Да лошадей – то и без вины стегают.

Розмарин. Стегают и людей без вины иные господа, да и продают их так же, как и лошадей.

Бурда. Да вить между неблагородного – то человека и лошади и разности – то немного.

Розмарин. Мы сударыня, ни воронопегими, ни гнедопегими никогда не рождаемся.

Да все такими же шерстьми, какими и вы, и сена не едим.

Бурда. как то ни есть, да вы не дворяне!

Розмарин. не дворяне, не дворяне! Будто дворянское – то имя и первое на свете достоинство! Будто это великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.

Бурда. Да ты посмотри различие и осанки нашей…

Розмарин. Индейский петух и вас осанистее, да вить не говорите же о нем: его превосходительство.

Бурда. Индейский – ат петух почтеннее холопа: они у нас и на столах бывают, а вы стоите за нашими стульями.

Розмарин. Я, сударыня, этой чести не желаю, чтобы меня изжарили. Лучше живому быть за стулом, нежели жареному на столе.


ВЕДУЩАЯ: Михаил Семенович Щепкин с успехом дебютировал в крестьянском театре своего хозяина в комических ролях. Однако его заветной мечтой было выйти на сцену. Однажды фортуна повернулась лицом к мальчугану. Переехав учиться в Курск, Щепкин становится актером театра братье Барсовых. Здесь в 1805 году состоялся его дебют на профессиона-льной сцене.


БИОГРАФ:В 1812 году Щепкин встретил свою вторую половину – «журчанку» Елену Дмитриевну.


ВЕДУЩАЯ: Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной Турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее.


БИОГРАФ: Талант искренность делают Щепкина М.С. известным. Узнав, что Щепкин – крепостной, поклонники решили выкупить актера. Вдова графа Волькенштейна запросила 8000 рублей. Деньги собирали долго, но их не хватало. Недостающие 2500 рублей вложил генерал – губернатор князь Репнин и в 1818 году купил Щепкина. Князь отпустил его и семью на волю только через 3 года, когда актер целиком выполнил свой долг.


ВЕДУЩАЯ: Судьба приводит провинциального артиста в Москву. В 1824 году М.С. Щепкина зачисляют в труппу Московского малого театра, которому он отдал сорок лет своей творческой деятельности и который не даром назван «Домом Щепкина» Труппа малого театра XIX века была блестящей: в ее составе играли многие знаменитые актеры русского театра Мочалов, Савицкая, Самарин.


БИОГРАФ: И действительно, Щепкин произвел настоящий фурор на Московской сцене. Он пленил публику своей естественностью и простотой «нетеатральным» исполнением своих ролей. Его лучшими ролями этого периода были: Репейкин, отец Земфиры, Пушкин «Цыгани», скупой рыцарь, Грибоедов «Горе от ума» Фамусов. И, конечно, же роль городничего в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» (1836 г.) стало пожалуй самой знаменитой ролью в творчестве Щепкина, более 140 раз актер выступил в этой роли.


Представляем вашему вниманию сцену из комедии Гоголя Н.В. «Ревизор»


Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий. Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным прелписаньем.

Аммос Федорович. Во те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич. Господи Боже! еще и с секретным предписаньем!

Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этих я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)… и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки …» (остановясь), ну, здесь свои … «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито… Вчерашнего дня я…» Ну, тут уж пошли дела семейные : «…сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрыпке…» - прочее, прочее. Так вот какое обстоятельство!

Аммос Федорович. Да, обстоятельство такое… необыкновенное, просто необыкновенное. Что-нибудь недаром.

Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к на ревизор?

Городничий. Зачем! Так уж, видно судьба! (вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Аммос Федорович. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то , вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Городничий. Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

Аммос Федорович. Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

городничий. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Городничий. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по латыни или на другом языке… Это уже по вашей части, Христиан Иванович, - всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа… Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше если б их было меньше: тотчас отнесу к дурному смотрению или неискусству врача.

Артемий Филиппович. О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем Взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву «и» и несколько на «е».


ВЕДУЩАЯ: Оказавшись в Малом театре, М.С. Щепкина попал в окружение образованных людей. Его друзьями стало множество артистов, драматургов, критиков, профессоров. Среди наиболее близких были А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Белинский, А.Герцен, Н. Шевченко. Друзья любили этого человека, щедро дарившего им радость на сцене и в жизни. Сколько теплых слов посвящено ему в письмах, статьях.

Раскроем дневник Щепкина М.С.


^ ЩЕПКИН М.С. Сегодня я получил письмо от Шевченко. Он сегодня выехал из Москвы, и послезавтра я обниму моего искреннего друга. Как я счастлив этой нелицемерной дружбой! Немногим из нас Бог посылает такую полную радость.

^ ЩЕПКИН М.С.Близкое знакомство мое с А.С.Пушкиным завязалось в мае 1836 года в доме у графа Нащокина. Мы много беседовали с великим поэтом, вспоминали, а затем А.С. Пушкин воскликнул: «Вы просто обязаны написать историю своей жизни и в этот же день подарил мне тетрадь». На первой странице своей рукой он написал: «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на реке Пенке» Волей-неволей мне пришлось браться за мемуары.




ВЕДУЩИЙ: А вот, что писал об актере в одном из писем В.Белинский: « Чудный человек! Как понимает он искусство, как горяча душа его- истинный художник, и художник нашего времени»


^ АКТЕР, СОВРЕМЕННИК ЩЕПКИНА: Много смешных рассказов о сосредоточенности и рассеянности Михаила Семеновича. Из воспоминаний о М.С. Щепкине.


ЩЕПКИН М.С.: Это было в Берлине. Я привык, что к лечившемуся в Германии моему сыну Дмитрию приходили с визитом люди, не знающие русского языка. И когда появился гост, говоривший по русски, я упорно, продолжал объясняться с ним мимикой и жестами, разводил руками в знак того, что не понимаю его слов, не отдавая отчета в том, что слышу русскую речь.


^ ЩЕПКИН М.С.: В преддверии семейного праздника в знаменитой Московской рыбной лавке купца Мочалова я присмотрел громадного аппетитного живого осетра. Разница во вкусе между живым осетром и только, что уснувшим и тотчас выпотрошенным почти не чувствуется, а разница в цене между ними была велика. Приметив этого красавца и зная, что рыба раскупалась вяло, я в надежде сэкономить стал ежедневно заходить в лавку, навещать осетра, ожидая, что тот со дня на день уснет. Но сроки праздничного обеда подошли, осетр не уснул, и у меня вырвался возглас искреннего негодования, смешанного с неподдельным восхищением: «Надул, подлец! Отгулялся!»


ВЕДУЩИЙ: Снискав славу лучшего комического актера, он стал невероятно популярен. Ему приходилось играть самые разные роли в незамысловатых пьесах: отцов- недотеп, неудавшихся любовников, даже женщин, например Еремеевну в «Недоросле» Фонвизина Д.И.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из комедии.


Еремеевна. Да получилось хоть немножечко.

Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

Скотинин. Подойди сюда дружочек.

Епемеева. Изволь подойти к дядюшке.

Митрофан. Здорово,дядюшка! Что ты так ощетениться изволил?

Скотинин. Митрофан! Гляди на меня прямое.

Еремеевна. Погляди, батюшка.

Митрофан (Еремеевне). Да дядюшка что за невидальщина ? Что на нем увидишь?

Скотинин. Еще раз: гляди на меня прямее.

Еремеевна. Да гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.

Скотинин и Митрофан, выпуча глаза друг на друга смотрят.

Милон. Вот изрядное объяснение!

Правдин. Чем-то оно кончится?

Скотинин. Митрофан! Ты теперь от смерти на полоску. Кажи всю правду; если б я греха не побоялся, я бы те, не говоря еще не слова, за ноги да об угол. Да не хочу губить душу, не найдя виноватого.

Еремеева (задрожала). Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?

Митрофан. Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил.

Скотинин. Смотри ж, не отпирайся, чтоб я в сердцах с одного разу не вышиб и из тебя духу. Тут уж руки не подставишь. Мой грех. Виноват Богу и государю. Смотри, не клепли ж и на себя, чтоб напрсных побой не принять.

Еремеевна. Избави Бог напраслины!

Скотинин. Хочешь ли ты жениться?

Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, бе-рот охота…

Скотинин (бросаясь на Митрофана). Ох ты чушка проклятая!...

Правдин (не допуская Скотинина). Господин Скотинин! Рукам воли не давай.

Митрофан. Мамушка, заслони меня!

Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Супься, сударь только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю.

Скотинин (задружав и грозя, отходит). Я вас доеду!

Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры!

Митрофан (вслед Скотинину). Убирайся, дядюшка, проваливай!


^ АКТЕР, СОВРЕМЕННИК ЩЕПКИНА: «Смех- великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный- как связанный заяц» - скажет мастер сатиры Н.Гоголь. Войдя однажды в московскую квартиру Щепкина М.С., он навсегда поселился в душе гостеприимного актера. С годами дружба их крепла. Они были созданы друг для друга- драматург и актер.


ВЕДУЩИЙ: Даже в самые последние минуты своей жизни Щепкин М.С. говорит о друге. Почти сутки он лежал в забытье и вдруг неожиданно вскочил с постели…


Щепкин М.С. Скорей, скорей одеваться

Ведущий. Закричал он своему человеку, который за последнее время почти не отходил от его кровати.

Слуга. Куда Вы, Михаил Семенович? Что Вы, Бог с вами, лягте, лягте.

Щепкин М.С. Как куда? Скорее к Гоголю

Слуга. К какому Гоголю?

Щепкин М.С. Как к какому? К Гоголю Николаю Васильевичу.

Слуга. Да, что Вы, родной мой, Господь с вами, успокойтесь, лягте. Гоголь давно умер.

Щепкин М.С. Умер…?Да, вот что…

Ведущий. Он низко опустил голову, покачал ею глубоко вздохнул, а затем тихо лег, отвернувшись лицом к стенке, чтобы больше не вставать. Такими по словам слуги были последние слова Щепкина М.С.






БИОГРАФ: Умер Щепкин М.С. в Ялте 11 августа 1863 года. Тело его было привезено в Москву и похоронено на Пятницком кладбище. Над могилой Щепкина М.С. воздвигнут был памятник из большого дикого камня с эпитафией: «Михаилу Семеновичу Щепкину, артисту и человеку»


^ АКТЕР, СОВРЕМЕННИК ЩЕПКИНА М.С.: После смерти актера его брат Александр написал о своем брате: «Смерть его быстро перенесла в страну забвения. Из глаз долой и из памяти вон», - как говорит немецкая пословица. К нам господам артистам лучше всего можно применить слова: «Так проходит мирская слава, слава как дым, который уходит, и ничего после него более у них не остается»


ВЕДУЩИЙ: Но это не так…Малый театр стали называть домом Щепкина М.С., на сцене остались его ученики, осталось его завещание- «творить на сцене правду жизни». в этом он видел суть и цель служения актера России.





Имя актера носит Высшее театральное училище при государственном академическом Малом театре.

В Москве есть улица Щепкина, на которой расположен Дом- музей М.С.Щепкина.

Имя актера носит областной театр в городе Белгороде. Перед театром установлен памятник Щепкину М.С.

В родном селе Белгородской области действует историко- театральный музей М.С.Щепкина.