velikol.ru
1 2 ... 15 16



С.А.Майзель


Евреи в Римской империи.


Размышления на историческую тему, в которых недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на интуиции и фактах, которые в исторических книгах вместо ссылки на источник сопровождаются фразой “Как известно” без объяснения того, кому это известно и откуда.


С-Петербург.

2008г.


Оглавление.


Введение. Коротко о степени достоверности исторических знаний ……….………… 3

1. Эпоха Ирода (63г. до н.э.- 4г. н.э.) …………………………………………….…….…… 5

1.1. Иудея при Ироде ……………………………………………………………..……….. 5

1.2. Еврейские диаспоры при Ироде …………………………………………..…….…..13

1.3. Антииудаизм и прозелитизм ………………………………………………..…….… 15

1.4. Духовная жизнь евреев времен Ирода. Гиллель и Шамай. .. .………..…….… 20

2. Эпоха прокураторов (4-66гг. до н.э.) ………………...………………………..……….… 23

2.1. Последние годы Августа. Первые прокураторы (4-17). …...…………..…….…. 23

2.2. Тиберий и зарождение христианства (17-37)………………………….……..….. 27

2.3. Калигула и александрийские погромы (37-41)…………………………….….….. 34

2.4. Клавдий. Агриппа (41-54) …………………….…………………………….……..… 39

2.5. Нерон. Последние прокураторы. Флор (54-66) ……………………………...….…44

2.6. Духовная жизнь евреев эпохи прокураторов. Борьба с христианством……… 49

3. Эпоха вооруженной борьбы евреев с Римом. Изгнание евреев из Иудеи.……..… 51

3.1 Первая Иудейская война (66-73)………………………………………….………… 51

3.2. Рим и положение евреев между двумя Иудейскими войнами (73-115)..……... 59

3.3. Евреи Рима, Палестины и восточных диаспор в период между войнами ….…63

3.4. Духовная жизнь. Начало создания Талмуда …….……………….……………….. 67

3.5. Восстание евреев восточных провинций (115-117) …………………………….. 69

3.6. Вторая Иудейская война (132-135) ……………………………………………….… 72

4. Жизнь в дохристианском Риме после потери своего государства……………………76

4.1. Евреи при Адриане, потеря государственности (135-141)………………….. … 76

4.2. Откат в сторону улучшения (141-180)………………………………………………. 78

4.3. Династия Северов и создание Мишны (193-235)……………………………….… 82

4.4. Домициан и последний всплеск борьбы с христианством (284-305)……….… 85

5. Рим христианский ………………………………………………………………………….… 90

5.1. Император Константин и принятие христианства (306-337)…….………………. 90

5.2. Христианский антииудаизм в Римской империи (379-395) ….…………..……. ...96

5.3. Две империи. Народ книги. .........……………………………………………….… .. 102

5.3.1. Западная Римская Империя (395-476)……………………………………… 102

5.3.2. Восточная Римская Империя (Византия). (395-638)……………….…..…. 108

5.3.3. Народ Книги ……………………………………………………………….……..114

6. Заключение. Коротко о причинах возникновения антисемитизма …..………...…... 118


Магия соприкосновения с прош-

лым деликатна и летуча.

С. Крамер


Введение.


Настоящая работа написана на основании информации, полученной мною из книг и сайтов, большинство из которых перечислены в Списке использованной литературы, приведенном в конце текста, и представляет собой как бы ее выборочный конспект по заявленной в заголовке теме. При этом, несмотря на то, список проработанных книг и сайтов достаточно велик, я должен признать, что достоверной и полной информации в нем очень мало. И поэтому я оказался вынужден вынести в заголовок работы фразу о том, что недостаток информации автор компенсирует фантазией непрофессионала, основанной на некоторых фактах и собственной интуиции.

И это сущая правда, поскольку, во-первых, я не только не профессионал, но даже как любитель имею очень мало знаний по древней истории, а во-вторых, даже профессиональные историки пишут, что обладают очень малым количеством надежной информации по вопросам двухтысячелетней давности вообще и по еврейской истории в частности. И поэтому, составляя картину тех времен и объясняя причины и движущие силы исторических событий им приходится многое домысливать и догадываться. А это всегда сопряжено с интуицией автора, которая, как известно, всегда опирается на исторические факты, в надежности которых автор не сомневается, а также на его знания, опыт и мировоззрение.

Например, гибель Второго Иерусалимского храма в результате пожара во время штурма города римской армией во главе с будущим императором Титом – это факт, в котором никто не сомневается. А вот причины этого пожара – это не более, чем предположения и гипотезы разных историков, которые мы обсудим в соответствующем разделе настоящего текста. Второй пример. Антииудейский погром в Александрии в 39-41 годах I-го века н.э. Факт этого конфликта налицо. Он описан еврейским философом Филоном. Однако причины этих погромов и их описание мы знаем только из книг Филона Александрийского. Никто, кроме него, про этот крупнейший погром в Римской империи не написал. А ведь Филон – еврей, и естественно, что его описание этих событий было тенденциозно. Третий пример. Я думаю, что Бородинскую битву русский и французский историки даже сегодня описывают по разному. И наконец, о том, как описывали Гражданскую войну даже одни и те же наши историки, мы знаем по собственному опыту. Таким образом, совершенно очевидно, что содержание любой исторической теории и любого объяснения тех или иных исторических событий всегда имеют конкретного автора и поэтому всегда сугубо индивидуальны, и описания одного и того же события разными авторами могут не только не совпадать, но даже и противоречить друг другу. Поэтому настоящий историк должен в своей работе минимизировать эмоции и по возможности сухо сообщать конкретные факты.

Однако сухо информировать читателя об каких-то фактах, которые имели место в далекие от нас времена без комментариев и без собственных оценок этих фактов не интересно ни автору, ни читателю. История интересна не столько сухими фактами, сколько как раз логичными авторскими объяснениями причин и движущих сил конкретных исторических событиий, которые мы изучаем. И обходить это не хочется и не надо. Тем более, что они очень часто напоминают нам события из гораздо более близких времен. Поэтому никто из авторов никогда не ограничивается сухой хронологией событий, а старается обосновать причины их возникновения и логику завершения.

Выше уже было отмечено, что читая комментарии и объяснения того, как происходили различные исторические события, а также рассуждения о том, кто в них выиграл, а кто проиграл, надо не забывать, что эта информация всегда зависят от личности того, кто ее излагает. А рассказчиков, чьи книги дошли до нас с тех времен, очень мало. И поэтому наши знания о них полностью сориентированы всего лишь на эти несколько имен, что, конечно, не добавляет им объективности. Однако, объяснения, которыми современные авторы сопровождают свои описания тех событий, еще менее объективны, поскольку они не могут учитывать менталитет и мировоззрение людей, живших две тысячи лет назад и совершавших эти действия. И это еще раз подтверждает исходное положение о том, что история – суть наука очень субъективная. Если это наука.

И еще. Очень часто мы оцениваем различные исторические события и деятельность различных исторических личностей с позиции того, насколько они совпадали с генеральным вектором движения общества и способствовали тому, что мы сегодня называем прогрессом. И с позиций наших сегодняшних знаний считаем, что то, что совпадало с этим вектором в историческом плане способствовало прогрессу общества, а то, что не совпадало - было обречено на поражение. Даже если эти идеи в какие-то моменты времени побеждали и какое-то время общество развивалось в направлении этих идей и шло по пути, который в конце концов оказывался тупиковым. Однако, и эти оценки тоже субъективны.

Например, тот факт, что в настоящее время Россия отказалась от идей В.И.Ленина и Октябрьской революции и перешла на капиталистический путь развития, мы сегодня считаем поражением этих идей, а 70 лет движения по этому пути – ошибочными. Но ведь те люди, которые в 1917г. совершали революцию, были уверены в их правоте, да и 70 лет – это продолжительность активной жизни двух поколений. И многие отцы и деды тех людей, кто сегодня отвергает эти идеи, в свое время так не считали, а были уверены, что именно они идут по пути прогресса, и со временем весь мир признает их правоту и пойдет за ними. Однако, мы сегодня с позиций наших сегодняшних знаний заявляем, что они были не правы. Но при этом мы не знаем, что случится через 100 лет и что скажут о сегодняшнем дне наши правнуки. И это тоже доказательство того, что оценка исторических событий и исторических личностей дело сугубо индивидуальное и тоже сильно зависит от того, кто и когда делает эту оценку.

И наконец, последний пример, непосредственно касающийся предмета настоящей работы. Это история еврейского народа. Народа, который вопреки всем историческим теориям существует уже более трех тысяч лет, который пережил всех современников своей давней юности (древние египтяне, ассирийцы, хананеи, вавилонцы и т.п.), всех своих гонителей и притеснителей (древние римляне, византийцы, теоретики христианства, инквизиторы, погромщики, фашисты и т.п.) и который существует по словам Л.Н.Толстого “вопреки всем властителям и всем народам, которые его оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, … которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? … которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли”. Народа, который и по сей день вопреки христианской идее о том, что он должен признать свою вину и покаяться перед Господом, живет и здравствует вне христианства, и который самим фактом своего существования в противоток христианскому вектору посрамляет всех этих теоретиков, рассуждающих об историческом прогрессе и печальной судьбе тех, кто пытается противопоставить себя вектору исторического развития общества. Кто бы указал нам этот вектор и сопоставил с ним судьбы людей и целых народов?!.

Настоящая работа посвящена описанию небольшого этапа в истории долгой и трудной жизни евреев. Их жизни в составе Римской империи. Сначала это была просто тяжелая жизнь на родине и процесс добровольного исхода части евреев со своей земли в поисках лучшей жизни, что в те годы уже было уникальным явлением. Одновременно с этим процессом шел другой. Это была борьба евреев за сохранение своего права на сохранение веры своих отцов и лучшей жизни на земле отцов. Эта борьба закончилась тяжелым поражением евреев. И, наконец, третий процесс. Это изгнание евреев из Эрец Исраэль и насильственная христианизация тех, кто не пожелал или не сумел ее покинуть. Описанию этих трех процессов и посвящена настоящая работа, которую я мог бы назвать еврейской трагедией. Но не делаю этого, поскольку то, что было трагедией для конкретных евреев в те годы, впоследствии обернулось великой удачей для еврейского народа, трагедией, которая сохранила этот народ еще, как минимум, на 2000 лет. И случилось это я думаю потому, что перед тем, как покинуть свою страну, евреи успели создать Книгу, которая стала их путеводной звездой в этом мире и благодаря которой они сумели сохранить и себя и свою веру. И даже вернуться на землю своих предков. И дай им Бог суметь сохранить свое там пребывание на долгие годы.


Недостойно кланяться перед ал- тарями римских кесарей, потому

что кесари-люди; преклонение же

подобает единому богу, создав-

шему людей для свободы.

Менахем бен Иегуда


1. Эпоха Ирода.


1.1. Иудея при Ироде.


C римлянами евреи впервые познакомились в 160г. до н.э., когда вождь иудейского восстания Иуда Хасмоней послал в Рим своих послов с предложением к Римскому сенату о заключении оборонительно-наступательного союза между Римом и Иудеей. И Римский сенат принял иудейских послов и утвердил договор, согласно которому стороны обязались не участвовать в агрессиях друг против друга, а наоборот по мере сил помогать друг другу в случае нападения на них врагов. Договор, конечно, формальный, и ничем Рим не помогал Иудее, но сам факт его существования иногда заставлял ее врагов оглядываться на хозяина Средиземноморья. Да и Риму всякие формы ослабления государства Селевкидов были на руку. А что касается иудеев с Римом, то начиная с этого времени в Риме поселилась их небольшая делегация, которая потом только увеличивалась. И потому считается, что первые евреи живут в Риме начиная с 160г. до н.э.

Договор между Римом и Иудеей просуществовал почти 100 лет, до тех пор пока в 63г. до н.э. известный римский полководец Гней Помпей не присоединил Иудею к Римской республике. А произошло это следующим образом. Во время войны за иудейский престол между двумя братьями-престолонаследниками Гирканом и Аристобулом у братьев хватило ума обратились к Помпею, который тогда вел захватническую войну в Сирии, с просьбой разрешить их спор1. Помпей, думаю, удивился, но пообещал разобраться. И спустя некоторое время, покорив Сирию, его войска практически без боя взяли Иерусалим2, и он объявил Иудею частью римской провинции Сирии3. Столицей Сирии был назначен город Антиохия, а столицей Иудеи – Иерусалим. Правителем и первосвященником Иудеи Помпей назначил покорного и безвольного Гиркана II4, а его помощником - некоего идумея по имени Антипатр, чьи родители в свое время были насильственно обращены в иудейскую веру5. После этого Помпей покинул Восток и уехал в Рим.

Однако, правление Гиркана II продолжалось недолго. В 59г. до н.э. Г.Помпей вместе с М.Крассом и Ю.Цезарем образовали так называемый первый триумвират, который возглавил Римскую республику и поделил ее на сферы влияния триумвиров. В результате этого раздела Сирия достались М.Крассу. В 55г. до н.э. Красс прибыл в Сирию и почти сразу же отправился на парфяно-римскую войну, которую начал еще Помпей, но больших успехов в ней не достиг. Однако по пути он заехал в Иерусалим, где запомнился тем, что во время подготовки к походу в Парфию в 55г. до н.э. ограбил Иерусалимский храм, украв оттуда, как пишет И.Флавий (Л.5) храмовые деньги на сумму два таланта6, золотую утварь на сумму восемь тысяч талантов и выманил у хранителя храмовых сокровищ золотую штангу весом в триста мин7 (~129кг.). Отправившись после этого в Парфию, он вскоре там и погиб (55г. до н.э.)8

В 48г. до н.э. после поражения от Ю.Цезаря в битве при Ферсале погиб и Г.Помпей. Единоличная власть в Риме досталась Ю.Цезарю. Фактический лидер Иудеи Антипатр, которого в свое время назначил на эту должность именно Помпей, которому он после этого подчинялся и даже поддерживал в борьбе с Цезарем, успел вовремя сориентироваться и даже оказать новому правителю ряд услуг. Поэтому Цезарь в 47г. до н.э. перед отъездом в Рим подтвердил полномочия Гиркана II, как первосвященника и этнарха, а Антипатру присвоил римское гражданство, утвердил римским наместником Иудеи и даже разрешил ему восстановить стены Иерусалимской цитадели.

Надо сказать, что во всех своих назначениях Цезарь проявил себя, как очень мудрый правитель и дальновидный государственный деятель. Дело в том, что для евреев было очень важно, чтобы во имя сохранения традиций формальным главой государства был представитель рода Хасмонеев9, каковым и был Гиркан II. Однако реальную власть в стране осуществлял умный ставленник Цезаря Антипатр, проводивший здесь откровенно проримскую политику. Еврейская аристократия была Антипатром недовольна, но сделать ничего не могла. А Антипатр, конечно, сразу воспользовался новым назначением, утвердив своего старшего сына Фазаила градоправителем Иерусалима, а младшего, Ирода, которому было тогда всего 25 лет, - правителем провинции Галилея, наиболее крупной и богатой палестинской области. Но это Цезаря уже не интересовало. Главное, он был спокоен за эту дальнюю провинцию.

К сожалению, судьба распорядилась так, что править Римом и симпатизировать иудеям Цезарю пришлось совсем недолго. В 44г. до н.э. он был убит заговорщиками- республиканцами прямо на заседании Римского Сената. А уже в 42г. до н.э., в Иудее был отравлен его ставленник Антипатр. Надо сказать, что Ирод, которому тогда было не более 27 лет и который до того был верным подданным Цезаря, узнав об изменениях, произошедших наверху, сразу же сменил своего суверена и принес присягу верности Кассию10 в виде семисот талантов серебра, собранных им у жителей Галилеи. Этим он завоевал его особое расположение, и в 42г. до н.э. ему было доверено самому без привлечения римских воинов взимать с подведомственной территории налоги и подати, и отправлять их в Рим. Однако вскоре Кассий погиб, власть на Ближнем Востоке захватил Марк Антоний11, и положение Ирода снова покачнулось. Но молодой человек не растерялся и снова переориентировался. Причем сделал это так быстро, что уже в 41г. до н.э. он вместе со своим братом Фазаилом за заслуги перед новым правителем был назначен правителем Иудеи на правах наместника. Однако, двоевластие братьев продлилось тоже недолго, меньше одного года. Вскоре Фазаил погиб и Ирод остался единственным правителем Иудеи.

Следует отметить, что иудейская знать в основной массе была против этого назначения. Во-первых, Ирод не был иудеем, и евреи были возмущены тем, что римлянин назначил идумея правителем над иудеями (Глупые люди. Сколько раз впоследствии, живя среди других народов, по той же причине были ненавидимы сами евреи.), во-вторых, он не был потомком Хасмонеев и формально не имел прав на иудейский престол (а кто смотрит на эти права?), и, наконец, в-третьих, и это главное, будучи правителем Галилеи он уже успел проявить характер, показать свою самостоятельность и восстановить Синедрион против себя12.

Однако, несмотря на свое высокое назначение, предоставленное Римом, сразу стать реальным правителем Иудеи Ирод не смог. Дело в том, что в 40г. до н.э. Иерусалим c помощью парфян внезапно захватил законный представитель династии Хасмонеев Антигон II. Естественно, что Иерусалимский Синедрион13, состоящий в основном из хасмонеев, поддержал этого парфянского ставленника. Поэтому Ироду начинать свое правление пришлось с того, что надо было сперва бороться за эту власть.

И начал свою борьбу Ирод с того, что приехал в Рим, заручился поддержкой Сената, назначившего его по представлению Антония и Октавиана иудейским царем14, а Антигона объявил самозванцем. После этого, получив от римлян военное сопровождение, он отправился в Иудею восстанавливать там римскую власть. Высадившись в Птолемиаде, Ирод с помощью римских солдат стал пядь за пядью отвоевывать иудейские земли. При этом первое время иудеев в его армии почти не было, все были на стороне законного Хасмонея. Однако, постепенно Ирод переломил положение, покорил сперва Галилею, затем Самарию, потом Идумею. И, наконец, в 37г. до н.э. его войска вошли в Иерусалим15. Здесь он пленил Антигона II и отдав его Антонию, убедил последнего казнить этого последнего из Хасмонеев16. После этого Ирод своей властью казнил еще 45 наиболее одиозных членов Синедриона, подорвав таким образом политическую силу этого органа хасмонеев. Превратившись из политического суда только в религиозный суд, Синедрион уже не мог оказывать никакого влияния на практическое законодательство. И это позволило Ироду, наконец, реализовать решение римского сената и стать, хоть и назначенным в Риме, но все же реальным царем Иудеи. В дальнейшем эту власть он сумел сохранить в стране в течение ~33 лет, вплоть до самой смерти.

Конечно, свою власть Ирод получил от завоевателей, и потому ее легитимность была сомнительной. Многих иудеев казнь Антигона не смирила, и они по-прежнему не признавали за римлянами права назначать им царя, а Ирода - таковым царем не считали. Иудейская гордыня и твердость в убеждениях, часто доходящие до фанатизма, неистребимы. Это подтверждает все история нашего народа. Так было и в истории с Иродом. И это сильно осложняло его положение в стране. Со стороны римлян, возможно, гораздо мудрее и дальновиднее было бы назначить Ирода пожизненным наместником Иудеи, обеспечив при этом всеми властными полномочиями, чем венчать царским венцом. А институт царской власти в Иудее просто отменить, сохранив для решения обрядовых и бытовых вопросов первосвященника, как это было при греках до Хасмонеев. Думаю, так было бы лучше и для Ирода и для иудеев. Но что случилось, то случилось. И этого было уже не отменить. Ирод начал царствовать в Иудее.

Повторяю, Ирод понимал свою нелегитимность. И это несомненно наложило отпечаток и на его характер и на весь стиль его правления. Понимая отношение к себе со стороны многих евреев, понимая, что изменить его невозможно, он должен был быть с одной стороны вести себя как царь, быть внешне независимым и править еврейским народом соблюдая его интересы, но при этом прекрасно понимать, что он царь, которого назначил и в любое время может снять Рим, и потому всю свою жизнь он был вынужден добросовестно отрабатывать перед Римом эту должность. И Ирод старался быть таковым. Так в трудные для страны и ее народа периоды он приходил на помощь своему народу17, но в обычное время он был человеком очень подозрительным, жестким и даже жестоким, особенно с близкими18. К сожалению, заслуги Ирода перед своим народом известны сравнительно мало, а вот его отрицательные качества - настолько широко, что в народе его имя стало даже нарицательным, синонимом коварства и жестокости.

Учитывая вышеописанное, а также несомненный талант Ирода, как политика и стратега, ясно, что при всех римских правителях его времен, в т.ч. при Помпее, Цезаре, Антонии и Августе Октавиане19, римляне регулярно получали из Иудеи все необходимые налоги, а сами эти правители – лично от Ирода многочисленные дополнительные подношения и подарки. Поэтому римские лидеры всегда были уверены в лояльности иудейского царя, минимально вмешивались во его внутреннюю политику и предоставляли ему полную возможность управлять страной по своему усмотрению, не предпринимая никаких антиеврейских действий ни в Иудее, ни вне ее. А это обстоятельство позволяло Ироду, жестко управляя страной и строго собирая налоги и прочие пошлины с подвластных ему евреев, укреплять мощь своей страны и обеспечивать своим подданным возможность спокойно оправлять свои религиозные потребности. Последнее для евреев всегда было очень важно. Ведь свое единобожие они сумели сохранять в самых трудных условиях вот уже более 1000 лет, включая греческую и персидскую оккупации. А щедрые подарки соседним провинциям, позволяло ему облегчать жизнь иудеев в этих провинциях и поднимать там свой имидж.20

Конечно, не исключено, что вся эта щедрость Ирода имела целью добиться более высокого звания и больших территорий. Почему нет? Ходили слухи, будто Цезарь как-то сказал, что Ирод достоин быть царем не только маленькой Иудеи, но также и Сирии, и Египта. И не исключено, что Ирод желал этого и готовился к этому. Однако, даже если это и так, то это означает только то, что в данном случае личные интересы Ирода совпадали с интересами евреев, живших в этих провинциях. И это только поднимало авторитет Ирода в их глазах.

Однако, делая щедрые подарки соседям, Ирод не забывал и о своем народе. Здесь можно вспомнить о том, что при нем Самария была заново отстроена и названа Севастой в честь римского императора ("севастос" - греческий эквивалент римского слова "август"), небольшой прибрежный городок Стратонова Башня, превратился в крупный современный город Кесарию, в Иерусалиме был построен роскошный царский дворец и ипподром, на котором происходили спортивные игры. Но главная постройка Ирода – это новый, третий по счету, Иерусалимский храм. Своими постройками царь, по-видимому, попытался завоевать любовь подданных, украсить столицу и увековечить свое имя. В этом смысле восстановление храма, который стоял без существенных изменений со времени возвращения евреев из вавилонского пленения, было самым удачным выбором. Работа заняла много лет, и законченное здание стало одним из чудес Средиземноморья. К сожалению, до наших дней сумела сохраниться только одна его стена. И понятно, что по ней судить о достоинствах храма практически не представляется возможным.

После рассказа о такой щедрости Ирода по отношению к хозяевам и соседям, о его подарках и строительстве естественно возникает вопрос об источниках доходов Ирода, позволяющих ему все это делать. Ведь для того, чтобы быть таким щедрым по отношению к своим хозяевам и соседям, эти доходы должны были быть тоже не малыми. А ведь собственных полезных ископаемых в Иудее никогда не было, промышленность и торговля были не развиты, плодородных земель, как известно, мало, поскольку земля каменистая, рельеф горный и естественных водоемов почти нет, а изнурительные засухи бывают постоянно. И в этих условиях царь Ирод умудрялся вести хозяйство настолько рентабельно, что выполнял все вышеперечисленные мероприятия и имел средства на укрепления своей страны. Из чего же складывались доходы иудейского царя и благодаря чему он умудрялся быть таким щедрым спонсором для соседних государств?

Доходы иудейской казны, как и вообще государственные доходы любой страны, складывались из доходов от собственной хозяйственной деятельности, в т.ч. от эффективности сельского хозяйства, строительства, ремесленничества, торговли и собираемости налогов, пошлин и дополнительных поборов. Рассмотрим вкратце все эти виды деятельности.



следующая страница >>