velikol.ru
1

Тезисы

Тема « Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве » по своим размерам необъятна, но о некоторых наиболее ярких произведениях скульптуры я попытаюсь рассказать в своей работе. Пушкин прошел по жизни не одного поколения, и всегда люди относились к его творчеству с большой теплотой. Пушкинские юбилеи всегда превращались в России в Национальные праздники,. Творческое наследие А.С.Пушкина настолько велико, а жизнь его так удивительна и многообразна, что дает нам огромную возможность много и интересно работать с его наследием. Образ Пушкина не раз привлекал к себе внимание художников и скульпторов. Существует множество памятников, портретов, статуэток с изображением Пушкина разных авторов. Вот некоторые из авторов: А. Пермагоров А. М. Опекушин, М.К. Аникушин, О. Комов, М. Г. Манизер, М. Кульгачева, Л. Ватник, М.Габе, Теребенев, Н. Данько и мн. другие.

^ Целью в своей работе я поставила на начальном этапе узнать как можно больше информации о памятниках великому поэту: где, когда, кем они созданы. Как скульптор изобразил поэта, подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость/ создал образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание.

^ Основными задачами моей работы являются: сравнить памятники разных скульпторов, найти сходства и различия, узнать историю их создания. На втором этапе планируем продолжить работу с живописными полотнами с изображением А.С.Пушкина. На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта... На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие. Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И.С. Тургенев и Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский и А.А. Фет. Это памятник Пушкину в изображении Опекушина. Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью. С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!.. Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта. Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. ...«Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Памятник А.С. Пушкину А.М. Опекушина воздвигнутый/ в 1880 году в самом сердце столицы сразу стал одним из ее символов.
Михаилу Константиновичу Аникушину принадлежит сооружение памятника А.С. Пушкину в Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов. Позже Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта... Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем... Эта работа, которая продолжалась более семи лет, была осуществлением творческой мечты Мне хотелось выразить в нем обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России...». К Аникушину, создателю скульптурной Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким, страстным, певучим словом и дивными сказками пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась в сердце скульптора. Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание Пушкина.

О.Комову принадлежит ряд изваяний, посвященных Пушкину, которые стоят в разных городах нашей страны, а также и за рубежом. «Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался О. Комов. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину – с няней, мне думалось, что я высказался до конца. И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему».

В разных уголках нашей страны множество памятников. В 1959 году на перекрестке дорог, одна из которых ведет в Михайловское, торжественно открыли памятник А.С. Пушкину работы скульптора Е.Ф. Белашовой.

Стоит белый мраморный обелиск и в нем ниша с траурной урной на могиле А.С. Пушкина у Святогорского монастыря в Михайловском скульптора  А. Пермагорова В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М. Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда».

Творческие поиски Теребенева в области станковой скульптуры проникнуты романтическими веяниями. Именно он создал первое скульптурное изображение А. С. Пушкина (1837), сразу же после смерти поэта. Несмотря на малые размеры (высота 46 см), статуэтка отличается тонкой смысловой и пластической выразительностью. Представленный стоящим, со скрещенными на груди руками, поэт погружен в глубокое раздумье. Композиция являла собой новую для того времени форму камерной скульптуры, получившую свое развитие во второй половине XIX в.

В данной работе получилось рассказать о ряде памятников и статуэток, посвященных А.С.Пушкину. Охватить все существующие на сегодняшний день памятники сложно: их в Москве и Санкт-Петербурге – 21, а по России – 58, за рубежом - 38 Следующим этапом мы планируем продолжить эту работу, делая упор на портреты великого поэта.

Сравнивая работы Опекушина Аникушина, я пришла к выводу. Памятник работы О. Комова вызывает ощущение легкости и свободы благодаря простору протекающей за памятником Волги и открывающейся на другом берегу панораме Твери. Комов, организуя пространство около памятника, вводит в него подлинные детали городского ансамбля начала XIX века – старые фонари, решетку набережной, перед памятником даже была вымощена брусчатка, воссоздающая атмосферу пушкинского времени. Эти детали усиливают лирическую сторону созданного образа. В старом парке на берегу Волги, у ажурной ограды, облокотившись на нее и глядя на текущую вдаль реку, спиной к обрыву стоит Пушкин. Правая рука поэта согнута в локте, через нее перекинут плащ, часть которого падает свободными складками на решетку. Еще издали, увидев силуэт фигуры, понимаешь, что это Пушкин. Всмотримся в скульптурный лик Пушкина. Что нового привнес в характер поэта О.Комов по сравнению с предшественниками?
У Опекушина Пушкин грустный, задумчивый, он несколько устало и тяжело склонил голову и смотрит на зрителя сверху, он будто одинок среди людей. У Аникушина – вдохновенный поэт, пророк, он как бы немного возвышается над толпой. У Комова Пушкин легок, светел, изящен, задумчив и серьезен одновременно. Поэт не над людьми, а с людьми и лишь своей исключительностью, гениальностью возвышается над ними, причем в его фигуре чувствуется движение. У Опекушина Пушкин застыл в глубокой задумчивости. У Комова поэт только что повернул голову, и создается впечатление, что в следующую минуту он обернется к нам. Приближенность к зрителю, возможно, достигается еще и тем, что комовский памятник невелик по размеру, всего в полтора раза больше натуральной величины. Эта приближенность персонажа к зрителю свойственна всем памятникам Комова. Пушкин скульптора Комова кажется запечатленным здесь документально точно, но в то же время нет ощущения временной отдаленности от нас поэта, будто все случилось не когда-то, а именно сегодня. Иными словами, ощущаешь современность скульптуры. Наверное, потому, что комовский Пушкин отвечает нашему сегодняшнему представлению о поэте