velikol.ru
1

МДОУ центр развития ребенка - детский сад №27 «Матрешка»


Занятие по экологии

для детей подготовительной группы.

Тема: «Перелетные и зимующие птицы»


Подготовила:

воспитатель Ландо Л. И.


г. Серпухов

2010г.


Программные задачи:

  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, между средой обитания и внешним видом птиц.

  • Обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

  • Закреплять и углублять знания детей о перелетных и зимующих птицах.

  • Формировать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности, развивать представление о человеке как о части природы.

  • Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

  • Активизировать речь детей, обогащать их словарь.

  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия к «братьям нашим меньшим»

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов Г. Скребицкого «Четыре художника» (осень), С-Микитова «Осень в лесу», «Улетают журавли», Г. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме»

  • Заучивание стихотворений, пословиц, народных примет об осени, стихотворения А. Пчельниковой «Птичка»

Демонстрационный материал:

  • С. Н. Андрияка «Сентябрь», «Ноябрь»;

  • Таблицы-схемы из дневника наблюдений(сентябрь, октябрь)

  • Изображения перелетных и зимующих птиц

  • Аудиокассета «Времена года» П.И. Чайковского, «Голоса птиц в природе»

  • Плакат «Наш город осенью»

Словарная работа:

  • Золотая, очаровательная, разноцветная, величавая, ранняя, поздняя; белогрудая, красногрудый, длинноногий, краснолапый;

  • Образование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Оборудование:

  • Письмо, шкатулка, поделки(бумажные голуби), шапочка птички, мешочек с семенами, стаканчики с водой, гусиные и куриные перья.

Ход занятия.

I. Введение

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем отгадывать загадки, много беседовать, рассматривать иллюстрации, и обязательно вы узнаете что-то новое интересное. А о чем пойдет речь, догадайтесь сами:

Прошла по лугам, по лесам, по полянам

Припасы она приготовила нам

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала: «за мною нагрянет зима» ^ Дети: Осень.

Воспитатель: А что значит «прошла по лесам, по полям»?

Дети: Лес стал другим: деревья изменили свой цвет, появились в лесу грибы, созрели лесные орехи, созрела рябина и в полях картофель, свекла, морковь. Люди стали делать заготовки на зиму: компоты, грибы.

^ 2. Приметы осени. Работа с календарем.

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени. Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Каждый день мы отмечаем с вами погоду в нашем календаре и ведем дневник наблюдений. Давайте, сравним сентябрь и октябрь. Вспомним наши открытия в сентябре.

Ответы детей;

  1. Созрели яблоки, груши, сливы.

  2. Созрели желуди, каштаны.

  3. Появилась паутинка на сирени.

  4. Пожелтели листья у липы, потом у березы и клена.

  5. Прошли дожди, появились грибы.

  6. Спрятались мухи и комары.

  7. Улетели ласточки.

  8. Начался листопад.

  9. В огороде убрали морковь, свеклу, картошку.

  10. Созрела рябина, боярышник, шиповник.

  11. Завяли цветы, а бархатцы цветут.

Воспитатель: А вот октябрь, он какой?

Ответы детей:

  1. Спрятались червячки.

  2. Улетели грачи, скворцы.

  3. Дуют холодные ветры.

  4. Листочки опали

  5. Трава желтая и бурая, цвета глины.

  6. Часто идет дождь.

Воспитатель: Молодцы, а как вы думаете, почему я сентябрь закрасила в желтый цвет, а октябрь в сиреневый? Дети: Потому что в сентябре много солнца, а в октябре солнечных дней становится меньше.

Воспитатель делает вывод: Вы очень наблюдательны.

^ 3. Работа с картинами.

Воспитатель: Ребята, осень всегда любили художники. Посмотрите, какую разную осень нарисовал художник. Про какую можно сказать «ранняя» осень? Почему? В сентябре, осень какая?

^ Дети: нарядная, красивая, золотая, ясная, очаровательная, разноцветная.

Воспитатель: Другую картину художник назвал «Ноябрь» Какая здесь осень?

^ Дети: Серая, печальная, грустная, мрачная, унылая.

4. Художественное слово об осени

Воспитатель: Поэты тоже любят осень, давайте послушаем как. Стихотворение «Осень»

Осень подойдет не слышно,

Тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни

На дорогу упадет.

Это первая примета

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины

В нитях белой паутины,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Раним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила осень.

Вывод: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы, вы очень наблюдательны: отметили, что и орехи, и шишки, и ягоды, и грибы пригодятся для лесных жителей. Объяснили, почему ласточки и грачи улетели, подобрали красивые слова об осени.

^ 5. Подвижная игра «Лесное эхо»

Ребята, в нашей группе есть волшебный сундучок, куда мы собираем приметы времен года. Давайте откроем его и положим туда осенние приметы, которые вы назовете, играя с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Травы лесные, где вы, не вижу?

Ниже-ниже-ниже!

Цветы луговые, а вы все цветете?

Что ты, что ты:

Птички-певички! Давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Рыбы речные, вы где?

Мы на дне, мы в глубине:

Лягушки и жабы, куда подевались?

В ил закопались, в ил закопались:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? – мы спросим.

Осень, осень, осень.

^ II. Основная часть «Перелетные и зимующие птицы»

1.Сюрпризный момент. Письмо от перелетных птиц. Стук в окно, на подоконнике письмо.

Воспитатель: посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад №27 «Матрешка», детям группы №11.

Обратный адрес: болото пригородного леса.

«Здравствуйте, дорогие дети. Помогите нам разобраться. Утки зовут на юг вслед за скворцами и ласточками. Гуси хотят остаться вместе с воробьями и синицами. Кто прав? Что делать?» Гуси и утки.

Воспитатель: интересное письмо прислали нам гуси и утки. Мы должны помочь им, и подсказать улетать в теплые края или зимовать здесь.

2. Беседа на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Вопросы детям.

  1. Ребята, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг? (перелетные). А, которые остаются? (зимующие)

  2. А почему птицы улетают? (потому что нет еды)

  3. А почему сначала в сентябре улетели ласточки и соловьи, а потом грачи и скворцы? (потому что исчезли насекомые)

  4. А почему синицы, дятлы, как говорится в письме, не улетели? (потому что у них есть еда: ягоды, шишки)

  5. Как называются эти птицы? (зимующие)

  6. Что делать уткам и гусям? Пора ли им улетать? (нет, потому что еда у них еще есть: головастики, жучки, болотные и речные растения, вода еще не замерзла)

3. Загадки и интервью с перелетными птицами.

Воспитатель: Давайте поиграем, пусть все послушают, какие мы с вами знатоки птиц. Отгадайте загадки о птицах.(воспитатель загадывает загадку, ребенок выбирает отгадку из разнообразных картинок перелетных и зимующих птиц и показывает детям. Затем воспитатель берет у птички «интервью» по вопросам: «Почему, ты птичка, улетаешь?», «А что ты любишь на обед»

Загадки:

В черной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка

Прилетает к нам весной,

Домик обживает свой.

Все личинки соберет,

Песню по весне споет. (скворец)

Прыгает мальчишка в коричневом пальтишке,

Прыгает он у крыльца – покормите молодца.

Крошек, зерен ему дайте,

Ну и кто он, отгадайте. (воробей)

По лужам он важно бродит,

Из воды сухим выходит

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Птица в платье черно-белом

Растрещалася без дела.

Эту птицу назовите,

Птицу черно-белую,

Стрекотунью смелую. (сорока)

Курлычет он, к нам прилетая,

Живет в болотах, на лугах,

Он птица серая, большая,

На длинных тоненьких ногах. (журавль)

Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Воспитатель: Вы молодцы, ни разу не ошиблись. Не то, что дети в шуточном стихотворении, которое мы с вами сейчас расскажем и покажем.

^ 4. Инсценировка стихотворения А. Пчельникова «Птичка»

Дети. А, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

^ Птичка.

Ах, зачем, зачем я вам,

Маленькие дети?

Отпустите полететь.

Развяжите сети!


Дети. Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке;

А у нас-то! В золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка.

О, не бойтесь: в теплый край

Улечу зимою.

А в неволе – светлый рай

Будет мне тюрьмою.

^ Дети. Птичка, птичка! Как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили грустить,

Все б тебя ласкали.

Птичка.

Верю, детки; но для нас

Вредны ваши ласки!

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Дети. Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями….

Птичка.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю и чаю:

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю…


Дети. Правда, правда! Птичка, ты

Не снесешь неволи…

Ну, так бог с тобой - лети

И живи на воле!

Воспитатель: Молодцы! Добрые дети! Что мы с вами хотели показать этим стихотворением?

^ Дети: Что нельзя мучить птиц в клетках, они не вынесут неволи.

Воспитатель: А воля для птиц это что? Естественное место обитания. Для соловья – лес и сад, для уток и гусей – реки, озера. А как можно назвать птиц одним словом, раз они обитают в воде? (водоплавающие)

Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, целый день в воде. Давайте проведем опыт.

^ 5. Опыт с перьями.

Воспитатель: Для опыта мы возьмем с вами гусиное перо и перо любой птички, которая не живет на водоемах. Это может быть перо голубя, воробья и т.д. Конечно, найти их очень сложно и мы воспользуемся пером курицы.

^ Цель: учить устанавливать связь между средой обитания и внешним видом птиц.

Материалы и оборудование: перья куриные и гусиные, емкости с водой.

^ Ход. Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. А куриные намокают.

Вывод: У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими. Это жизненно необходимо перелетным птицам. Если во время перелета птиц застанет дождь их перья не намокнут(«как с гуся вода») и в воде они не замерзнут, потому что сквозь жирные перья вода не проникнет к их телу.

^ 6.Проблемные ситуации.

Воспитатель: А знаете ли вы, как выстраиваются гуси, когда летят? (треугольником, клином)

Впереди летит вожак, он самый сильный, самый большой гусь. Он сильно машет крыльями, создает воздушный поток и тем, кто летит за ним лететь в этом потоке легче. Воздушная струя передается от одного гуся к другому по цепочке и поэтому все молодые гуси летят позади, так легче лететь. Потом во время полета гуси меняются. То есть, те, что были впереди, перестраиваются и летят сзади. Но перелеты длинные, многие не долетают, погибают. А что будет, если не станет птиц, если мы не убережем зимующих, не накормим их вовремя?

^ Дети: Насекомых станет много, они съедят листья, мы задохнемся без кислорода, который вырабатывают листья.

Воспитатель делает вывод: Мы все нужны друг другу, мы часть природы. То что вы настоящие друзья птиц я убедилась, потому что мы собрали с вами целый мешок семян. (показать мешочек). Здесь и арбузные семечки и тыквенные, и семена подсолнуха. Молодцы.

^ III. Итог занятия.

1.Дидактическое упражнение. «Птицы в нашем городе»

Наше путешествие подходит к концу. Давайте опять поиграем и разместим птичек в нашем городе.(Дети берут модели птичек и прицепляют их на большой картинке на доске, комментируя свои действия)

Например: дятел в лес полетел, потому что там шишек много; синичка сидит у меня под окном и ждет, когда я ей кусок сала повешу; воробей прыгает по земле и клюет хлебные крошки, а гуси и утки улетают в теплые края.

2. Анализ.

Воспитатель. Ребята, наше занятие заканчивается. Вы настоящие друзья птиц. Много о них знаете.

О чем мы говорили?

Что нового узнали?

В какие игры играли?

А теперь скажем сундучку последние приметы, по которым наши водоплавающие сразу поймут, пора ли им лететь.

«вода замерзает – гусь улетает»

«В ноябре зима с осенью борются»

«Гусь улетает – снег выпадает»

И закроем сундучок, попросим наших гостей, чтобы они отправили нашу посылочку на болото. И подарим им голубей, которых мы сделали на занятии по ручному труду. Пусть не забывают о братьях наших меньших.