velikol.ru
1

Тема: «Упражнения в написании имён собственных»

Задачи:

1. Образовательная:

  • продолжить упражнение в правописании имён собственных;

  • повторить звуко-буквенный анализ слов;

  • повторить алгоритм выделения грамматической основы предложения;

  • повторить разбор слов по составу;

  • повторить правописание предлогов с другими словами.

2. Развивающая:

  • развивать умение писать под диктовку предложения с именами собственными;

  • развивать память учащихся;

  • развивать мышление учащихся;

  • развивать интерес к русскому языку.

3. Воспитательная:

  • воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

  • воспитывать аккуратность при письме;

  • воспитывать уважение друг к другу.



Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний:

а) индивидуальные задания;

б) фронтальная работа.

  1. Сообщение темы урока.

  2. Упражнения в правописании имён собственных.

  3. Физминутка.

  4. Повторение изученного.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент


2. Актуализация знаний:


а) индивидуальные задания


б) фронтальная работа


3. Сообщение темы урока


4. Упражнения в правописании имён собственных


5. Физминутка


6. Повторение изученного


7. Итог урока


8. Домашнее задание

- Здравствуйте. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.


1) Раскрой скобки. Выдели приставки и подчеркни пробел между предлогом и словом.


(За)шли (в)дом, (при)ехали (в)гости, (с)ладкий (с)ахар, (вы)думали (С, с)негурочку, (от)бежал (от)стены, (на)ехал (на)пешехода, (при)ближается праздник.


2) Подчеркни грамматическую основу предложений.


Наступил декабрь. Стояла хорошая погода. Ребята выбежали на улицу. Мальчики побежали к хоккейной коробке. Девочки слепили снеговика. Пёс Шарик носился по двору с громким лаем.


3) Раскрой скобки, вставив нужную букву.


(А, а)лексей (Т, т)олстой, кот (Р, р)ыжик, река (О, о)бь, (С, с)еверный (Л, л)едовитый океан, полосатый (Т, т)игр, город (Б, б)елорецк, цветок (Ж, ж)асмин.


На доске:

Фамилии:

Имена:

Отчества:

Города:

Реки:


- Напишите по три слова в каждую группу.


- Какие слова вы написали?


На доске:

ло Рос род Моск я

ва че си на век


- Соедините слоги так, чтобы получились словарные слова.


- Запишите их. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.


- Сегодня мы поупражняемся в написании имён собственных, т. е. тех слов, которые пишутся с заглавной буквы.


На доске:

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)


- Прочитайте. Правильно ли даны клички животным?


- А как кого надо назвать?


- Кто остался без клички?


- Как их можно назвать?


- А какая кличка в стихотворении никому не подошла?


- Кого из животных можно назвать этой кличкой?


- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно.


- Записываем под диктовку.


Моя бабушка живёт в_^ Москве. Её дом стоит на_ улице Дружбы. Летом бабушка приезжала к_нам в_Белорецк. У_нас в_городе течёт река Белая.


- Назовите слова, которые написали с большой буквы.


- Почему эти слова написали с большой буквы?


- Подчеркните заглавную букву в этих словах.


- Какие ещё правила вам встретились?


- Подчеркните пробел между предлогом и словом.


- Найдите слово с суффиксом -ушк-. Выделите его.

- Найдите слово с приставкой. Выделите её.


Мы писали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Сели, встали,

Встали, сели,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.


- Подчеркните грамматическую основу каждого предложения в написанном тексте. «По цепочке» объясняем.


- Сделайте звуко-буквенный анализ слова Белорецк.


- Разберите слова по составу.


Изгородь, заморозки, тополиный, столик, ручной, избушка, оленёнок, водитель, малиновый.


- Продолжаем работать «по цепочке».


- Чем сегодня занимались на уроке?


- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 98, упр. 159.


Проверка готовности к уроку.


Читают свои слова.


- Россия, Москва, народ, человек.


- Нет.


- Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, жеребёнок Сивка Бурка.


- Два козла.


Предлагают свои варианты.


- Бурёнка.


- Корову.


- Бурёнка, бурая, т. е. серовато-рыжая окраска.


- Москве, Дружбы, Белорецк, Белая.


- Это географические названия.


- Предлоги со словами пишутся отдельно.


- В слове бабушка.


- Приезжала. Приставка при-.


- В этом предложении речь идёт о … .


Делают звуко-буквенный разбор. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.


- Упражнялись в написании имён собственных, т. е. тех слов, которые пишутся с большой буквы.