velikol.ru
1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в старшей группе.

Тема: «Учимся у книги».

- «Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас.

Мы сегодня предлагаем вам, уважаемые родители, немного отвлечься от дел, от работы – отдохнуть, поиграть, окунуться в детство, а может, и узнать для себя кое-что новое».

Стук в дверь, появляется девочка Забывалка (мама ребенка).

- Здравствуйте! Я знаю много сказок, но не могу их правильно назвать, помогите мне, пожалуйста!

Забывалка: - «Царевна-индюшка»

-«По собачьему велению».

- «Сивка – будка».

-«Иван – царевич и зеленый змей».

-«Заморозко».

-«Коробок».

- «Петушок – золотой пастушок».

- «Сестрица Аленушка и братец Никитушка».

Забывалка: - Какие вы все молодцы! Спасибо, теперь уж я точно не забуду название сказок.

Появляется Незнайка (папа ребенка).

– Шел я мимо и слышал, как вы дружно сейчас помогали Забывалке. А мне помогите, пожалуйста.

Я дарю вам эти шарики, но они не простые . На язычке у них сюрпризики небольшие, а какие я прочитать сам выразительно не умею, надеюсь на вашу помощь.

Задание: Прочти выразительно отрывок. Назови сказку и персонаж. (родители читают вопрос и отвечают).

  • Скоро придет холодная зима, и я улетаю далеко – далеко, в теплые края. Хочешь полететь со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме (ласточка из сказки «Дюймовочка»).



  • Завтра мы должны улететь отсюда и сможем вернуться не раньше будущего года, но тебя мы не покинем здесь! Хватит ли у тебя мужества улететь с нами? Мои руки довольно сильны, чтобы пронести тебя через лес. Неужели мы все не сможем перенести тебя на крыльях через море? (принц-лебедь из сказки «Дикие лебеди»).

  • У тебя чудесный голос, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне! ( Ведьма из сказки «Русалочка).

  • Славные у тебя детки! Все очень милы, кроме одного. Этот не удался.

(Старая утка из сказки «Гадкий утенок»).

  • Она будет играть со мной! Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в одной постельке. (Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева»).

  • И горы встают перед ним на пути,

он по горам начинает ползти,

А горы все выше,

А горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.

(Айболит из сказки «Бармолей»)



  • Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.

( Емеля из сказки «По щучьему велению»).



  • Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведями и пантерой

Вырос сильным он и смелым.

(Маугли из сказки «Маугли»).


Незнайка: « Молодцы родители, хорошо потрудились»


- В наш стремительный технологический век компьютер, телевизор занимают все большее место в жизни человека, постепенно вытесняя книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. Эта проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной». У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно.

- Но, как нам кажется, никакие машины не могут заменить ребенку живого общения и чтения книги. Самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим.

- Наши дети еще маленькие и не умеют читать. Поэтому они с большим интересом слушают, когда им читают любимую сказку. Именно мы взрослые решаем, что, как и сколько мы будем читать своим детям-дошкольникам. Станем читать Маршака, Барто, Михалкова, - будет так, дадим «Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея - будет иначе, просто посадим перед «видиком» и научим менять кассеты — получится что-то еще.

- Нас порадовали, уважаемые родители, результаты ваших ответов на вопросы анкеты. Радует то, что практически в каждой семье есть детские книги, что вы находите время провести за книгой свои свободные минутки с ребенком. И вы сами не раз убеждались в том, что дети с удовольствием слушают вас, рассматривают книжные иллюстрации, задают вопросы, стараясь выяснить что-то непонятное для себя, и очень хорошо, если вы не отмахиваетесь от этих «почему?».

- Можно привести множество примеров, традиций семейного чтения, во время которого родители и дети вместе думали, переживали, сострадали. Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, вспоминает: «Счастьем были вечера, которые мы проводили вместе у стола, освобожденного от еды и посуды, уютного и торжественно возглавленного керосиновой лампой с блестящим стеклом… С тех пор и навсегда весь Гоголь, Диккенс слышатся мне с отцовского голоса и чуть припахивают керосином и вытопленной хворостом печкой». Вот так и зарождается у детей любовь к чтению.

- Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер.

- Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению.

- Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи! Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

- Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то лучше, чем ничего.

- Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

- Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги. Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

- Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.


- Хочется предложить вниманию некоторые формы работы с детьми в группе которые помогают нам воспитать у детей интереса к книге.

  • ^ Занятия «Художественная литература и развитие речи», «экология»

  • Кружок - театрализованная деятельность.

В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. Готовим постановку спектакля, и показывает его детям из других групп. Вместе с детьми готовим атрибуты, изготавливаем игрушки для различных видов театров.

  • ^ Проектная деятельность

  • Сотрудничество с районной детской библиотекой

Посещают занятия в библиотеке, где знакомятся с творчеством писателей, поэтов. Это знакомство проходит в разнообразных формах.

  • Самодельные книги «Сделаем книгу сами, своими руками».

  • Конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».

  • прослушивают аудиозаписи литературных произведений

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений.

  • Беседы

Вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.



  • ^ Свободное время активно используем для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

Часто дети приносят из дома свои любимые книги, предварительно ознакомившись с книгой, читаем её всем.

В свободное время закрепляем в памяти детей, выученные на занятии стихи, работаем над выразительным чтением их. Вечером с детьми проводим инсценирование любимых детьми книг; игры - драматизации, творческие ролевые игр на литературные темы; просмотров кукольного и теневого театра. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.


- Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть.

- В уголке находятся произведения, с которыми в данное время знакомимся на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке составляет 2-2, 5 недели.

- Вы, родители, также можете использовать эти формы работы с детьми в домашних условиях. Совместное чтение – это прежде всего общение. Постарайтесь сделать время, проведенное вместе с ребенком за книгой интересным и познавательным, создавать ситуации, способствующие его речевой активности.

……………………………………………………………………………………….

- В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации, к каждому сюжету. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

- Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

- Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, с яркими сильными характерами героев («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие) и чудесные авторские сказки.

- Они открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

- В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

- Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи, что в свою очередь является залогом успешного обучения в школе.


- Пусть книга будет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.