velikol.ru
1

Тема: Описание внешности человека. Портрет.


Цели урока:

1.Научить ребят через внешность постигать

внутренний мир человека, его характер, настроение;

находить главное (неповторимое) в облике конкретной

личности, описывать свои наблюдения.

2.Развивать у обучающихся наблюдательность и внимание

к окружающим их людям.

3.Формировать эстетическое восприятие, используя

различные виды искусства: живопись, литературу,

музыку.


ФОПД: -фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

Методы: 1.частично-поисковый;

2.

Оборудование урока: 1.Репродукции картин художников: В.Г.Перов «Тройка», А.Г.Венецианов «Захарка», А.М.Герасимов «Портрет дочери», А.А.Иванов «Портрет мальчика», Ф.С.Рокотов «Портрет Струйской», П.Пикассо «Девочка на шаре», Леонардо да Винчи «Джоконда»; фотографии ветеранов войны и труда. 2.Музыка. «Романс» Свиридова. 3. Рисунки детей.

Подготовка к уроку:

1.Повторить: а)основные типы речи (повествование, описание, рассуждение). б)что называется литературным портретом? (учебник литературы 6 класс).

2. Заранее раздать стихи Н.Заболоцкого. Портрет, М.Лислянского «Улыбка Джоконды», М.Румянцева «Баллада о седых» (это стихотворение читает сама учительница).

^ Ход урока.

I.Организационный момент

Формировка целевой установки: На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами готовимся к сочинению-описанию внешности человека. Наша задача заключается в том, чтобы на основе художественных текстов, картин, рецензирования работ товарищей по классу научиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

II.Актуализация знаний (в форме фронтального опроса).

Фронтальный опрос.

- Какие типы речи вы знаете?

(повествование, описание, рассуждение).

Учитель: сегодня мы с вами будем описывать портрет человека.

- Что называется портретом?

(толкование из учебника литературы 6 класса)

Портрет в литературном произведении – изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Учитель: На уроке мы постараемся описать некоторые детали лица.

III.Изучение нового материала.

  1. Викторина:

Определить, какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

а) Женщина эта, необычно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

(Х.К.Андерсен «Снежная королева»)

б) «…а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки -

^ Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки

В них столько святой доброты!»

(Н.Некрасов «Крестьянские дети»)

в) Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.

(М.А.Шолохов «Судьба человека»)

г) Я сбоку взглянул на него, и мне стало не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

(М.А.Шолохов «Судьба человека»)

(Все эти описания отпечатать и раздать на каждую парту.)

- Какая самая выразительная деталь на лице человека? (^ ГЛАЗА)

2. Глаза.

1)В тетради составляем план.

I.Портрет:

1. Глаза.

НА ДОСКЕ: «Глаза – это зеркало души».

- Что больше всего интересует автора в глазах?

(Не цвет и не форма, а глубинная наполненность их выражения.)

Возвращаемся к описанию портретов. (на каждой парте)

Последнее описание:

- Какие испытания выпали на долю этого человека, что лишило его радости, забрали огонь сердца и умертвили его глаза?

2)Лексическая работа.

А) Подбираем эпитеты к определению глаз. Обращаемся к портретам-описаниям. Рассматриваем галерею картин.

- Какие эмоции они вызывают?

(положительные, отрицательные)

Б) Работа в тетрадях. Распределяем в две колонки.


Положительные Отрицательные

Правдивые Наглые

Озорные Бегающие

Ясные Пустые

Скорбные Лукавые

Удивленные Злые

Добрые Холодные

Счастливые. Гневные

Властные.

3) Обратите внимание на репродукцию картины Ф.С.Рокотова «Портрет Струйской». Н.Заболоцкий написал, глядя на этот портрет, стихотворение «Портрет». (Читает подготовленный ученик) (Текст стихотворения в приложении).

- Видите, как без описания цвета, разреза можно описать глаза. Это описание идет от самой души.

4) Учитель:

- Ребята при общении важно уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем, что наши глаза – это ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души. Народная мудрость гласит:^ «В ГЛАЗА БОИТСЯ ТОТ СМОТРЕТЬ, КТО СОВЕРШИЛ КАКОЕ-ТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ДУМАЕТ ЕГО СОВЕРШИТЬ» (на доске)

Давайте запишем ее в тетрадь, а на полях поставим восклицательный знак «Помни! Не забывай об этом»

- Ребята, какие вы знаете пословицы, поговорки о глазах?

Обращаем внимание на плакаты с написанными пословицами и поговорками и записываем их в тетрадь

-Коль очи светятся, душа чиста.

-Строгие глаза – не гроза.

-По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.

5) Практическое задание.

- Поговорим о глазах собеседника.

А) Часть ребят работает по карточкам.

Б) Посмотрите на глаза соседа по парте и постарайтесь их описать.

- Ребята, помните, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.

3. Улыбка.

- Что кроме глаз помогает понять настроение человека? (Улыбка) Правильно, улыбка. Запишем в наш план:

2. Улыбка.

Не всегда при описании портрета обращают внимание на улыбку.

Л.Н.Толстой говорил так: ^ «УЛЫБКА СКАЖЕТ О ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ. ДОБР ИЛИ ЗОЛ, ЕМЕН ИЛИ НЕТ, КРАСИВ ЛИ-ВСЕ - ПОКАЖЕТ». (на доске)

1) Лексическая работа.

- Какой бывает улыбка? Подбираем эпитеты и записываем в 2 столбика.

Положительные Отрицательные

Обворожительная Насмешливая

Озорная Злая

Ласковая Осуждающая

Широкая улыбка


Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда». (Подготовленный ученик читает стихотворение М.Лисянского «Улыбка Джоконды»)

4.Волосы.

В плане записываем:

3. Волосы.

1) Лексическая работа.

- Внимательно посмотрите на портрет ветерана войны, посмотрите на репродукции картин русских художников и скажите, а)какие бывают волосы по цвету? (по цвету волосы могут быть белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные.) б)как называют людей по цвету волос? (блондин, брюнет, шатен) в)Укажите форму, длину волос, прическу. (могут быть волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.)

-Подберите антонимы, называющие форму и длину волос. (кудрявые - прямые; редкие - густые; жесткие - мягкие; длинные - короткие)


Говорят, возраст дерева определяется по качеству колец на срезе, а человеческое горе измеряется количеством морщин на лице да седыми волосами. Правда не теми, о которых рассказывает М.Румянцева в «Балладе о седых (стихотворение прилагается) (читает сама учительница)

- Я не против моды на крашеные волосы,

Я против бездумной моды.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Карточки (каждому своя карточка). Выполняют письменно, часть детей устно.

V. Написать сочинение-миниатюру «Моя мама (бабушка, папа, и др.) в момент радости».