velikol.ru
1


Тема: Определение понятия


Цели урока:

• познакомить учащихся с одним из приемов постро­ения определений;

• актуализировать знания о графических возможно­стях компьютера;

• сформировать представления о приемах эффектив­ного построения графических изображений.


Оборудование: компьютеры, проектор, презентация.


Тип урока: Изучение нового материала.



Этапы урока

Ход урока

Самоанализ

I. Орг. момент

1. Приветствие.


2.Проверка присутствующих


II Проверка домашнего задания


III.Сообщение темы и целей урока.


IV.Основная часть.


.


V.Закрепление нового материала.


Практическая часть.


Выполнение практической на компьютере.


V. Подведение итогов урока


Домашнее задание.



Здравствуйте!

Для начала давайте проверим отсутствующих.

Вопросы и задания


1. На основании каких признаков мы сравниваем реаль­ные объекты?

2. Какими словами выражаются отношения между объ­ектами реальной действительности?

3. С помощью чего удобно представлять отношения меж­ду понятиями?

4. Какие понятия считаются несравнимыми? Приведите пример.

5. Приведите примеры понятий:

а) тождественных;

б) пересекающихся;

в) подчиняющих и подчиненных;

г) соподчиненных.


Тема нашего урока - ^ Определение понятия


Определение понятияэто перечисление всех суще­ственных признаков объекта (класса однородных объек­тов) в связном предложении. Каждый из признаков, вхо­дящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нем не должно быть лиш­них слов, но не должно быть и недосказанностей.


Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. Так, в математике это понятия «точка» и «множество», в информатике — «информация».

Очень часто определение строится через ближайший род и видовое отличие. Объем видового понятия более узок и полностью входит в объем родового понятия:





Например, в определении «Пользователь — это чело­век, применяющий компьютер для получения информа­ции или решения задачи», понятие «пользователь» — ви­довое, понятие «человек» — родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения за­дачи» — видовое отличие.


При составлении определений следует избегать ло­гических ошибок. Рассмотрим такое предложение: «Ком­пьютер — это помощник человека при работе с информа­цией». Можно ли считать это предложение определением? В определении объемы определяемого и определяющего понятий равны. Если считать объем определяемого поня­тия «компьютер» равным объему определяющего понятия «помощник человека при работе с информацией», то компьютером можно считать любого человека, помогаю­щего вам работать с информацией. Значит, приведенное предложение нельзя считать определением. Верным будет следующее определение: «Компьютер — универсальное электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных».


Самое главное


Определение понятия — это перечисление всех суще­ственных признаков объекта (класса однородных объек­тов) в связном предложении. Каждый из признаков, вхо­дящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия.

Распространенным является определение понятия че­рез ближайший род и видовое отличие:





Вопросы и задания

1. Как определить понятие?

2. В. В. Маяковский писал:

«Если тебе «корова» имя, У тебя должно быть молоко и вымя.» Скажите, достаточно ли признаков, указанных поэ­том, для определения понятия «корова»?

3. Каким способом чаще всего определяются понятия?

4. Найдите в терминологическом словаре определения двух-трех понятий через ближайший род и видовое от­личие.

5. Почему фразу «Книга — источник знаний» нельзя считать определением понятия «книга»? Как можно определить данное понятие?


Строим диаграммы

Задание 1


1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Откройте текстовый файл ОЗЕРО (Мои документы \ 6класс\3аготовки):


3. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:

Наибольшая глубина озера Байкал - 1620 м, Онежского озера - 127 м, озера Иссык-Куль - 668 м, Ладожского озера-225 м.



Озеро

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

127

Иссык-Куль

668

Ладожское

225


4. Выделите таблицу и щелкните на кнопке ^ Добавить диаграмму. Появится столбчатая диаграмма, показы­вающая глубину перечисленных озер, а также еще одна таблица с исходными данными.





5. Выполните команду {Диаграмма-Параметры диаграммы]. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки^ 9 в соответствующее поле ввода введите назва­ние диаграммы «Глубина озер»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируй­те по своему усмотрению один из переключателей, за­дающий ее расположение. Щелкните на кнопке ОК.

6. Установите указатель мыши вне области новых объек­тов и выполните щелчок левой кнопкой мыши.

7. Сохраните файл в собственной папке под именем Глубина и закройте программу.


На этом уроке мы познакомились одним из приемов постро­ения определений. А так же научились строить диаграммы в текстовом редакторе Word по таблице.


Домашнее задание

§ 2.3 (стр. 51-53), РТ: № 32 — стр. 64-65.


На этом урок наш окончен.

До свидания.





Учитель: