velikol.ru
1

Тема «Психические процессы: память, внимание»


Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Вниманием называют направленность психики человека на важные для него объекты.

Внимательный человек, как правило, поглощен своим делом, сосредоточен на нем. Иногда внимание обращено на наши мысли – это внутреннее внимание.

Виды внимание:

Произвольное (преднамеренное) – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение того или иного вида деятельности. Свойственно только человеку. Оно направляется и поддерживается сознательно поставленной целью и поэтому неразрывно связано с речью.

Оно характеризуется тремя особенностями:

  • Целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности.

  • Организованность – означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание.

  • Повышенная устойчивость – позволяет организовать работу на протяжении более или менее длительного времени. Она связана с планированием этой работы.

^ Непроизвольное (непреднамеренное) – это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент (яркость, интенсивность раздражения, новизна и т.д.) Наиболее простое, имеет пассивный характер, потому что навязывается субъекту внешними обстоятельствами по отношению к целям его деятельности. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта.

Послепроизвольное – возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.


Внимание человека отличает несколькими характерными признаками: концентрация, избирательность, устойчивость, распределение, объем, переключение.

В зависимости от того, где находится объект внимания – во внешнем мире или в субъективном мире человека – выделяют внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание (сесорно-перцептивное) – обращено на объекты внешнего мира. Оно необходимое условие познания и преобразования окружающего мира.

Внутреннее внимание (интеллектуальное) – обращено на объекты субъективного мира человека. Оно необходимое условие для самопознания и самовоспитания.

^

Факторы, способствующие привлечению внимания


  1. Сильные, новые, яркие, необычные и т.д. раздражители привлекут внимание прежде всего (характер раздражения).

  2. Объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные (структурная организация деятельности).

3. То, что соответствует потребностям личности, привлечет внимание, прежде всего (отношение раздражителя к потребностям)


Памятьформа психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Это сохранение, последующее узнавание и воспроизведение человеком разнообразной информации.

Особенности памяти, свидетельствующие о ее продуктивности: объем, быстрота, точность, длительность, готовность.


Виды памяти:

В зависимости от длительности сохранения различают:

  1. Долговременная память – длительное сохранение и многократное воспроизведение информации. Это запоминание и сохранение информации на длительный срок после многократного повторения.

  2. Кратковременная память – сохранение информации в течение небольшого промежутка времени (от 1-2 до 10 секунд), пока она не будет использована или переведена в долговременную память. Это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.

  3. Оперативная память – вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

  4. Мгновенная память - сохранение воспринимаемого материала на очень короткое время.

В зависимости от степени осмысленности запоминания:

  1. Механическая память – вид памяти, основанной на повторении материала без его осмысливания; запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

  2. Логическая (смысловая) память – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей; запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

В зависимости от целей деятельности, в которую включено запоминание*

  1. Непроизвольная память – запоминание без специальной установки.

  2. Произвольная память – вид памяти, основанной на запоминании со специальной установкой.

Наглядно- образная памятьпамять на зрительный, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.

Словесно-логическая память – память на смысл изложения, его логику.

Двигательная память – память на движения.

Эмоциональная память – память на переживания.


Мнемоникасовокупность приемов, облегчающих запоминание.

Амнезия – отсутствие памяти.