velikol.ru
1

Тема "Дифференциация букв ш - ж, звуков [ш], [ж].


Цель.

Сформировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки ш, ж в словах и предложениях.

Задачи:

образовательные: формирование дифференцированного произношения звуков ш, ж; установление связи звука с буквой;

коррекционные: развитие мелкой и артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов; обогащение словарного запаса; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;

воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

зеркала, планы артикуляции звуков ш, ж, предметные картинки, ноутбук.

^ Ход занятия

Орг. момент

.

Подготовка учащихся к работе (сесть ровно, спина прямая, настраиваемся на работу).

- Для того чтобы ваша речь была красивой и правильной, нужно, чтобы губы, язык, челюсть работали четко и правильно, поэтому начинаем занятие с артикуляционной гимнастики.


^ Артикуляционная гимнастика слайд № 1

- Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Вспомните, какие органы артикуляции участвуют в речи. Чтобы легче было вспомнить, отгадайте загадки:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей. (Губы, зубы.)

Белые силачи рубят калачи,

А красный говорун подкладывает. (Зубы, язык)




- Упражнения для мышц губ: слайд № 2

«Колечко». «Улыбка».

Чередование «трубочка - улыбка».

Покусывание верхней и нижней губы.


^ Упражнения для мышц языка: слайд № 3


Лошадка - Цокай языком, «приклеивая» язык к верхнему нёбу и щёлкни им.

Чашечка - Рот широко открыт, язык в полости рта. - Передний и боковые края широкого языка подняты, но не прикасаются к зубам.

^ Потяни язык к носу

- Напряжённым языком потянись к кончику носа.

Потяни язык к подбородку

-Напряжённым языком потянись к подбородку.

^ Грибок

- «Приклей» язык к верхнему нёбу и удержи в этом положении.


Качели - Открой рот. Движение языка изо рта и в глубь рта.

Чистим зубы, чистим зубы,

И снаружи, и внутри,

Чистим зубы, чистим зубы,

Не болели чтоб они. (Проговаривает логопед.)


^ Дыхательная гимнастика слайд № 4

- А сейчас будем отрабатывать плавный, долгий выдох:

Отработка нижнедиафрагмального дыхания.


Шипение гуся ш – ш- ш




Песня жука ж - ж - ж





^ Подуй на снежинку.

-Через округленные и вытянутые вперёд губы равномерно выдохни воздух. – Сдуй кусочек ватки с поднесённой ко рту руки.


Фокусник

-Положи кусочек ватки на кончик носа.

- Язык в форме чашечки выдвини изо рта. Пусти воздушную струю по языку так, чтобы сдуть ватку с носа.


- Для чего делали дыхательную гимнастику?

^ Дыхательную гимнастику делали, чтобы выдох был долгим и плавным.

- Верно, это условие правильной речи. Помогают в этом и скороговорки.

Антошка и Алёшка глядят из окошка. Уж ужа зазвал на ужин, уж совсем не ожидал.

Повторяют тихо, громче, громко, затем проговаривает быстро один учащийся, затем все вместе.

- Для чего делали речевую гимнастику?

Речевую гимнастику делали, чтобы произнести звуки ш, ж правильно и четко.

^ Сообщение темы и цели занятия

- Отгадайте загадку, определите первый звук. слайд № 5

На верёвочке висит, зазеваюсь улетит.


Звук ш


Звук ж


Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь



Вывод.

- Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы ш, ж.


Анализ артикуляции звуков ш, ж.




^ Артикуляционная поза:

- губы округлены и слегка выдвинуты вперёд.

- зубы сближены, но не соприкасаются.

-широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами и образуют с ними узкую щель, через которую идёт выдыхаемая струя воздуха.





Артикуляционная поза:

Звук ж произносится, как звук ш, только с участием голосовых складок.


^ Вывод.


- Звук ш согласный, твёрдый, глухой.

- Звук ж согласный, твёрдый, звонкий.

Речевая зарядка. слайд № 6 Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жа-жа-жа - мы увидели ежа.

^ Отгадывание загадок слайд №7 (записать отгадки, деля слова на слоги. Прочитать слова, подчеркнуть ж – одной чертой, ш-двумя чертами. Звуко-буквенный анализ).


Набита пухом, лежит под ухом.




Маленькие зверьки, серенькие шубки, чёрненькие глазки, остренькие зубки.



Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели, не сочтете белых мух, что летают словно пух.





Под берёзой иль под ёлкой бродит кто-то весь в иголках. Берегитесь ночью, мыши! Он всё видит, он всё слышит.





^ Физминутка для глаз «Матрёшки» слайд № 8


- Расставьте листочки от самого большого до самого маленького слайд № 9


plant


plantplantplantplant


и


Прочитайте, какое слово получилось. Как понимаете значение слова «шить»? Заменить букву «ш» на букву «ж», прочитать полученное слово.

Как понимаете значение получившегося слова?

^ Вывод при замене буквы «ш» на букву «ж» значение слова изменилось.


Характеристика звуков. - Звук (ш) - глухой всегда твёрдый согласный - Звук (ж) – звонкий всегда твёрдый согласный

^ Деформированная фраза слайд № 10 (составить предложения, определить количество слов в предложении)


Женя мыть уши вода. В сад мышь жить. Катя бежать с кошка рыжая. В писать Женя школа буквы.

^ Различение звуков ш - ж в словах. Звукобуквенный анализ. слайд № 11

(Назовите названия нарисованных предметов. Выделите звук ш – или - ж








Различение звуков ш, ж в предложениях. слайд № 12,13








Физминутка для глаз « Лепим снеговика» слайд № 14


Упражнения на концентрацию внимания слайд № 15

а) Рассмотри и сосчитай плюшевых мишек.

б) Найди такого же плюшевого мишку и раскрась одинаково

(индивидуальные карточки)


Индивидуально (Егор)


Отдай картинки Шуре (со звуком ш) или Жанне (со звуком ж)

Прочитай слоги. В каком грузовике нужно перевозить эти предметы?

Вставь пропущенные буквы.


Итог

- Какие звуки мы учились различить?

Мы учились различать звуки ш, ж.

- Чем различаются звуки ш, ж.

Звук ж – звонкий, твёрдый согласный, звук ш – глухой, твёрдый согласный.

^ Домашнее задание

- Повторить скороговорку на звуки ш, ж.


Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10»


Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация букв ш-ж, звуков [ш], [ж]"





В. П. Ашлапова 2012год.


Литература. А. Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей». Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева «Развитие произвольной памяти у младших школьников» Е. В. Юрова 250 упражнений для развития устной речи В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Автоматизация шипящих звуков у детей»