velikol.ru
1

МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Холки

Чернянского района Белгородской области»


Разработка

урока литературы

в 8 классе


Учитель русского языка и литературы

Свиридова И.В.


2009 г.

Тема урока:

«Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли текста с помощью кластеров и технологического приёма маркировки текста.

Тип урока — работа с информационным текстом.

Вид урока — практикум с использованием технологии развития критического мышления с помощью кластеров, с выходом на творческую работу.

В течение урока учащиеся проходят трёхфазовую модель технологии критического мышления:

^ Стадия вызова:

а) подготовка материала (определение целей, задач, направлений, актуализация имеющихся знаний);

б) активизация учащихся на уроке (использование приёмов, которые заставляют ученика работать на уроке).

^ Стадия осмысления: получение новой информации и её обработка (работа с текстом, постановка вопросов).

Стадия рефлексии: глубокий анализ.

Цель урока: обучение сочинению (эссе).

^ Задачи урока

Образовательные:

• научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

• учить понимать содержание текста и заложенную в нём информацию;

• отрабатывать умение создавать собственные тексты в соответствии с законами речевой логики.

Воспитательные:

На основе статьи Д.С. Лихачёва:

• сформировать представление об А.С. Пушкине как национальном поэте;

• воспитывать нравственность, гордость за своё Отечество и его деятелей.

Развивающие:

• продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой;

• отработать технологию критического мышления при анализе

источниковедческого материала;

• пробуждать интерес к чтению.

Оборудование: комплект источников (фрагмент статьи Д.С. Лихачёва «Заметки и наблюдения», логические схемы текстов).

^ Ход урока

Эмоциональный настрой, сообщение цели урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас такими весёлыми. С таким настроем, думаю, у нас получится решить непростую задачу урока.

Сегодня нам предстоит научиться писать сочинение-эссе с опорой на заданный текст.

^ Стадия вызова

Работа с обобщённой схемой текста

Учитель.

Как вы знаете, любой текст можно представить схемой. Рассмотрите обобщенную схему текста (распечатки схем есть у каждого ученика) и помните правила формулирования, и предъявления основной мысли текста. Что необходимо, чтобы доказать тезис? (Доводы, аргументы.)

Расскажите, зачем нужны доводы и почему они обязательно должны быть связаны с основной мыслью.

Чем довод отличается от основной мысли?

Для разворачивания основной мысли, достаточно ли только приведение доводов? (Необходимо привести примеры.)

Стадия осмысления

Учитель. Перед вами фрагмент статьи Д.С. Лихачёва «Заметки и наблюдения». Ознакомьтесь с его содержанием. Осмысливая текст, не забывайте делать пометки на полях. Обращайтесь к памяткам. Не забывайте проводить маркировку: — это мне известно;

— это противоречит моим представлениям;

— это интересно и неожиданно;

— об этом стоит узнать подробнее.

Должны ли иллюстрации быть связаны с доводами и основной мыслью? Как эта связь будет обозначена в тексте? Чем пример отличается от довода?

Отражена ли в данной схеме логическая целостность текста рассуждения? Каким образом? (Все доводы и иллюстрации приводят к общему выводу.)

Что необходимо соблюдать, чтобы не нарушить логику текста?

Вывод: Смысловые связи между основной мыслью, доводами, иллюстрациями и выводами обязательны.

В ходе беседы на доске выстраивается кластер.

Выразительное чтение учеником фрагмента статьи Д.С. Лихачёва.

Учитель. Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как

Шекспир — английской, Данте — итальянской, Сервантес — испанской?

Здесь много причин. Вот главные из них Пушкин - это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры.

Основная мысль (тезис)

О чём говорится + что говорится

Основная мысль (тезис)

О чём говорится + что говорится

Так как, так как, так как, так как

1-й довод 2-й довод З-й довод 4-й довод.

Пример.

Вывод:

Пушкин — это гений, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести.

Во всём он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь.

Пушкин — величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви — возвышенный идеал отношения к женщине. Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова

«печаль моя светла» — способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных... ). Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний... Воспоминания молодости сливаются с памятью истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений...

Пушкин - это гений, сумевший создать идеал нации.

Пушкин – это гений, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления.

Учитель. Сопоставьте выполненную вами схему текста с предложенной. Вы довольны своей работой? Прекрасно. Продолжим.

Новые живые человеческие образы русской истории...

Он служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами до смерти.

«Пушкин это наше всё», — сказал о нём Аполлон Григорьев. И он был прав.

(По Д.С. Лихачеву)

Как вы думаете, можно рассмотренную статью считать текстом? Попробуем составить логическую схему представленного текста. Опираясь на схему, сформулируйте тезис текста.

В основной мысли есть многозначное слово. Какое и в каком значении оно используется в этом тексте?

Какие доводы, подтверждающие основную мысль, вы можете привести?

Самопроверка: сопоставление самостоятельно составленной схемы и предложенной учителем дежурные раздают схему.

АС. Пушкин - величайший преобразователь лучших человеческих чувств. Первый поэт, который открывается нам в детстве и остаётся с нами до смерти.

Что ещё необходимо сделать для раскрытия основной мысли? (В тексте не приведены примеры к доводом.)

Схема 2

Тезис.

Пушкин стал знаменем русской культуры

Вывод.

Пушкин — это наше всё.

Учитель. Сопоставьте выполненную вами схему текста с предложенной. Вы довольны своей работой? Прекрасно. Продолжим. Что еще необходимо сделать для раскрытия основной мысли? Какой следующий шаг нам позволяют сделать проиллюстрированные доводы?

Как вывод связан с содержанием текста? (Основной мыслью, доводами, примерами.)

Итоговая беседа

Попробуйте еще раз прочитать текст. Что заметили? Стал ли он для вас понятнее? О Пушкине вы уже знаете достаточно много, какую новую информацию о нем вы получили из этого текста?

Рефлексия. Написать эссе «Пушкин – знамя русской культуры»