velikol.ru
1



Тема урока "Основания" .

Учитель химии: Кривошеева Т.И.

«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый

видел и знал больше, чем видел

и знал его отец и дед». ( А.П.Чехов) (слайд1)

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с составом, названиями, классификацией и отдельными представителями оснований.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать знания о названии, составе, классификации и свойствах оснований;

  • раскрыть особенности данного класса неорганических соединений.



Развивающие:



  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности;

  • формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению химии;

  • воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания;

  • формировать научное мировоззрение.

Форма урока: изучение нового материала.

Тип урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  • словесный – объяснительная беседа, рассказ;

  • проблемный, частично-поисковый;

  • наглядно-образный;

  • самостоятельная работа, работа в парах.



Средства:

  • предметные – презентация «Основания»;

  • практические – выполнение исследовательской самостоятельной работы, работа в парах,

лабораторных работ;

  • интеллектуальные – анализ, сравнение, выделение, гипотиза.


^ Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица «Окраска индикаторов», демонстрационный штатив, пробирки, образцы твердых, хлорида меди (II) и железа(III), растворы щелочей, вода, растворы индикаторов (метиловый оранжевый, фенолфталеин лакмус); презентация « Основания».

^ Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация. Актуализация знаний

Учитель вводит обучающихся в тему урока, говоря о том, что они уже узнали немного о веществах, их практическом использовании человеком. Сегодня предстоит еще раз убедиться в том, что химия многолика. В детстве все читали стихи К.Чуковского (слайд 2)

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

И в ванне, и в бане, везде.

Вечная слава воде!


Учитель: Было время, когда христианская религия считала мытье тела делом «греховным». Многие «святые» были известны только тем, что всю свою жизнь не умывались. Но люди давно заметили вред и опасность для здоровья загрязнения кожи. В описаниях военных событий XIX века указывалось, что солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое белье. Этот обычай был разумным. На чистой коже раны заживают быстрее.

^ Сообщения учеников «Информация к размышлению». (слайд 3)

Информация к размышлению

На одном кв.см кожи здорового человека находится от 100 тыс. до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается ее способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезней.

Кожа детей нежнее, чем кожа взрослых, поэтому она более ранима. Проникающие через трещины или царапины, особенно при грязной коже, микроорганизмы иногда вызывают нарывы и тяжелейшее заболевание – рожистое воспаление. При загрязнении ран землей в организм могут проникнуть возбудители столбняка – одного из тяжелейших заболеваний. Вот почему так важна забота о чистоте кожи.

Вывод: в обычных условиях достаточно мыть тело 1-2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой, а руки – несколько раз в день и обязательно перед едой. Во время мытья с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте.


Учитель: А почему мыло моет? Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? И сам же отвечает: "Раствором золы" (показывает). А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы.

^ Этап 2. Исследование. Поисковая деятельность. ( слайд 4)

Учитель: Предлагаю определить состав выданного моющего средства.

Обучающиеся работают по инструкции в группах.

1 группа исследует раствор твердого мыла,

2 группа – жидкое мыло,

3 группа – чистящее средство для СВЧ печи и духовки.

^ Лабораторная работа № 1 «Состав моющих средств»

  1. Приготовьте раствор выданного вам моющего средства (твёрдого и жидкого мыла). Для этого небольшое количество вещества поместите в пробирку и добавьте дистиллированной воды.

  2. С помощью индикатора исследуйте реакцию среды в растворе. Как изменилась окраска раствора? Сделайте вывод.

  3. Приготовьте раствор выданного чистящего средства, добавив в пробирку 2 мл воды.

  4. С помощью индикатора исследуйте реакцию среды. Как изменилась окраска раствора?

  5. Сделайте вывод о составе моющего средства.

Обсуждаем результаты поисковой деятельности (слайд 5).

Учитель объясняет, что полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ с которыми мы работали – щелочная.


^ Результаты исследования запишите в тетрадь.

Моющее средство

фенолфталеин

среда

Твердое мыло

малиновый

щелочная

Жидкое мыло

малиновый

щелочная

Средство для СВЧ печей

малиновый

щелочная



Вывод: в состав растворов моющих средств входит щелочь, а щёлочь относится к классу веществ, которые мы сегодня будем изучать. И так ребята, какой класс неорганических соединений мы будем сегодня рассматривать?

^ II. Изучение нового материала

Учитель ( называет тему, формулирует для обучающихся цель и задачи урока с использованием презентации. ( слайд 6).: В процессе изучения химии мы уже познакомились с вами с одной группой веществ, относящихся к бинарным соединениям. Это - ? Сегодня на уроке мы поговорим об основаниях. Давайте рассмотрим формулы веществ, находящиеся на доске ( слайд 7)

SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaCl, H2SO4, NaOH, CuS, Al2O3, HCl, Al(OH)3, HNO3

Задание (у доски работают самостоятельно 2 ученика):

1 группа – выпишите из данного списка формулы бинарных соединений.

2 группа – исключая формулы бинарных соединений, распределите оставшиеся формулы в 2 колонки.

Учитель: По какому признаку вы так распределили вещества? Что общего между ними?

Обучающиеся отвечают.

Учитель: 1) Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов: Ме, О и Н.
Ион металла – простой : Ме+, Ме+2, Ме+3
Ион ОН – сложный, чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента, а с суммой степеней окисления элементов:
ст. ок. – О-2 и Н+; сумма ст. ок. - (О-2Н+1)-1; название - гидроксид ион.

2) Какой тип химической связи между ионами Ме и ОН? И между О и Н внутри группы?

3)Дайте определение оснований:
( затем читают определение по учебнику в параграфе 19)

4) А сколько гидроксильных групп присоединяет к себе металл? Для ответа на этот вопрос рассматривыют формулы, выписанные ранее. ( Металл присоединяет к себе столько групп ОН какова его степень окисления)
5) У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, именя, отчество. Так и химические соединения имеют свое название:

слово "гидроксид"

 + 

название металла в родительном падеже

 + 

(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок.

Примеры:

NaOH – гидрооксид натрия

Cu(OH)2 – гидрооксид меди (II)

AI(OH)3 – гидрооксид алюминия

«Соответствие основанию – оксид металла»

Ме+ ОН - Me2O
Ме+2 (ОН)2 - MeO
Ме+3 (ОН)3 - Me2O3

NaOH - Na2O
Cu(OH)2 - CuO
Al(OH)3 - Al2O3

Правило: степени окисления элемента в оксиде и соответствующем ему гидроксиде равны.

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований. ( слайд 8) Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ.(слайд 9). Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

^ Техника безопасности при работе со щелочами (слайд 9)

1) Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей.

2) Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

3) Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

4) При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

5) При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.
После изучения инструкции по ТБ, учитель показывает Д.О. , а затем обучающиеся приступают к выполнению Л.О. №3

Демонстрационный опыт : «Получение раствора щелочи» (проводит учитель)

Лабораторный опыт 2: «Получение нерастворимых оснований гидроксидов меди (II) и железа (III)» (слайд 10)

К растворам солей хлорида меди (II) и железа(III) добавьте гидроксид натрия. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

Учитель: Запишите формулы, полученных веществ и найдите по таблице растворимости еще примеры щелочей и нерастворимых оснований. Заполните левую часть таблицы .

^ Классификация оснований (слайд 11)

По растворимости в воде

 

Растворимые (щелочи)

Нераствори-мые

Однокислотные

Двукислотные

Трехкислотные

 

 

KOH

Cu(OH)2

Al(OH)3

 

 

CuOH

Ba(OH)2

Fe(OH)3

Учитель: Посмотрите на формулы, написанные в правой части таблицы, по какому признаку они объединены и сформулируйте этот признак? (Ответ: по количеству групп ОН)

Учитель: Рассмотрите полученные вещества. Определите агрегатное состояние, цвет и запах. Результаты запишите в таблицу:


Вещество

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

NaOH

 

 

 

Cu(OH)2

 

 

 

Fe(OH)3

 

 

 

Лабораторная работа №3:

Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеина – 2 группа, метилоранжевого – 3 группа, универсального индикатора – 4 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Обучающиеся, обменявшись результатами, заполняя таблицу 3 и проанализировав их, сделали вывод, что в первой пробирке находилась кислота, во второй – вода, в третьей - щелочь.

^ Изменение окраски индикаторов

Название индикатора

Щелочная среда

^ Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

Синяя

Фиолетовая

Красная

Метиловый оранжевый

Желтая

Оранжевая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Малиновая

Бесцветная

Бесцветная

Универсальный

Синий

Желто-зеленая

Красная

Учитель: А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) и гидроксиде железа (III).

Обучающиеся выполняют лабораторный опыт №4: К веществам, полученным в лабораторном опыте №3, добавьте каплю фенолфталеина. Сделайте вывод.


Исходные растворы:

Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.

Учитель: Ребята, посмотрите на результат своей работы и ответьте на вопрос: так что же это за вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды? Кто затрудняется, найдите ответ в учебнике.

обучающиеся: Реактив, который указывает не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ индикаторы (лат. «указатели») – это реактивы на растворимые основания.

Учитель: Оказывается, что есть еще один способ, распознавания веществ – с помощью качественных реакций. Это реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона.

Демонстрационный опыт : (опыт проводит ученик) В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат - помутнение раствора)

Вывод: Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество.

^ Практическое значение оснований

Учитель: Мы познакомились еще с одним классом сложных веществ - основаниями. Как вы думаете, имеют ли основания практическое значение? Конечно же, да. (сообщения обучающихся)

^ 1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером.. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

^ 2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

^ 3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Оксид кальция можно использовать для простейшей химической грелки: два пакетика, один большой, другой – маленький, из водонепроницаемого и химически стойкого материала. Чтобы грелка заработала, заполняют негашеной известью маленький пакет и добавляют в него немного воды. Потом пакет тщательно закрывают, вставляют в большой и еще раз закупоривают. Грелка готова. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

^ 4) Гидроксид бария. Гидроксид бария – "баритовая вода" – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

^ III. Закрепление (рефлексия).

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ – основаниями.

Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы:

  1. Каков состав оснований,

  2. Как назвать основания,

  3. Как составить формулу основания по названию,

  4. Как классифицируются основания,

  5. Какие оксиды соответствуют основаниям,

  6. Как отличить растворы щелочей от растворов других веществ.

Предлагается выполнить следующие задания самостоятельно:

1) Классифицируйте следующие основания: Ca(OH)2, Cr(OH)3, LiOH, Fe(OH)2
2) Составьте формулы гидроксидов и соответствующих оксидов: Sb(II), Bi(III), Rb
3) Выберите «лишнюю» формулу, объясните свой выбор:
а) LiOH, Al(OH)3, Ca(OH)2
б) Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3
в) CuO, SO2, ZnO
4) Как опытным путем различить гидроксид цинка и калия.

После выполнения работы, обучающиеся обмениваются работами, обсуждают выполненные задания, исправляют ошибки (ответы представлены на доске) и оценивают работу друг друга.

^ IV. Домашнее задание

Изучить §19 , выполнить упражнение №3-5.

V. Используемая литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2005.

  3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В., “Современные открытые уроки химии 8-9 классы”, Ростов-на-Дону, 2002 г.

  4. Алексинский В.Н. занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2е изд. –М. Просвещение, 1995.