velikol.ru
1

26.02.2013 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК № 107 (открытый)

Слайд № 1

Тема урока:Чему мы научились за год. В гостях у сказки.

Цели урока: Повторение и обобщение пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Задачи урока:

1. Закреплять умения правильно писать:

• буквосочетания жи-ши;

• большую букву в именах и фамилиях;

• слова с безударными гласными в корне;

• слова с непроверяемыми орфограммами (словарные слова);

^ 2. Отрабатывать умения:

  • Закреплять навык письма в одну линейку, совершенствовать навык написания букв и соединений.

  • . Развивать у детей любовь и интерес к русскому языку.

Форма урока

Урок-путешествие

Урок-закрепление пройденного материала

Оборудование урока

1. Персональный компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска Smart

4. Программное обеспечение урока: Smart Notebook

Межпредметные связи

Связь русского языка и литературного чтения

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

Дети должны показать прочное усвоение знаний в написании буквосочетаний жи-ши, слов с безударными гласными в корне слова, в написании заглавной буквы в именах собственных. Находить однокоренные слова и выделять в них корень.

Ход урока

Слайд № 2

^ 1. Создание благоприятной атмосферы в классе. Подготовка к изучению нового.

Учитель:

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло…

Вот и у нас сегодня в классе сделалось светло от нашего солнышка. (Если на улице нет солнышка, можно на доску прикрепить нарисованное солнце). Сегодня наше солнышко посмотрит, как вы умеете работать.

Слайд № 3.

^ 2. Минутка каллиграфии.

- Посмотрите, что предлагает вам написать солнышко:

ссс ССС сн сч сб солнце солнышко

- Ребята, с чем сравнивают такое красивое и теплое слово – солнышко? (с мамой).

- А кто знает пословицы о солнышке и маме?

«Мама - солнышко мое»

«Мама в доме, что солнышко на небе»

«При солнышке тепло, при матери добро»

Слайд № 4

^ 3. На доске рисунок «Моя семья»

- Прочитайте слова на рисунке. Что можно про них сказать?( Это все члены семьи. Это все имена существительные, т. к. называют людей и к ним можно подставить вопрос кто? Слова являются одушевленными. У всех ударение падает на первый слог. )

- Какое слово в данной группе является лишним?( Родственники, т. к. другие слова обозначают одно лицо, а это слово обозначает два или несколько лиц. Слово «родственники» множественного числа. Оно является общим для других слов.)

Слайд № 5

- От какого слова образовалось слово «родственники»? ( Род. У слов так же, как и у людей есть «родственники».)

- Какие слова называются родственными? ( Они имеют общий корень и связаны по смыслу. Но, имея общий корень, слова могут быть и неродственными. Как знакомый не является родственником нашей семье. Нужно быть внимательным.)

- Прослушайте стихотворение, подберите подходящие по смыслу слова с корнем дом. Найдите слова - родственники:

Гном и дом

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом).


Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … (домик)


Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … (домишко)


Старый. Мудрый гном – гномище
Выстроил большой … (домище).


Был он стар и был он сед
И большой был … (домосед).


А за печкой, за трубой
Жил у гнома … (домовой).


Очень строгий. деловитый,

Аккуратный. … (домовитый).

Мех, калину, зверобой – 
Все из леса нес …(домой).


Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас … (домашний).


Вечером привык встречаться
Гном с любимым … (домочадцем) –


Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в … (домино).


Каждый день соседи-гномы
Навещали деда … (дома).


Всех встречал радушно гном,
Все любили этот … (дом).



4. Слайд № 6.

- Прочитайте слова, которые добавляли? Объясните значения слов: домосед, домовитый, домочадцы.

( Значение слова Домочадцы по Ефремовой: Домочадцы - Члены семьи, а также родственники, живущие в доме на правах членов семьи; домашние.) 
- Какое слово из добавленных не является родственником слову дом? (Домино)

5. Слайд № 7. Игра «Водоворот слов»

6. Слайд № 8.

- А какая орфограмма связана с корнем слова? ( Безударная гласная.)

( Идет мультфильм «Винни Пух и неправильные пчелы» с 7мин30с)

7. Слайд № 9.

-Посмотрите, Винни Пуха окружили неправильные пчелы.

- Давайте найдем в словах ошибки, подобрав проверочные слова.

8. Слайд № 10. Игра «Воздушный шарик)

(Первоклассники по очереди подходят к доске, устно подбирают проверочное слово, и нажимают на шарик).

9. Слайд № 11.

-Через пни, высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробираются ежи. Устали, решили передохнуть. Отец-ёж решил загадать загадки. Помогите сыну-ёжику их отгадать.

- Запишите отгадки в тетрадь (два ученика – на интердоске).

^ Чёрные змейки, жёлтые шейки
Ползут, извиваются, мышками питаются (ужи.)



Под полом таятся,
Кошки боятся (мыши).



- Проверьте, так ли вы записали отгадки.

- Кто догадался, какую орфограмму будем повторять на уроке?

10. Слайд № 12 (Учитель открывает следующую страницу урока. Она закрыта шторкой.)

Что за сказка отгадайте,

Быстро руки поднимайте.

Баба с дедом в ней живут, мыши удалые.

Даже куры здесь несут яйца золотые… (Курочка Ряба) (Учитель открывает шторку на странице. )

Задание:

-Вставьте в тексте пропущенные буквы. (Дети самостоятельно письменно выполняют задание. Один ученик – на доске. Проверка)

Ж_ ли - были дед да баба. Была у них _ урочка _ яба.

- А почему мы написали «Курочка Ряба» с большой буквы?

11. Слайд № 13 (Учитель открывает следующую страницу урока. Она закрыта шторкой.)

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем … (Незнайка) (Учитель открывает шторку на странице.)

Задание: Помогите Незнайке вставить в предложении буквы Н, н.

Книгу про __езнайку ___аписал __иколай ___осов.

(Вставить буквы, объяснить написание, затем закрыть предложение и записать под диктовку (по памяти). Проверить)

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (Правило написания большой буквы.)

- Одни и те же слова могут быть написаны и с большой, и с маленькой буквы.

12. Слайд № 14

13. Слайд № 15 Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Прочитайте, что говорит вам Ученый кот ( «Спасибо за урок, ребята!»)

- Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке.

14. Слайд № 16

- И последнее задание Ученого кота. Давайте из букв составим слово, которое относится к каждому из нас. (МОЛОДЦЫ!)