velikol.ru
  1 2 3 4
процентные платежи по государственному долгу (программа «Процентные платежи по государственному долгу»);

5) прочие функции (программы «Международные отношения», «Общая наука, космос и технология», «Сельское хозяйство», «Охрана правопорядка», «Содержание органов государственного управления»);

6) нераспределенные компенсационные поступления.

«Государственная квота»

Масштаб расходования государственных средств (называемый «государственной квотой») представляет собой важный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволяет сравнивать государственные расходы с ВВП. Статистические данные по ведущим западным странам показывают следующую дифференцированную картину (табл. 8.1).

^ Таблица 8.1 «Государственная квота» в странах ОЭСР

(совокупная сумма бюджетных расходов)

(в % к ВВП)



Конкретные цифры свидетельствуют о значительном росте данного показателя на протяжении всего ХХ в. Вместе с тем видно, что в разных странах его динамика различна. Относительно низкая доля государственной активности проявляется в США, Японии, наиболее высокая  в Швеции и Франции. В среднем показатель колеблется между 35 и 50%.

Для сравнения отметим, что данный показатель в России имел иную, обратную динамику: 65% в 1992 г., 49%  в 1993-м, 48%  в 1994-м, 41%  в 1995-м, 43%  в 1996-м, 43%  в 1997-м. Объясняется это тем, что в условиях централизованной экономики (т. е. до начала ее реформирования в направлении рыночного варианта) основная масса финансовых потоков проходила через государственный бюджет. По мере обретения экономическими субъектами самостоятельности степень активности перераспределения финансовых потоков через бюджет стала снижаться. Номинально она сегодня уже ниже, чем в ряде других западноевропейских стран. Одна из причин такого резкого снижения данного показателя заключается в том, что значительное количество предприятий стало уходить от налогообложения. Соответственно, уменьшились и многие социальные выплаты, а также платежи заработной платы государственным служащим из средств бюджета.

Одним из важных вопросов в экономической теории является следующий: на производство и поставку каких благ должно затрачивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз отметить общественно-политическую идею, на которой базируется рыночная экономика. Соответствие спроса и предложения на уровне национальной экономики в основном достигается в результате действия механизмов рынка. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство.

В более конкретном плане ответ зависит от того, о каком благе идет речь: частном или общественном. Кроме того, значительную роль играет наличие так называемых внешних эффектов при потреблении благ.

^ Внешние эффекты

Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица. Эффект может иметь материальную и психологическую формы. В экономической теории прежде всего изучают материальную форму эффекта.

Эффекты могут иметь положительный или отрицательный характер. В первом случае потребление блага одним человеком связано с созданием положительного воздействия на окружающих лиц. Во втором случае  процесс обратный.

Для частных благ нередко характерно отсутствие положительных внешних эффектов. Это обусловлено тем, что в процессе потребления полезность блага распределяется только на самого потребителя, не затрагивая других лиц. Тем самым происходит как бы недопущение к использованию положительного эффекта тех потребителей, которые потенциально могли бы заплатить за пользование благом, но не сделали этого. Примеров таких множество: покупка и использование одежды, мебели, станков и т. п.

Производство подобных благ во многом берет на себя частный сектор, поскольку принцип возможности отслоения потребителей (в зависимости от оплаты) делает такое производство выгодным. Необходимости участия государства в финансировании такого производства нет.

Внешние эффекты могут приносить также негативные последствия для других лиц. Например, возникновение шума и загрязнения при использовании автомобиля вредит не только самому потребителю, но и окружающим. Приготовление пищи порождает серьезную проблему отходов. Нейтрализацию отрицательных внешних эффектов берет на себя государство, поскольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.

Что же касается общественных благ, то отрицательных внешних эффектов их потребление приносит сравнительно мало и нет необходимости их устранять. Однако общество испытывает потребность в самих общественных благах, производством которых частный сектор не занимается. Причина сдержанности частных предпринимателей по отношению к производству данных благ следующая.

Положительные внешние эффекты при пользовании общественными благами распространяются на многих людей. Часто весьма сложно или чрезмерно дорого отделить одного потребителя (оплатившего благо) от другого (не оплатившего). Поэтому рыночный механизм не действует при производстве данных благ. Финансирование их производства осуществляет государство, поскольку они нужны обществу.

Каким же образом осуществляется государством финансирование производства благ и устранение отрицательных внешних эффектов? Отчасти это происходит за счет средств государственного бюджета. В определенных случаях (при наличии острых финансовых проблем) государство стремится привлечь и средства частного сектора. Например, в связи с охраной окружающей среды государство побуждает с помощью своих экономических и правовых рычагов к участию в финансировании самих субъектов, порождающих данные издержки (производителей или потребителей).

Интересна при этом методика финансовых действий. Она учитывает то, что рыночная цена частного блага содержит лишь внутренние издержки и не включает внешние. Поэтому цена данного блага, сложившаяся под влиянием только рыночного механизма, оказывается на относительно низком уровне, а его предложение из-за этого  на слишком высоком. С помощью же государственного налогообложения можно перевести (по крайней мере, частично) внешние издержки (т. е. отрицательные внешние эффекты) во внутренние. В итоге цена на благо повысится, а спрос упадет. Автоматически уменьшается и объем внешних издержек. Собранные же путем налогообложения средства (если они не попадают в общий государственный бюджет, а остаются на местном уровне) могут быть использованы в целях финансирования мероприятий по улучшению окружающей среды (например, для строительства очистных сооружений).

Отметим еще одно свойство, характерное для государственных расходов. Они обладают возможностью автоматического антициклического приспособления. Гибкость проявляется в данном случае в том, что во время конъюнктурного подъема происходит автоматическое снижение государственных расходов, и наоборот. Наибольшим антициклическим действием обладают финансовые расходы государства по поддержанию безработных. В определенной степени это характерно и для других видов социальной помощи.

Техника такого реагирования состоит в следующем: во время высокой конъюнктуры повышаются платежи подлежащих обязательному страхованию лиц (что имеет контрактивный эффект), одновременно снижаются выплаты по безработице. В период же конъюнктурного спада вместе с ростом безработицы повышаются государственные выплаты на социальную поддержку. В то же время наблюдается сокращение отчислений от получаемых доходов на цели страхования. В этой реакции проявляется так называемый экспансивный эффект.

^ Доходы госбюджета

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

Налоговая система может включать два звена  государственные налоги, местные налоги, либо три звена  налоги государственные (федеральные); налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации; местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К ним относятся:

 подоходный налог с населения;

налог на прибыль корпораций;

 налог на добавленную стоимость;

 акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления обеспечивает подоходный налог с населения  от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.

Среди других налогов в развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, спиртные напитки, пиво, бензин и др.). На долю этого налога приходится от 30 до 50% всех косвенных налогов. НДС не применяется в США и Японии.

^ Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит  это превышение расходов бюджета над его доходами.

На протяжении почти всех лет после Второй мировой войны в развитых странах вследствие высоких государственных расходов государственные бюджеты характеризовались хроническими бюджетными дефицитами.

Так, в США в 1983 г. дефицит федерального бюджета впервые превысил 200 млрд. дол., а в 1992 г. достиг 290,4 млрд. дол.

Природа дефицита госбюджета различна:

 дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. М. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

 дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т. д.);

 дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники покрытия бюджетного дефицита  государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой огромный рост государственного долга. Государственная задолженность в США превысила 5,5 трлн. дол. в 2001 г. и, по оценке, к 2005 г. достигнет 6,2 трлн. дол., что составит 50,6% ВВП. Государственный долг Великобритании в начале XXI в. составлял более 300 млрд. ф. ст., Германии  около 800 млрд. марок, во Франции  около 4 трлн. франков.

В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем размещения государственных займов. В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что приводит к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов и удорожанию кредита.

^ 8.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ

Федеральный бюджет России представляет собой главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические отношения по поводу образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на финансирование национального хозяйства, оборону, социально-культурные мероприятия, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга и др.

Все доходы и расходы государственного бюджета группируются по однородным признакам с присвоением им определенного названия и номера раздела, главы, параграфа, статьи бюджетной классификации. Бюджетная классификация позволяет указать точно, за счет каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоев населения, видам налогов или неналоговых платежей сформирован бюджет. Она показывает также, на какие конкретно цели, по какому ведомству и в какую отрасль уходят бюджетные средства.

В условиях перехода к рыночной экономике федеральный бюджет выполняет следующие функции:

 перераспределение национального дохода и ВВП (около 20% ВВП);

 регулирование и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства;

 финансовое обеспечение социальной политики;

 контроль за финансово-хозяйственной деятельностью национального хозяйства.

90-е годы ХХ в. были для российской экономики и государственных финансов кризисными. Проявлением бюджетного кризиса стал хронический дефицит государственного бюджета. Его причиной является подорванность доходной базы в результате несобираемости налогов, в свою очередь причиной этих явлений стал платежный кризис. Платежный кризис или беспрецедентный по своим масштабам развал платежных отношений начался на фоне кампаний по либерализации цен и ужесточению бюджетной и кредитной политики. Если вначале он сопровождался сокращением объемов производства, то к концу 1993 г. приобрел новые черты и выразился в массовой остановке предприятий (в том числе заводов-гигантов), не связанной с процедурой банкротства.

В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета привлекались огромные кредиты Центрального банка Российской Федерации и проводилось изъятие средств из Пенсионного фонда.

Распределение расходов федерального бюджета представлено в табл. 8.2.

^ Таблица 8.2 Распределение расходов федерального бюджета на 2002 г.



В развитых странах положение считается нормальным лишь тогда, когда дефицит бюджета ниже 3% ВВП.

Покрытие дефицита бюджета 1993 г. осуществлялось за счет продажи валюты, драгоценных металлов и камней, находящихся в распоряжении правительства, валюты, полученной в качестве кредита международного валютного фонда (МВФ), прибыли Центрального банка России.

Использовавшаяся в 19901995 гг. эмиссия денег для покрытия бюджетного дефицита с 1995 г. не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги  ГКО (государственные казначейские обязательства) с трех- и шестимесячными, годовыми сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, прежде всего МВФ.

Оживление экономики сказалось на государственных финансах. В бюджете 2002 г. превышение доходов над расходами определялось в размере 178,4 млрд. руб. и направлялось в размере 68,6 млрд. руб. на погашение государственного долга Российской Федерации и 109,8 млрд. руб.  на образование финансового резерва.

^ 8.4. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоги: их сущность

Первая форма проявления сущности налогов  это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги  важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяет воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции:

1) фискальная  обеспечение финансирования государственных расходов;

2) регулирующая  предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3) социальная  поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

^ Элементы налога

Все налоги содержат следующие элементы:

объект налога  имущество или доход, подлежащие обложению;

субъект налога  налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо;

источник налога  т. е. доход, из которого выплачивается налог;

единица обложения  единица измерения объекта (денежная единица страны);

ставка налога  величина налога с единицы объекта налога (%);

налоговая льгота  полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум);

налоговый оклад  сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

^ Виды налогов

Налоги бывают двух видов. Первый вид  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов  налоги на товары и услуги: налог с оборота  в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

^ Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

^ Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги  это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

^ Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги  это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.



<< предыдущая страница   следующая страница >>