velikol.ru
1



«Глаголы – исключения» ,


Русский язык

УчительМорозова Ю.В.

Тема. Глаголы – исключения.

Цели:

Обучающая:

  • познакомить с глаголами-исключениями; формировать умения по правописанию безударных личных окончаний глаголов-исключений во 2 и 3 лице ед. и мн. числа.

Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончаниях глаголов;

  • развивать внимание, умение группировать по определённым признакам, обогащение словарного запаса .

Воспитательная:

  • воспитывать умение работать в парах (выслушивать мнение товарища , обсуждать проблему , приходить к единому мнению) ;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка , желание творить самим.

Тип урока:

  • урок изучения нового материала



Ход урока.

1.Оргмомент.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Всё, что надо под рукой».

- Я предлагаю вам, ребята, совершить сегодня путешествие в удивительную страну.

Вы не найдете ее ни на одной географической карте. Но у нас есть уши, чтобы все слышать, глаза, чтобы всё видеть и сердце, чтобы всё понять и никого не обидеть.

Хотите узнать, что это за страна? (Да!) Это страна Морфология, в которой живут различные части речи. Там неподалёку от Горы Знаний расположен Город Глаголов.

К ним в гости мы отправимся сейчас.

В путь друзья! ( Слайд 2)


2.Чистописание.

Сначала мы поплывём по реке Чистописания. Но сейчас, давайте вспомним:

- что такое глагол?

- нач. форма глагола?

-на какие вопросы отвечает в этой форме?

-сколько времён у глагола?

- какие окончания имеют глаголы наст. вр. и буд. вр. во 2 лице ед. числа?(Слайд 3)

-давайте пропишем эти окончания чередуя, две строчки. ( Слайд 4)

3. Словарная работа.

И вот мы подплыли к горе Знаний. Но прежде , чем нам сойти на берег нужно выполнить следующее задание. ( Слайд 5)

- Найдите «четвёртое лишнее», объясните (устно).

1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог. (Это главный член предложения, остальные – части речи).

2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог. (Это служебная часть речи, остальные – самостоятельные).

3. Играть, дружить, рисует, танцевать. (Это глагол настоящего времени, остальные глаголы неопределённой формы).


А сейчас поработаем над словарными словами. ( Слайд 6)

Разгадать ребусы. ( Слайд 7, 8, 9) Молодцы!

Мы подплываем к берегу. На берегу стоит красивое дерево, оно является символом России. Что это за дерево? ( Слайд 10)

- что можете о нём сказать?

-давайте составим предложение.

- подчеркните грамм. основу и определите части речи.

4. Повторение.

Теперь , чтобы войти в город Глаголов , нам нужно перейти гору Знаний.

( Вставить букву, определить спряжение) ( Слайд 11)

Физкультминутка ( Слайд 12)

В пути мы немного устали, давайте отдохнём.

5. Постановка цели.

-До Города Глаголов мы добрались. Домов здесь много. А вот какой из них нам нужен, мы определим, выполнив задание.

Поставьте данные глаголы в неопределённую форму. Выделите глагольные окончания. Определите спряжение. ( Слайд 13)


думаешь -

видишь -

замечаешь -

ощущаешь -

слышишь -

чувствуешь -


-Мы столкнулись с тем, что не можем точно определить спряжение двух глаголов.

В чём дело?

Оказывается в русском языке есть 4 глагола на – АТЬ и 7 глаголов на – ЕТЬ, которые относятся ко II спряжению. Это глаголы-исключения. Их нужно запомнить. Вот к ним то в гости мы отправимся сегодня.

. Откуда появились глаголы-исключения?

(Грамматическая сказка).

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматике жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им: ( Слайд 14)

-Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на – ИТЬ, а I спряжение-всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства.

Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

-Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

-Что случилось?

-По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители- в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

-Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

-Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на – ИТЬ. А чтобы остальным было не обидно, разрешил царь двум другим глаголам брить и стелить, которые заканчиваются на – ИТЬ, жить в царстве I спряжения.

И по сей день эти глаголы являются исключением. ( Слайд 15)

Чтобы глаголы исключения лучше запомнились добрая волшебница придумала такое стихотворение. ( Слайд 16)

6. Работа с учебником. С.99, упр. 480. ( Слайд 17

7. Закрепление. Найти глаголы- исключения и записать их в неопределенной форме.

( Слышать , смотреть, видеть, терпеть) ( 18, 19, 20)

Самостоятельная работа . ( по карточкам)

8.Итог урока.

Мы заканчиваем наше путешествие. Что нового вы узнали?

9.Домашнее задание. ( Слайд 20)

Выучить стихотворение, с. 101, упр. 483.


Спасибо за урок.( Слайд21)