velikol.ru
1

урок 38 и 39

Тема. ЗАЩИТНАЯ И ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ. ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ И ИХ УСТРАНЕНИЕ.

Цель: ознакомить учащихся с приемами защитной и декоративной отделки изделий из металлов, научить контролировать качество отделки, выявлять и устранять дефекты отделки.

Оборудование: лаки, краски, кисти, тампоны, образцы заготовок.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Вопросы и задания:

- Назовите основные материалы для изготовления заклёпок.

- Какие виды заклёпок вы знаете?

  • Какие приспособления применяются при выполнении заклёпочного соединения?

  • Перечислите основные правила безопасной работы при выполнении заклёпочного соединения.

2. Сообщение темы и цели урока.

^ II. Изложение программного материала.

Декоративная отделка художественного металла применялась еще в доисторические времена. Золочение оружия, ювелирных и бытовых изделий из меди, бронзы, серебра использовалось уже в глубокой древности.

Золочение являлось наиболее распространенным способом отделки, потому что золото — один из первых металлов, ставших известными человеку. Кроме того, золото по интенсивности цвета, мягкости блеска, глубине тона и устойчивости декоративных качеств превосходит все другие металлы. Сравнительная простота способа его нанесения на металлические изделия (при помощи ртутного золочения) также способствовала применению этого металла для декоративных целей. Древнерусская техника нанесения золотого рисунка на медь исследовалась профессором Московского института прикладного и декоративного искусства Ф. Я. Мишуковым, который полностью восстановил технологический процесс декоративной отделки золотой наводкой. На полированный медный лист или изделие из меди наносился лак такого состава (в мас. ч.): скипидар — 12, асфальт (нефтяной пек, гудрон) — 8, желтый воск — 4, сосновая смола (живица) — 2. Лак наносился на медь тонким слоем и прокопчивался. Это придавало меди глубокий черный с легким блеском цвет. Как указывает Мишуков, такое лаковое покрытие отличается исключительной прочностью и даже на открытом воздухе держится столетиями. На слегка нагретую поверхность меди лак наносится кистью равномерным тонким слоем. Цвет лака доводится до золотисто-коричневого тона. После предварительной медленной просушки на легком огне и окончательной просушки при более высокой температуре коричневый тон лака переходит в более темный. На приготовленной таким образом медной пластине легким нажимом тонкой иглы чертят рисунок. Затем контуры рисунка выскабливают острием ножа, обнажая поверхность меди; после этого медь протравливают (отбеливают) 5—10%-ным раствором серной кислоты. Как сообщает Мишуков, в древности отбеливание производили раствором квасцов, клюквы и т. п.


^ ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА СТАЛИ

Декоративная отделка стали — один из наивысших этапов в истории развития художественной обработки металла. Сталь — твердый металл, и создание из него художественных изделий требует помимо высокого мастерства специальных знаний по технологии.

Обработка стали требовала не только применения горячей ковки или чеканки, придающей куску или листу определенную форму, но и особого умения сохранять свойства материала и придавать изделию необходимые упругость и твердость, приобретаемые металлом после термической обработки.

Отделка стали получила распространение с появлением оружия и различных воинских доспехов: шлемов, лат, щитов, особенно так называемого белого оружия (мечи, сабли, кинжалы, топоры, бердыши, пики и т. п.). С появлением огнестрельного оружия декоративная отделка стволов и лож ружей (1), а позднее и пистолетов, стала занимать большое место в искусстве декоративной обработки стали.

Наиболее часто применялось воронение — оксидирование в различные цвета (от темно-синего до коричневого). На стальном оружии производилось золочение узоров, орнаментов и надписей, кроме того, его декорировали драгоценными камнями, использовали травление, гравирование, чеканку и эмалирование.

Получила широкое распространение инкрустация, заключавшаяся в том, что на стальное оружие накладывались золотые или серебряные орнаменты и надписи; наряду с этим производилось огневое золочение.

При окрашивании и декоративной отделке необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • выполнять работу в проветриваемом помещении;

  • не касаться грязными руками глаз или лица;

  • не производить окраску вблизи нагревательных приборов;

  • после окончания работы тщательно мыть руки с мылом.


III. Практическая работа.

Рассмотрим основные правила выполнения отделки металлических изделий - это покрытие изделия краской или лаком:

- перед покраской изделия обезжиривают специальными растворами;

- наносят краску или лак кистью или методом распыления.

  • Учитель показывает учащимся приемы окрашивания.

2. Отработка приемов окрашивания изготовленного изделия учащимися под контролем учителя.

IV. Итог урока.

Оценка выполненной учащимися работы. Ответы на вопросы, разбор ошибок.