velikol.ru
1



Разнообразие видов проектов, выполненных учащимися Павловой В.А. на внеурочных занятиях.

Типы проектов

Название проекта

А. Творческие

проекты

1.«Влияние крупного рогатого скота на экосистему нашего посёлка».

2. «Определение влияния абиогенных, биогенных и антропогенных факторов на экосистему пруда».

3. «Определение устойчивости растений к засолению почвы».

4. «Действие продуктов электрохимической коррозии на водные растения».

5. «Влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжёлых металлов».

Б.Практико-

ориентированные

проекты.

1.«Зеленострой».

2.«Определение уровня физиологического состояния одноклассников, и влияние образа жизни на здоровье»

3. «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным».

4. «Выявление нарушений опорно-двигательной системы подростков».

5. «Растения как биоиндикаторы загрязнения в условиях антропогенного ландшафта».

6. «Сердечнососудистая система- показатель уровня физиологического состояния человека».







В.Ролеигровые

проекты.

1. «Путешествие в Африку с комнатными растениями».



ПРОЕКТ №1. Экологический проект

Экологический проект №1.

«Определение уровня антропогенного загрязнения атмосферы п. Южного г. Каменска-Шахтинского.

Посёлок южный, в котором располагается наша школа №10, примыкает к южной окраине г. Каменска-Шахтинского. Через наш город проходят не только федеральные автотрасса и железнодорожная магистраль, соединяющие юг России и её центр, но и множество областных и районных автодорог. Непосредственно через наш посёлок проходит областная автотрасса «Каменск-Донецк». В 2007 году юные экологи школы №10 оценивали состояние воздушной среды в микрорайоне школы п. Южного с помощью биоиндикационного метода, по кислотности дождевых осадков, запылённости воздуха и автотранспортной нагрузке.

^ Цель проекта:

1.Определить степень антропогенного воздействия на атмосферный воздух в разных экологических зонах микрорайона школы.

2.Привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения атмосферы автотранспортом.

Основные задачи проекта:

  1. Научиться элементарным методикам экологического тестирования состояния атмосферного воздуха.

  2. Провести предварительную оценку состояния атмосферного воздуха для прогнозирования негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.

  3. Вооружиться знаниями о причинах изменений в окружающей среде, последствиях этого изменения и возможных направлениях устранения нарушений экологических характеристик.

  4. Оценить количество ряда загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей.

  5. Спроектировать и приступить к выполнению практического проекта «Зеленострой».

В ходе выполнения проекта были использованы методы:

  • метод наблюдения и оценки текущего состояния экосистемы;

  • биологические методы – биоиндикация и биотестирование;

  • статистическая обработка полученных результатов;


В сборе данных для этой работы принимали участие не только члены экологического кружка, но и ребята, интересующиеся вопросами биологии, экологии, химии, географии, информатики, математики. Такой подход к изучению природных процессов привёл их к высокому качеству усвоения учебного материала по соответствующим дисциплинам, сформировал стойкий интерес к вопросам экологии. Можно с уверенностью сказать, что полученные экологические знания определят «экологическую чистоту» принимаемых ими в будущей жизни решений.

Выводы.

Анализируя полученные результаты, юные экологи пришли к следующим выводам:

  • Проводя предварительную оценку состояния атмосферного воздуха своего посёлка, они определили зону наиболее сильного антропогенного воздействия на окружающую среду: окраинную улицу Морскую, по которой проходит часть автотрассы «Каменск - Донецк».

  • Оценив количество ряда загрязняющих веществ (СН, СО ,N Ох ), попавших в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, было доказано, что ул. Алтайская, на которой расположена сш№10, находится в зоне минимального антропогенного загрязнения.

  • Проводя биоиндикация состояния окружающей среды посёлка весовым методом Л.В. Дорогань, было доказано, что антропогенное загрязнение атмосферы существенно воздействует на высшие растения : изменяет окраску, форму, рост листьев .

  • В результате исследования экологи пришли к выводу, что живые индикаторы имеют большие преимущества, устраняя применение дорогостоящих и трудоёмких физико-химических методов для определения степени загрязнения среды. Вооружившись знаниями о причинах и характере изменений в окружающей среде, выбрали доступные детям направления устранения нарушений экологических характеристик: контроль и уход за имеющимися растениями, посадка саженцев, распространение информации об экологических проблемах в городских СМИ.

  • В ходе проекта ребята научились элементарным методикам экологического тестирования состояния атмосферного воздуха, почувствовали причастность к выполнению серьёзных дел, полезность обществу.



Экологический проект №2.

«Оценка экологического состояния природных водоёмов п. Южного, г.Каменска- Шахтинского статическим и динамическим методом».

Год: 2007,2009.

Программой наших исследований предусмотрено проведение оценки экологического состояния местных водоёмов статическим и динамическим способом. Экологическая оценка по статическим признакам даёт «экологический портрет» объекта в данном году. А экологическая оценка по динамическим признакам показывает изменения, которые происходят в объектах исследования с течением времени.

Объектами для наших экологических исследований стали:

-пруд,

-родник «Криница», воды которого стекают в этот пруд,

-ручей.

Воды этих природных водоёмов попадают в реку Рыгин, протекающую по нашему посёлку. А она является одним из главных Каменских притоков Северского Донца, на правом берегу которого располагается наш почти 100-тысячный город.

Нами были определены цели:

1.Выявить статические признаки неблагополучного состояния водоёмов.

2.Определить характер и степень антропогенного воздействия на природные водоёмы.

3.Выявить динамические признаки изменений местных водоёмов по результатам полевых исследований 2007, 2009годов.

Мы поставили задачи:

1.Определить изменения в состоянии водных экосистем за исследуемые годы.

2.Провести повторные биоиндикацию и биотестирование используя семена бобовых и ряску малую.

3.Использовать физико-химический анализ для 3-х исследуемых водоёмов не только проводимый на берегу и в школьной лаборатории, но и привлечь к этой работе Испытательный лабораторный центр (Филиал ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии» в г. Каменске-Шахтинском).

4.Составить паспорта водоёмов, собрать гербарий прудовых растений.

5.Определить программу практических действий по сохранению и оздоровлению водных экосистем нашего микрорайона.

В ходе работы использовали методы:

Наблюдение, эксперимент, рейтинг, биоиндикацию, биотестирование, хими-

ческий.

^ Результаты работы по проекту:

Сравнивая результаты исследований природных вод 2007, 2009 года, юные экологи сш№10 пришли к следующим выводам:

  • Проведённая предварительная оценка состояния водных экосистем п. Южного, г. Каменск- Шахтинского методами химического и биологического тестирования показала, что пруд можно отнести к сильно загрязнённым водоёмам (10баллов),по сравнению с наблюдениями 2007года, когда мы его отнесли к очень сильно загрязнённым водоёмам( 12баллов).Ручей - со средней степенью загрязненности; родник «Криница»- со слабой степенью загрязнённости.

  • Необходимо отметить, что летом 2009года прибрежная растительность пруда стала более разнообразной, появились растения семейства бобовых (клевер ползучий). Среди гелофитов появилась в единичных экземплярах частуха подорожниковая, любящая чистую воду. А это позволяет отнести прибрежную зону уже к группе ландшафтов по степени загрязнения №3, по сравнению с 2007годом (группа №4).

  • Проведено биотестирование семян фасоли разными природными водами, построены диаграммы влияния разных вод на прорастание семян. Прудовая вода по- прежнему оказывает на тест-семена самое негативное влияние. Нами замечено, что родниковая вода ослабила негативное действие на корешки и вес проростков фасоли.

Проведено биотестирование природной воды с помощью ряски малой. Прирост щитков ряски в прудовой воде максимален, число щитков с повреждениями минимально. Ряска- растение грязных вод.

  • Составлены паспорта исследуемых водоёмов, отражающие виды загрязнений, снижающие качество природной воды.

Результаты природоохранной деятельности юных экологов школы 10:

    • Проведены 4экологических субботника по уборке территории родника и ручья

    • Установлен аншлаг «Сохраним родник чистым!» возле родника,

    • За 2009год высажено в п. Южном около150 саженцев черёмухи, сосен, каштанов, клёнов,

    • Составлены паспорта трёх исследуемых водоёмов,

    • Сформированы контакты между детскими экологическими коллективами, работающими над общими проблемами, только в 2007году 2 кружковца обменивались опытом на Всероссийских конференциях «Созвездие» и «Человек на Земле», где работа кружка достойно оценена.

    • Регулярно распространяется полученная при исследовании информация на школьной, городской и областной экологических конференциях, в местных СМИ (2007,2008.2008,2010годы),

    • Проводимая работа позволяет детям профессионально сориентироваться: 6 бывших кружковцев успешно учились или учатся в ЮФУ, овладевая специальностью «геоэкология».









Юные экологи на разных этапах выполнения экологического проекта «Оценка состояния природных водоёмов п. Южного статическим и динамическим методом»








Экологический проект №3.

Практико-ориентированный экологический проект «Зеленострой»был составлен и выполнен старшеклассниками МОУ СОШ №10 с целью устранения негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду микрорайона школы.

^ Населённый пункт: п. Южный, город Каменск-Шахтинский.

Объект: территория, прилегающая к сш№10.

Период выполнения: апрель-октябрь 2008 г.

Цель проекта: содействовать улучшению экологической обстановки в городе и его окрестностях с помощью:

  1. приведение в порядок школьной территории и участка, закреплённого за школой;

  2. посадка деревьев и разбивка цветников;

  3. очистка и благоустройство родника.

Исполнители проекта: учителя и учащиеся школы, родители.

Социально- экологическая проблема: загрязнённость воздушной среды, недостаточное озеленение пришкольной территории.

^ Влияние на окружающую среду и жизнь людей: в результате осуществления проекта повысился уровень заинтересованности в защите природной среды у учащихся школы; благоустроенные территории способствуют повышению их эколого-эстетических характеристик.

^ Распространение информации о проекте: информация распространялась через СМИ и на конференции «Сохраним шар земной голубым и зелёным».

В ходе выполнения проекта особенно удалось привлечь внимание школьников к экологическим проблемам города и посёлка, включить их в активную деятельность по решению проблем. Школьники стали более внимательно относится к зелёным насаждениям, проблемам бытового мусора.

^ Трудности, возникшие при выполнении проекта: возникли сложности с обеспечением рассадой. Помощь оказали родители.

Логическая схема проекта:

Задачи

Методы-виды деят-ти

Результат


1.Принять участие в акции «Зелёная волна».

Уборка пришкольной территории и закреплённых участков.

Убраны территория школы и прилегающие улицы.

Посадка деревьев и кустарников.

Посажено: 50 сосенок,

50 туи,

50 клёнов,

10 черёмух.

Разбивка клумб.

Около стеллы «Погибшим воинам» разбито 2 клумбы.

2.Принять участие в операции «Живи, родник!».

Взятие родника под охрану.

Благоустроен родник «Криница» убран мусор, вырублен сухой тростник.


3.Провести биомониторинг воздуха.


Провести биоиндикацию атм. воздуха посёлка.


Установили наиболее загрязнённые улицы посёлка.