velikol.ru
1

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ


Контрольная работа


Цель контрольной работы по методике обучения литературе – проверка уровня теоретической подготовки будущего учителя, его методического мышления, профессиональных умений и навыков (написания конспектов (моделей) уроков, определения задач уроков, выбора структуры урока, отбора оптимальных методов и приемов обучения и их сочетания и т.п.).

Выполнение контрольной работы предполагает рассмотрение проблем теории и практики литературного образования. Поэтому, как правило, она включает два задания: развернутый письменный ответ на вопрос теоретического характера и практическое задание (как правило, составление фрагмента урока). В отдельных случаях контрольная работа предусматривает подготовку только практического задания. Не следует забывать, что и этот вариант контрольной работы требует хорошей теоретической подготовки студентов.

Контрольная работа является одной из форм проверки знаний студентов, его методических умений и навыков.

Может быть рекомендован следующий план выполнения контрольной работы по дисциплине «теория и методика обучения литературе».

1. Выбор темы работы. Обоснование актуальности темы, описание методической проблемы и ее задач может стать содержанием введения в контрольной работе.

2. Подготовительная работа: изучение программы по дисциплине, учебников, пособий, специальных статей по теме.

3. Систематизация и планирование. Отобранный материал систематизируется, составляется план контрольной работы, разрабатывается структура урока или его фрагмента.

4. Написание работы.

5. Итоги работы. Они могут быть представлены в виде резюме, выводов или заключения. Резюме – это краткое изложение сути написанного, заключительный итог работы. Выводы контрольной работы являются умозаключением, к которому автор приходит в результате рассуждений. Заключением называют утверждение, являющееся выводом по всей работе. Оно содержит в себе элементы резюме и выводы. Заключение является утверждением определенных положений методики, поэтому носит в основном обобщающий характер. Кроме того, автор может сказать о нерешенных вопросах и наметить перспективу дальнейшей работы.


^ Требования к выполнению и оформлению контрольной работы:


1. Четкая структура работы (при двух заданиях в работе). В ее первой части должен рассматриваться один из теоретических вопросов методики обучения литературе, во второй части – практической – студент описывает самостоятельно спроектированный и (или) проведенный урок по данной теме.

2. Обязательное наличие плана и его соблюдение (при двух заданиях в работе). Основу плана может составить следующая схема: введение (где необходимо обосновать актуальность выбранной темы, выявить проблемы и задачи, которые будут решаться в основной части работы); основная часть (ее следует озаглавить, определить ведущие вопросы); заключение (подводятся итоги, которые носят обобщающий характер).

3. Аргументация выдвигаемых положений. Это требование связано с оптимальным выбором методов, средств и приемов обучения. Такой выбор следует обосновать и доказать, что он зависит от возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных склонностей, интересов, познавательной активности, эстетического и литературного развития.

4. Библиографическая грамотность, умения цитировать.


Рефераты


Цель написания (подготовки) рефератов: обеспечение более основательного освоения ключевых проблем методики преподавания литературы (например, вопросы анализа художественного произведения, урок литературы, его типы и виды, развитие речи учащихся в процессе изучения литературы и др.); расширение круга знаний о проблемах, предлагаемых для самостоятельного изучения (средства наглядности на уроке литературы, виды внеклассной работы по литературе и др.); развитие научных интересов, исследовательских способностей студентов.

Виды рефератов: реферирование научной книги, статьи с целью определения её теоретической и практической ценности; выборочное реферирование одного или нескольких источников с позиций того, как представлено в них решение определенной проблемы; сопоставительное реферирование – анализ двух-трех работ по одной проблеме; обзорное реферирование: решение проблемы в методических трудах определенного периода; реферирование нескольких работ одного исследователя (ученого, учителя) – персональная тема.