velikol.ru
1

Уровень А


1. Отгадайте загадки.

1) Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? 2) Что возвратить нельзя? 3) Всех кормлю с охотою, а сама безротая. 4) Пятак есть, а ничего не купит. 5) Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, без тела, а живет оно, без языка – кричит. 6) Годовой кусточек каждый день роняет листочек, год пройдет – весь лист опадет. 7) Сидит дед, в шубы одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. 8) Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит. 9) Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. Когда это бывает? 10) Зубов много, а ничего не ест.

• Выпишите местоимения, распределяя их по разрядам. Местоимения каких разрядов не встретились в загадках?

• Найдите и запишите в тексте загадок мест.-сущ., мест.-прил., мест.-нареч.

• Какие местоимения и по какому признаку можно назвать антонимами? Приведите примеры загадок, где использованы такие слова.


^ 2. Обозначьте, местоимения каких разрядов встретились в тексте.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Ежи с трудом отыскали небольшую пещеру. Чтобы было теплее, сбились в кучу. Но тем, кто оказался в середине, было жарко, а крайние мерзли. Попробовали расположиться иначе. Опять неудачно – то они кололи друг друга иглами, то сталкивались, то разбегались. И наконец ежи нашли то, что искали: устроились так, что всем было и тепло, и никто никого не колол. Это идеальное расположение они и назвали «хорошими манерами».

…Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих – именно в этом и заключается подлинная вежливость… (М. С. Ходаков.)


^ 3. Обозначьте, местоимения каких разрядов использованы в тексте.

1) Послушайте! Ведь если звезды зажигаются, значит – это кому-нибудь нужно? (В. Маяковский.) 2) И прожитому я подвел черту, жизнь разделив на эту и на ту, и полужизни опыт подытожил: та жизнь была беспечна и легка, легка, беспечна, молода, горька, а этой жизни я еще не прожил. (О. Чухонцев.) 3) В небе вон луна такая молодая, что ее без спутников и выпускать рискованно. (В. Маяковский.) 4) Здесь за стеклянными дверями – веселый попка с пирогами. Он пироги не продает, а так ребятам раздает. (Б. Заходер.) 5) Ах, эти школьные годы!


^ 4. Обозначьте, местоимения каких разрядов использованы в тексте.

Сколько же лет я не был тут? И не припомнить. Все спешил, все бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать. И уж слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкой речка, привычным куст ивы над рекой. Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.

А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все так же били, перезваниваясь меж собой. И если бы я к ним сегодня не пришел, они бы ничего не потеряли. А вот я, быть может, потерял бы многое.

Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий… Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.

…Я поднимаюсь по заросшей тропинке детства к родительскому дому и тихо благодарю судьбу за то, что есть у меня вот эта Живая гора с живой родниковой водой. Сюда я могу прийти на свидание с детством. (Н. Андреев.)


^ 5. Спишите, вставляя нужные местоимения и буквы. Какие местоимения показывают, что автору неизвестен виновник происшествия?

Пройдя шагов сто, я увидел около десятка ворон. ____________ сидели на ветвях деревьев и перекл..кались между ____________. Из этого Гобули вывел два заключения: первое – что (то) привлекл.. их сюда; второе – эт.. что (то) находил..сь поблизости. А Миону добавил еще третье заключение: здесь, кроме ворон, был еще кто (то), которого птиц.. боялись и, по-видимому, ждали, когда он уйдет. (По В. К. Арсеньеву.)

• Подчеркните эти местоимения как члены предложения.


^ 6. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Кое) (о) ком подумать, (кто) нибудь (с, з) делает, (кое) (о) чем пор..змыслить, п..звать кого (либо), к кому (то) уехать, что (либо) приве..ти, (кое) (в) чем (не) согл..ситься, (кое) кого ра..спросить, чего (то) (не) хв..тает, (кое) кем зам..нить, (кое) (в) чем прот..воречит, кому (нибудь) поручить.

• Подчеркните глаголы в настоящем времени.


^ 7. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

Так мне еще удастся поживит(?)ся сырком, иль косточкой, иль чем (нибудь)? К кому (то) прин..сли от мастера Ларец. В механик.. и я чего (нибудь) да стою. Так это был твой брат и, словом, кто (нибудь) из вашего же роду. Так вид..шь ли, мой друг, чего (то) нет на свет..! Уж я (кой) что посеял, пос..дил. Какой (то) молодец купил огромный дом. Идет он [Медведь] в лес толкнут..ся у соседей, чтоб с кем (нибудь) зн..комство свесть. (И. А. Крылов.)

• Подчеркни эти местоимения как члены предложения.


^ 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы.

Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть-то (не) кому. Кто дважды оглян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) гл..дит. Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. В одной руке пусто а в другой нет (ни) чего. Поехали с орехами – пр..дут (ни) (с) чем. Воин с оружием – все воин без оружия – (ни) что. Остер меч, да (не) кого сеч.. . (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. Плохого человека (ни) чем (не) уваж..шь. (Пословицы.)

• Подбери антонимы к выделенным словам.


^ 9. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Обозначьте орфограммы.

(Ни) чего я (не) боюсь но (ни) (с) кем и (не) бр..нюсь. Тому (не) чего боят..ся, кого (не) стр..шатся. И то быва..т что (ни) чего (не) убывает. Тот (не) ош..бается, кто (ни) чего (не) делает. Когда густо, когда пусто, когда нет (ни) чего. Р..диться – р..дился а (ни) (к) чему (не) пригодился. За все брат(?)ся – (ни) чего (не) сделать. Не стыдно м..лчать, коли (не) чего ск..зать. (Ни) кому в науку пути не закрыты. (Пословицы.)

• Подбери синонимы к выделенному слову.


^ 10. Восстановите пословицы, вставив на место пропусков отрицательные местоимения, сопоставьте свой вариант с исходным.

1) Лучше поздно, чем … . 2) Друг за дружку держаться - … не бояться. 3) Худо тому, кто добра не делает … . 4) Лежит лежень до вечера, а поесть … . 5) Спишь, спишь, а отдохнуть … . 6) Мелет день до вечера, а послушать … . 7) На словах и так и сяк, а на деле … . 8) Скучен день до вечера, коли делать … . 9) … хвалиться, коль все из рук валится. 10) От правды … деться.

Для справки: 1) никогда; 2) ничего;) 3) никому; 4) ничего; 5) некогда; 6) нечего; 7) никак; 8) нечего; 9) нечем; 10) некуда.


^ 11. Обозначьте разряды местоимений.

словарный самодиктант

(Н..) на кого (н..) п..хожий, о ком (то) ра..прашива..т, с кем (нибудь) пос..вет..ват..ся, (н..) за что бл..г..дарить, (н..) у кого (н..) ок..залось, на темно(к..ричн..в..м) п..р..плете, (н..)сложные контуры рисунка, кост..ной нож, шес..десят семь комнатных р..стений, ко(й, е) (кого) по..орить, из шерст..ной пряжи.


Уровень В


12. Найдите в тексте предложения, из которых становится ясно, что оно – живое существо. Подчеркните слова использованной в этих предложениях части речи, которые проясняют, на что (кого) указывает местоимение. Запишите найденные предложения, предварительно вставив пропущенные буквы и проработав все орфограммы глагола, встретившиеся в них.

…И все-таки я дождался: оно по..вилось.

Дождался, хотя неле..ко было прос..деть в засаде несколько ночей, чу..ствуя, как сл..пают(?)ся веки, в рукава рубашки зап..лза..т х..л..док и т..чет за шиворот с мокрых веток. Даже к..стер нельзя ра..жеч(?) – иначе спугнеш(?). Спугнеш(?) – оно настор..ж..т(?)ся, притихн..т, заб(?)ет(?)ся под к..рягу и уж тогда ни за что не появит(?)ся. Вот я и прос..дел, не ра..жигая к..стра и не ре..шаясь даже чиркнуть спичкой, зашуршать бумагой, кашл..нуть, распр..мит(?)ся и пот..реть онемевшую спину. В последнюю ночь чуть было не заснул, и лишь легкий всплеск разбудил меня.

Я с трудом открыл глаза и вдруг увид..л, как оно вынырнул.., опасливо огл..дел..сь, прислушал..сь, пов..л.. носом, как бы опозн..вая знакомые зап..хи, и тихонько поплыл.. к бер..гу. На бер..гу с зя..кой судорогой отр..хнул..сь от воды, сладострас..но поклацав зубами, блаже(н, нн)о выгнув спину и высоко задрав узкую дли(н, нн)ую морду, и я смог х..р..шенько разгл..деть его при свете луны. Да, это было настоящее зло – с хищным оскалом клыков, ко..тисными лап..ми и тусклыми вольч(?)ими глазами. Настоящее, хотя и мелковатое – первым в драку не бросит(?)ся. (Рассказ Л. Бежина.)

• Найди и выпиши из текста местоимения (кроме оно) с теми частями речи, с которыми они соотносятся по значению и грамматическим признакам.


^ 13. Найдите в тексте и выпишите примеры разных местоимений (мест.-существит., мест.-прилагат., мест.-нареч.).

Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку и в ту и в другую сторону лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. (М. Пришвин.)


^ 14. Найдите в тексте и выпишите примеры разных местоимений (мест.-существит., мест.-прилагат., мест.-нареч.).

Разговаривать надо уметь – это один из признаков воспитанности. Достаточно тебе произнести несколько слов, чтобы окружающие составили суждение о твоей культуре, характере, уме. Если ты отвечаешь на вопросы четко и кратко, без лишних разглагольствований, не бормоча и не заикаясь, внятно и приветливо, не дичась и не умничая, если ты говоришь просто и правильно, не употребляя грубых слов, если при разговоре не держишь руки в карманах, не озираешься по сторонам, не поглядываешь на часы, а смотришь на собеседника, о тебе скажут: «Какой вежливый, воспитанный человек!»

Конечно, ты учтив и обходителен. Ты знаешь, что без разрешения нельзя вмешиваться в чужой разговор. Ты не перебиваешь, когда кто-то, в особенности если это взрослый человек, говорит. Если же тебе крайне необходимо высказаться, ты обратишься к говорящему со словами: «Простите, я вас перебью». Если в разговоре перебьют тебя, ты не пытаешься заглушить перебившего, а умолкаешь и выслушиваешь его возражения. Ты понимаешь, что, если вы оба будете говорить одновременно, ни он тебя не услышит, ни ты его. Ты умеешь вежливо и внимательно слушать собеседника даже тогда, когда он высказывает мнение, с которым ты не согласен. Ты дослушиваешь его до конца и потом уже возражаешь. И вообще для тебя не секрет, что хороший собеседник – это человек, который не только хорошо говорит, но и хорошо слушает (между прочим, хорошо слушать, может быть, труднее, чем говорить). (Из книги «Магистр вежливых наук…»)


^ 15. Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. Обозначьте, какими членами предложения они являются.

Я услыхал сегодня первый гром –

Он в полдень пр..гремел из тучки малой;

А через час цветок гвоздики алой

Уж распустился в цветнике моем

И весело кивал мне головою,

Обрызганный весь влагой дождевою. А. Голенищев-Кутузов


^ 16. Выпишите словосочетания с местоимениями и сочетание сказуемого с местоимением-подлежащим. Поставьте к местоимениям вопросы.

Прощай, скворец, мой славный друг,

Вернись ко мне назад!

Когда услышу подо льдом

Стеклянный звон ручья,

Я подновлю твой прежний дом

И стану ждать тебя. Р. Галинская

• Найди предложение с обращением. Охарактеризуй его по цели высказывания.


^ 17. Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределенные местоимения.

1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принес вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из женщин вошла сюда.


^ 18. Запишите отрицательные ответы на вопросы, используя в ответах отрицательные местоимения. Обозначьте падеж местоимений.

Образец: чем нам забивать гвозди? – Нам нечем забить гвозди.

Есть ли у вас какие-нибудь новости? К кому нам обратит..ся за помощью? О чем тут спорить? Для чего тебе брать ружье? С кем мне посоветова..ся? О чем вам беспокоит..ся?

• На какое правило пропущены буквы?


^ 19. Замените сложные предложения простыми, используя отрицательные местоимения некого, нечего, не с кем и др.

Образец: не было человека, которому я мог бы довериться. – Мне некому было довериться.

У меня нет ничего такого, во что можно было бы пол..жить яблоки. Тут нет ничего такого, чему можно было бы уд..вляться. Нет человека, с которым я мог бы поиграть в шахматы. Здесь нет ничего такого, над чем следовало бы л..мать голову.

• Подчеркните эти местоимения как члены предложения.

• Укажите фразеологизмы. Объясните его значение.


^ 20. Запишите отрицательные местоимения, составив их из данных слов. Обозначьте орфограмму.

Не, кого, у; ни, кого, у; ни, кто; не, чем, с; не, чем; ни, чем, с; ни, чем; ни, кому, к; ни, кому; не, чему, к; не, чему; ни, чем, о; не, чем, о; ни, чем, перед; не, чего, с; не, чего; ни, чего, с; ни, чего; ни, что; не, что; не, кто; ни, кто.


^ 21. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните то отрицание, которое усиливается отрицательным местоимением. Найдите предложение в обращением.

В записк.. крупно син..м карандаш..м было написано: «Девочка, н..кого дома (не) бойся. Все в порядке. И н..кто от меня н..чего (не) узнает». Непод..леку от Тимура сидела Женя и наст..роже..о пр..слушивал..сь (ко) всему, что происходит на совещании.. этого н..кому не изве..ного штаба. Ступай. Ты смешон. Ты н..кому (не) страшен и (не) нужен. (По А. Гайдару.)


22. Озаглавьте отрывок. Выпиши словосочетания «притяжательное местоимение + существительное (главное слово)». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений. Подчеркните их как члены предложения.

^ Найдите предложение, в котором стоит тире. Объясните его постановку. Составьте схему предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Кем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда радом с вами будут любимые книги!

Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и ваших сверстников открывается в миллионах книг. Авторы детских книг – самые большие друзья.

Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав их книги, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.


23. Вставьте притяжательные местоимения в соответствии с замечаниями, данными в скобках (эти замечания списывать не нужно). Подчеркните местоимения как члены предложения.

Каждый должен пр..быть на конференцию со _____________ книгами (книги принадлежат каждому). Мой брат пр..нял _________ предл..жение выступить с пр..ветствием (предложение было сделано вами). Мои товарищи высказали __________ мнение о прочитанном произведении (мнение принадлежит товарищам). Вы, как видно, пр..небрегли ____________ рецензией (рецензию писали мы). Ты должен позаботиться о ___________ библиотеке (библиотека твоя).


^ 24. Найдите и запишите притяжательные местоимения в фразеологизмах.

Для справки: и нашим и вашим, взять свое, выносить на своих плечах, на свой страх и риск, на свою голову, пойти своей дорогой и др.

– Определите разряд местоимений и их морфологические признаки.

1) За тридевять земель, в горах Урала, твой мальчик спит. (К. Симонов.) 2) Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал. (А. С. Пушкин.) 3) Его убийца хладнокровно навел удар… спасенья нет. (М. Ю. Лермонтов.) 4) Случилось соловью на шум их прилететь. (И. А. Крылов.) 5) Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня. (К. Симонов.)


^ 25. Раскрыв скобки, зачеркните то местоимение, которое позволит не допустить ошибки в употреблении местоимений в устной и письменной речи.

1) Еще с вечера Васька условился с Петькой, что (он, тот) разбудит его. (А. Гайдар.) 2) В другой раз Петя выкинет с Гавриком такую шутку, что (он, тот) не обрадуется. (В. Катаев.) 3) Свет ударил спящему Альке в лицо, и (он, тот) заворочался. (А. Гайдар.)


^ 26. Вставьте синонимичные определительные местоимения, доказав умение пользоваться этими синонимами.

Ребята! … из вас после окончания школы может выбрать … профессию. Нужно только помнить, что … работа требует упорства, и учиться уже в школе преодолевать … трудности.

Для справки: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой


^ 27. Выпишите известные вам местоимения, в скобках укажите их начальную форму и, где возможно, слова (части речи), с которыми они соотносятся.

Мы-то привыкли выслушивать погодный прогноз как нечто очень простое и само собою разумеющееся: ты поднялся утром, сел выпить стакан чаю, а рядом стоит твой радиоприемник, и ты, пока допивал тот чай, за какую-нибудь минуту-две все о погоде и узнал. А кто добывает сведения о состоянии погоды? Никто об этом не задумывается. Нам уже и в голову не приходит спросить себя, каким образом, трудом скольких сотен и тысяч людей добыта эта коротенькая сводка. (По Шуртакову.)


^ 28. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к ним синонимы.

Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по себе; быть себе на уме.


^ 29. Вставьте на месте пропусков местоимения всякий, каждый, любой.

1) … должен пройти медосмотр. 2) … может записаться в библиотеку. 3) Зайди в … книжный магазин и купи эту книгу. 4) В читальном зале можешь выбрать … книгу. 5) … весну эти птицы прилетают в родные края. 6) В нашей реке водится … рыба. 7) Консультации проводятся в … удобное для вас время.


Уровень С


30. Найдите в отрывке из письма А. П. Чехова (Я. П. Полонскому) и посчитайте: а) сколько местоимений других разрядов, кроме личных и притяжательных, встретилось в отрывке; б) сколько среди всех местоимений, использованных в тексте, местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных, местоимений-наречий.

Несколько дней, многоуважаемый Яков Петрович, я придумывал, как бы получше ответить на Ваше письмо, но ничего путного и достойного не придумал и пришел к заключению, что на такие хорошие и дорогие письма, как Ваше, я еще не умею отвечать…

…Мне стыдно, что не я первый написал Вам. Признаться, я давно уже хотел написать, да стеснялся и трусил.

…На Ваше желание посвятить мне стихотворение я могу ответить только поклоном и просьбой – позволить мне посвятить Вам в будущем ту мою повесть, которую я напишу с особенною любовью. Ваша ласка меня тронула, и я никогда не забуду ее…


^ 31. Изложите содержание высказывания английского историка Маколея, жившего в прошлом веке, от 3-го лица.

…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживет до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королем – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами… укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, – я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки.


^ 32. Найди среди местоимений-омонимов восклицательные местоимения в отличие от вопросительных и относительных. Запишите, распределяя в местоимения по столбикам.

1) Кто обезьян видал, те знают, как жадно все они перенимают. 2) Друзья! К чему весь этот шум? 3) Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? 4) Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! 5) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна… 6) Стрекоза уж не поет: и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный!


^ 33. Составьте текст по данным словам. Подчеркните местоимения и словосочетания с местоимениями, которые служат для связи отдельных частей текста.

Я вышел (вышла) на балкон (на улицу, в двор, в поле и т. д.) и вот что я увидел (увидела). (Передо мной) … . Справа (от) меня … . Слева (от) меня … . (Надо) мной … . (Подо) мной … .


^ 34. Составьте таблицу «Местоимения 3-го лица с предлогами», употребив данные предлоги.

Предлог

Падеж

Примеры

для

Р.

для него, для нее, для них


Без, до, возле, из-за, у, от, к, под, перед, над, между, при, о.


^ 35. Переделайте предложения так, чтобы выделенные местоимения употреблялись как относительные.

Образец: что случилось? – Н знаете ли вы, что случилось?

Кто поет в лесу? Какие птицы выучиваются говорить? Чье пение особенно славится? Сколько птичьих домиков вы смастерили?

Материал для составления предложений: нам (мне) известно, догадайтесь, скажите, мы знаем, расскажите.

• Подчеркните эти местоимения как члены предложения.


^ 36. Переделайте предложения так, чтобы выделенные местоимения употреблялись как относительные.

Образец: Что случилось? – Не знаете ли вы, что случилось?

Кто поет в лесу? Какие птицы выучиваются говорить? Чье пение особенно славится? Сколько птичьих домиков вы смастерили?

Материал для составления предложений: нам (мне) известно, догадайтесь, скажите, мы знаем, расскажите.

• Подчеркните эти местоимения как члены предложения.


^ 37. Выделите указательные местоимение, объясните их синтаксическую роль для образования сложных (сложноподчиненных) предложений; расставьте знаки препинания.

1) Да жалок тот в ком совесть нечиста. (А. С. Пушкин.)

2) То сердце не научится любить которое устало ненавидеть. (Н. А. Некрасов.)

3) За каждый глоток воды люди должны были платить господину Ковалевскому столько, сколько он пожелает. (В. Катаев.)


^ 38. Выпишите все местоимения, распределяя их по четырем группам в зависимости от соотнесенности с другими частями речи.

Сколько слов включает словарь человека? Ответ не прост. Объем словаря человека зависит от того, о каком человеке идет речь. Но не только от этого. Само понятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Какие слова входят в этот словарь? Те, которые он употребляет сам, или те, которые он понимает? Между двумя этими крупами слов есть важные различия.

Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые он не употребляет, но узнает в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь. (По Земской.)