velikol.ru
1

Урок географии в 7 классе.

"Антарктида. Географическое положение материка.

История открытия и исследования"

Цель: определить географическое положение материка и ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды; создать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Задачи:

Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении Антарктиды; охарактеризовать своеобразие географического положения материка; рассказать об истории открытия и исследования Антарктиды

Развивающие:

продолжить формирование у обучающихся умения определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами;

продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации, сравнивать и делать выводы;

развивать интерес к предмету.

^ Воспитательные: формирование гражданской позиции обучающихся на примере героизма исследователей и первооткрывателей Антарктиды.


Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, опорные листы, мультимедийная презентация, видео «Открытие Южного полюса», мультфильм «Рассказы старого моряка. Антарктида», видеоролик «Антарктида».


Тип урока: урок изучения нового материала


^ ХОД УРОКА

Организационный момент

I. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя:


Сегодня мы отправляемся на экскурсию на еще один удивительный материк, который был открыт самым последним.

^ На фоне музыкального видеоролика «Антарктида»

«Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым. И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега»

– О каком материке идёт речь?

^ Учащиеся определяют название материка – Антарктида, записывают тему урока в опорных листах.

Называю цель нашего урока и план урока.

План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

А) путешествие Джеймса Кука;

Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;

В) открытие южного полюса Руаль Амудсеном и Робертом Скоттем.


- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

– Ребята, а что вам уже известно об этом материке?

^ Ответы учащихся. Записывают в опорные листы «Что я знаю об Антарктиде? …».


II. Изучение нового материала

Наша экскурсия в холодную, сияющую льдом и снегом, Антарктиду начинается!

- Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида?, и в чем разница между такими понятиями как Антарктида и Антарктика . (Работа с учебником)

Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида


1. Географическое положение материка Антарктида

– Какие материки Земли называют Южными?

^ Ответ: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

– Почему эти материки относятся к южным материкам?

Ответ: все четыре материка имеют общую геологическую историю развития – в геологическом прошлом были частью единого материка Гондваны

- Нам надо знать, куда же мы отправляемся, где же находится этот загадочный материк?

- Вам уже известен план характеристики ГП материка.

Сейчас охарактеризуйте ГП положение Антарктиды по типовому плану.

Ответ составить устно по картам атласа. Работаете в парах.

^ Работа учащихся по атласам

Ответ 1 учащегося у доски. Остальные дополняют.

Вопрос: Куда бы ты ни отправился здесь, в каком направлении, обязательно попадешь на север. А почему? Ответ в географическом положении: в центральной части материка находится южный полюс, а внешней границей Антарктиды служит южный полярный круг.

Берега континента почти на всем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, часть ледников спускается в воду и лежит на шельфе. Берега изрезаны слабо, материк омывают несколько морей. Они носят имена мореплавателей-исследователей Антарктики: Уэддела, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена.

Крайняя точка материка расположена на Антарктическом полуострове - мыс Сифре 63° ю.ш.

Айсберги дают призрачность береговой линии материка, и она меняется периодически.


Это удивительный материк среди всех других. Здесь сходятся все меридианы. Здесь находятся пять полюсов:

1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д’Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. ( редине ХХ столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция — Полюс Недоступности;

5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более). Полюс ветра, скорость которого нередко достигает 30-50 м/с, при отдельных порывах достигает 90 м/сек. На мысе Денисов до 340 дней году бывают с сильными ветрами. С такой же скоростью несутся и огромные массы снега. Воздух кажется тогда плотным, как вода. Идти невозможно, люди пробираются ползком по натянутым тросам, привязанные к друг другу веревками. Лицо в один момент покрывается ледяной коркой, а на бровях и бороде вырастают сосульки. Не видно даже прожекторов, установленных над входами домов. Ураганные ветры сносят все, что не успели или забыли закрепить стальными тросами. Леонид Дубровин – советский полярник рассказывает: На станции «Оазис» в оазисе Бйнгера во время одного из ураганов ветер не мог порвать стальные тросы, которыми шасси самолета АН-2 было закреплено на льду озера Фигурного, но силы урагана хватило на то, чтобы оторвать самолет от шасси. Когда ураган немного стих и улеглась метель, люди увидели на льду только обломки шасси с лыжами. Исковерканный же самолёт они обнаружили на каменистом берегу озера почти в километре от станции».


Работа с учебником

Задание: на стр. 7 учебника определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков? Сравните площади материков, сделайте вывод и запишите в тетрадь:

S = 14 млн. км2, занимает 5 место

Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон – 5140 м

Самый большой по площади остров – Земля Александра I (43 200 кв. км.)


Вывод: Особенности ГП материка

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;

Б) находится в антарктическом климатическом поясе;

В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;

Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м

Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.


2. Открытие и исследование Антарктиды:


Антарктида была открыта последней. Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.

- Давайте зайдем в этот музей и узнаем тайны открытия и изучения этого материка.


^ Выступление ученика

О южной земле можно прочесть в трудах античных учёных, а на большинстве географических карт ХVI-ХVII в. можно даже наблюдать гипотетический южный материк, положение и конфигурация которого определялись чисто умозрительно. Основанием служило, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном Земли должно быть примерно одинаковым. Иначе, как рассуждали ученые того времени, нарушится равновесие и Земля будет постоянно ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. Континент на юге как раз и должен был уравновесить избыток водной площади в низших широтах южного полушария.

В1642г. А.Тасман опроверг представление о том, что Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным материком.

На поиски Южной неведомой земли отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды.

Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве.

В 1772 французский мореплаватель Ив-Жозе Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.

Учитель: Во второй половине 18 века на поиски южного материка отправилась английская экспедиция во главе с Дж. Куком.

^ Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка.

Атарктида»


Учитель: Но интерес к этому району планеты не пропал. 4 июля 1819 г парусные шлюпы «Восток» и «Мирный», возглавляемые начальником экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, подняли паруса, и покинули крондштатский рейд, ушли в плавание к «Земле южной», неизвестной.


^ Выступление ученика – о плавании Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка. Антарктида»

Учитель: После открытия материка, экспедиции многих стран подходили к берегам Антарктиды, но высаживаться на берег не решались.

^ Выступление ученика:

В 1838—1842 годах американец Чарльз Уилкс исследовал часть Антарктиды, названную в честь него Землей Уилкса. В 1839 — 1840 годах француз Жюль Дюмон-Дюрвиль открыл Землю Адели, а в 1841—1842 англичанин Джеймс Росс открыл море Росса и Землю Виктории. Первую высадку на берег Антарктиды совершила норвежская экспедиция Карстена Борхгревинка в 1895 году.

В1899 году на мысе Адер высадились 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Это были первые люди, которые решили остаться на целый год в ледяных неведомых краях. 1 января 1900 года Борхгревинк запечатал в бочонок краткий отчет об успешной зимовке. Бочонок запечатали в грот большого айсберга. С тех пор по примеру норвежцев другие государства стали сооружать свои станции в Антарктиде.


Учитель: Теперь путешественников влекла другая цель – покорение Южного полюса.


Выступление ученика

В эту борьбу включились англичанин Роберт Скотт, англичанин Э. Шелктон и норвежец Р.Амудсен.

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»

Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, который уже несколько лет упорно и плодотворно работал, соревнуясь с Шелктоном. Роберт Скотт в 1901-1904 годах входе экспедиции открыл полуостров Эдуарда 7, часть трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он исследовал землю Виктории, первым поднялся в небо Антарктики на аэростате.

В 1907-1909гг Шелктон возглавил экспедицию на санях в сторону южного полюса. По дороге он открыл ледник Бирдмора. Но вернулся назад, не дойдя до полюса 178 км. Вернулся, поскольку недостаточно подготовился к экспедиции – не хватило провианта и погибли пони, которые тянули сани.


Учитель: Скажите, какими качествами характера должен обладать полярник?

^ Ответы детей.

Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма.

Выступление ученика о характере Амудсена.

Руаль Амудсен с детства не только мечтал, но и готовил себя к жизни полярного исследователя. Руаль с детства знал, чего он хочет, и целенаправленно готовил себя к будущим экспедициям. Надо было закалить себя, и он на ночь распахивал окно (это зимой-то в Норвегии!), а одеялом тщательно закладывал щель между полом и дверью в соседнюю комнату, где спала мать. Надо было укрепить тело, и он ежедневно пробегал по 50 км на лыжах; надо было стать моряком, чтобы исключить двоевластие в будущих экспедициях и он нанялся матросом на корабль, затем стал штурманом, потом сдал экзамен на капитана.

«Многому можно научиться, стоит только захотеть», - писал он в своем дневнике. Амудсен не уставал учиться при любой возможности. Так, во время зимовки в одной из экспедиций он попросил старика эскимоса научить его строить иглу. Только двадцатая снежная хижина, из построенных Амудсеном, удовлетворила строгого учителя.

Успех своих экспедиций Амудсен объяснял с присущей ему скромностью и точностью: «Победа ожидает того, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер, это называют невезением». Он умел самым тщательным образом подготовить свои экспедиции.


^ Анализ статьи об открытии Южного полюса Амудсеном. (В результате должны заполнить сравнительную таблицу в опорных листах)

Роберт Фалкон Скотт

Линия сравнения

Руал Амудсен




Команда







Снаряжение, подготовка к экспедиции







Опыт







Способ передвижения







Сроки экспедиции







Погодные условия







Удача





^ Выступление ученика о Р.Скотте.

Ответ учащихся о причине гибели Скотта

Просмотр видеофильма «Открытие Южного полюса»

Работа с таблицей.

Вывод: слова Р. Амундсена: “Победа достаётся тому, кто заранее обо всём позаботился”.


Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.

– Ребята, что же, по вашему мнению, он хотел сказать этими словами? (Учащиеся высказывают своё мнение)


^ Южный полюс был открыт. Как вы думаете кем?

Ответы учащихся ( Р.Скоттом, и Р.Амундсеном)


Недаром газеты писали: “…смерть капитана Скотта и его товарищей – это смерть за веру в человека, чудо человеческой воли. Из такой смерти произрастает тысячи жизней, это не гибель, а бессмертие”. Экспедиция Скотта вдохновила сердца и умы людей примером мужества и решимости.


Итог урока

«Мой образ материка Антарктиды – какой он?» «Что нового вы узнали об Антарктиде?» – записать в опорных листах ответы и сравнить с тем, что было записано в начале урока.


Домашнее задание: п.48, работа на контурной карте.

Загадка: про кого поет в своей песни В.Высоцкий

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем

Моетесь, нежитесь, греетесь,-

В холоде сам себе скальпелем

Он вырезает аппендикс»...