velikol.ru
1



Урок литературы в 11 классе


Тема: «Если душа родилась крылатой…»

(Поэтический мир Марины Цветаевой )


Я жажду сразу всех дорог…

М.Цветаева «Молитва»


Ход урока


«Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: «Душа – есть все – всюду – вечно». Этими словами Марины Цветаевой, записанных ею в дневнике, мне бы хотелось начать сегодняшний урок, на котором мы окунемся с вами в художественный мир поэтессы, выбрав из разливанного моря ее поэзии те произведения, где наиболее ярко выразился характер самой Марины Ивановны, ее идеалы и те поэтические приемы, с помощью которых она выражала свои чувства.

Тема урока: «Если душа родилась крылатой…»

(Поэтический мир Марины Цветаевой)


Я жажду сразу всех дорог… (эпиграф)

М.Цветаева «Молитва»

Цель урока: познакомиться с особенностями поэтического мира М.Цветаевой.

Задачи:

1. На основе анализа произведений Цветаевой создать образы лирического героя и лирической героини ее поэзии;

2. Познакомиться с новым литературным термином и с наиболее традиционными приемами в поэзии М.Цветаевой;

3. На основе знаний, полученных на предыдущих уроках, самостоятельно определить художественные приемы, встречающиеся в поэзии Цветаевой (тест).


Наш урок будет носить практический характер. На доске таблица.

Лирический герой

Лирическая героиня

1.

2.



1.

2.



Таблица будет заполняться по ходу работы над произведениями.


В поэзии серебряного века Марина Цветаева стоит особняком. И не только потому, что она не принадлежала ни к каким течениям , литературным направлениям того времени, она была на протяжении всего своего творчества поэтом романтизма. Романтичность лирического героя ее поэзии очевидна.


Мы начнем со стихотворения «Генералам 12 года». (Стихотворение читается учеником. Затем ученик анализирует стихотворение, это индивидуальное домашнее задание). Чтение стихотворения сопровождается показом презентации (кадры 5, 6, 7, )

Ученик в ходе анализа обращает внимание на то, что стихотворение посвящено Сергею Эфрону. Вероятно, Марина Цветаева находила в нем черты, которые роднили ее мужа с героями 1812 года. Юные генералы той войны –идеальные благородные герои, настоящие рыцари: «Цари – на каждом бранном поле и на балу». К чувству восхищения примешивается горечь, ведь они обречены на гибель: «Вы побеждали и любили любовь и сабли острие – и весело переходили в небытие». Свое высокое чувство обожания этих юных и до безрассудства смелых офицеров Цветаева передает через антитезу («Вчера малютки-мальчики, сегодня – офицера!»), через восклицания, эпитеты (очаровательные франты), сравнения («И чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след…»). Чувство горечи, грусти ощущается в смене ритма. Все последние строчки в каждой строфе обрубаются автором: четырехстопный ямб сменяется двустопным. И самые трагичные ноты звучат именно в этих последних строчках («И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег»)


По ходу анализа на экране высвечивается план анализа:1. тема идеального и благородного героя, обреченного на гибель; 2. Стихотворение пропитано восхищением, к которому примешивается чувство грусти, горечи; 3. Чувства передаются через восклицательные предложения, через антитезу, через смену ритмов (кадр 8).

- Какие еще стихи Марины Цветаевой вы можете назвать, где лирический герой также идеален?

Не только в этом стихотворении лирический герой Цветаевой идеален и благороден.

«Нежным призраком, рыцарем без укоризны» предстает герой Цветаевой в цикле, посвященном Блоку (кадр 9)

В других стихотворениях, посвященных С.Эфрону.

Большинство стихотворений, в которых создается образ лирического героя, посвящены Сергею Эфрону. Это ранняя лирика Цветаевой, это цикл «Лебединый стан», посвященный офицерам Добровольческой армии.

- Как она определила, что такое добровольчество? (Добрая воля к смерти).

Белая гвардия, путь твой высок!

Черному дулу – грудь и висок.

А вот одно из стихотворений, посвященных С.Эфрону, написанному после свадьбы.

«Я с вызовом ношу его кольцо…» (Стихотворение читает ученик. Кадр 10)

Как прозорливо увидела юная Марина во внешности своего избранника красоту и благородство и обреченность на гибель. В ее стихах лирический герой редко появляется как действующее лицо, он предстает перед нами только через восприятие лирической героини.


М.Цветаевой свойственно было утонченное восприятие внешнего мира, а этой особенностью обладают поэты с интенсивной и сложной внутренней жизнью. «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»,- писала она в 1916 году в одном из своих писем.


Беседа.


- Давайте вспомним, каким человеком была Марина Цветаева по характеру? (Диковата, дерзка, в то же время застенчива, горда и робка. Бесстрашие, безоглядная правдивость и искренность всю жизнь были ее радостью и горем, ее крыльями и путами, ее волей и пленом, ее небесами и преисподней. Поэзия – всегда отражение внутреннего мира ее автора.

- А какой же была лирическая героиня М.Цветаевой? Для понимания образа лирической героини мы остановимся на следующих стихотворениях:

«Молитва»

«Тоска по родине!»

«Вчера еще до птиц сидел»

«Уж сколько их упало в эту бездну»

«Ах, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» (кадр 11)


Стихотворение «Молитва» читает ученик. Отмечается главная черта лирической героини Цветаевой: от жизни она жаждет абсолюта (« Я жажду сразу всех дорог…»).


-А вспомните стихотворение «Тоска по Родине…» (Данное стихотворение прозвучало на предыдущем уроке)

-Какова героиня? (Она единолична, т.е. одинока, одиночество, уединенность характерны для нее).


Стихотворение «Вчера еще…» (читает ученик).

Анализ стихотворения.

-Что вы можете сказать о чувствах героини в этом стихотворении? (^ Высокий накал страстей, поистине шекспировский, когда героиня сравнивает свое состояние с состоянием детоубийцы. Страшнее этого состояния ничего нет)


^ В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины, Только «да» или «нет». (Стих. «Уж сколько их упало в эту бездну»).


«Мои стихи –дневник», писала Цветаева, именно поэтому ее стихи – всегда монолог, но монолог, обращенный к какому-то читателю, иногда конкретному. Цветаеву не пугают расстояния ни временные, ни пространственные, ни запредельные. Это особенности поэтики М.Цветаевой.

Прежде чем мы обратимся к поэтическим особенностям произведений Цветаевой, давайте познакомимся со стихотворением «Ах, грибок, ты мой грибочек…». (Читает учитель) Цветаева всегда была далека от политики, очень хотела, чтобы все революционные события прошли мимо нее, но этого не произошло, поэтому она как-то сказала: «Из истории не выскочишь». В года гражданской войны она пишет одно из лучших своих стихотворений.

-Какая картина предстает перед вами? (Поле битвы, на котором раненые и убитые лежат белые и красные.

-А кто наблюдает эту картину? (не просто героиня, а мать, Родина-мать, для которой нет разницы между красными и белыми. Все сыны одной земли.


- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Боль, горечь)


- А как это передается автором? Через какие поэтические средства? (антитеза белый-красный, справа – слева; сильнейшая метафора: «Белый был – красным стал – кровь обагрила; красный был – белым стал – смерть побелила».

Боль и скорбь автор передает и перебивкой ритма: шестистопный хорей сменяется в куплете двустопным амфибрахием. Героиня шатается от горя, это передается через смену ритма (кадр 15)

^ Знакомство с новым термином.

Цветаевой в поэзии очень трудно совладать со стихией чувств, поэтому она совершенно не дорожит плавностью в стихе, напротив, безжалостно рвет строку цезурой, т.е. паузой, усекает стопы резко- с помощью тире- отбрасывала слово вверх или, напротив, опускала его в следующую строку.

Ее стихи не музыкальны, но построены по законам музыкального произведения, в данном случае, симфонии. Она использует прием, который называется синкопа . Это смена акцента в звучании стиха. Синкопа –(от греч. обрубание, сокращение)

1.(муз.) смещение ритмической опоры с сильной доли на слабую.

2. (в стихе) переакцентуация. (Кадры 16,17) Как это звучит в музыке, вы почувствуете, когда послушаете романс на стихи М.Цветаевой.


^ Романс на стихи М.Цветаевой. Исполняет ученица.

Вы, наверное, обратили внимание на то, как выглядят внешне стихи Марины Цветаевой? Много тире, восклицательных знаков. Высокий эмоциональный накал чувств лирической героини передается таким способом. Обратим внимание еще на два приема, которые для поэзии Цветаевой будут привычными (кадры 18, 19) Это синтаксический параллелизм и анафора.

Проверка заполненной таблицы. Сверяется с таблицей в презентации (кадр 20)

Лирический герой

Лирическая героиня

1. Идеальный и благородный герой, обреченный на гибель.


2. Стремление к самопожертвованию



  1. От жизни она жаждет абсолюта (« Я жажду сразу всех дорог…»)

  2. Одиночество, уединенность.

  3. Высокий накал страстей.

  4. В своих чувствах героиня Цветаевой доходит до крайностей, для нее не существует середины.


Проверка и оценивание навыков, полученных на уроке и в предыдущие уроки, проводится по группам. Первая группа выполняет тест на компьютерах. Вторая – в бумажном варианте. Вопросы одни и те же. На компьютере ответ цифровой, в бумажном варианте необходимо записать ответ словом.

Вариант теста:

^ Художественные приемы

Термин, называющий прием

1. «День и ночь в барабан колочу…»




2. «Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!»




3. «У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят».




4. «Камень, кинутый в пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут».




  1. «Прельстись!

Пригубь!

Не в высь,

А в глубь –

Веду…

Губами приголубь!»




6.«Так у сосенки у красной

Каплет жаркая сосна».




7. «Красною кистью рябина зажглась».




8 «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…»




9. «Моим стихам, как драгоценным винам,

настанет свой черед».




10. «Просто страх, что роза щек отцветет».





Заполняется тест таким образом.


Художественные приемы

Термин, называющий прием

1. «День и ночь в барабан колочу…»

Антитеза

2. «Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!»

Эпифора

3. «У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят».

Анафора

4. «Камень, кинутый в пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут».

Олицетворение

  1. «Прельстись!

Пригубь!

Не в высь,

А в глубь –

Веду…

Губами приголубь!»

Глаголы в повелительном наклонении

6.«Так у сосенки у красной

Каплет жаркая сосна».

Эпитет

7. «Красною кистью рябина зажглась».

Метафора.

8 «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…»

Обращение.

9. «Моим стихам, как драгоценным винам,

настанет свой черед».

Сравнение

10. «Просто страх, что роза щек отцветет».

Олицетворение наоборот


Вот как выглядит электронный вариант теста:



Художественные приемы в поэзии М.Цветаевой

Выбрать правильный ответ

1. «День и ночь в барабан колочу…»

1. Метафора

2. Антоним

3.Антитеза

2. «Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!»

1. Анафора

2. Литота

3.Эпифора

3. «У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звенят».

1. Синтаксический параллелизм

2. Анафора

3. Литота

4. «Камень, кинутый в пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут».

  1. Сравнение

  2. Метафора

  3. Олицетворение

  1. «Прельстись!

Пригубь!

Не в высь,

А в глубь –

Веду…

Губами приголубь!»

1. Глаголы в повелительном наклонении

2. Назывные предложения

3. Градация

6.«Так у сосенки у красной

Каплет жаркая сосна».

1. Эпитет

2. Сравнение

3. Гипербола

7. «Красною кистью рябина зажглась».

1. Метафора

2. Сравнение

3. Олицетворение

8 «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…»

1.Обращение

2. Сравнение

3. Повтор

9. «Моим стихам, как драгоценным винам,

настанет свой черед».

1. Сравнение

2. Метафора

3. Эпитет

10. «Просто страх, что роза щек отцветет».

1. Олицетворение наоборот

2. Сравнение

3. Олицетворение


Рефлексия

Учащиеся письменно подводят итоги урока по следующему плану:

Меня особенно заинтересовало…

Для меня было особенно значимо…

Я получил знания, которые мне помогут…

Мне было не совсем понятно…

Я хотел бы еще узнать…


Подводя итог изучению творчества Цветаевой, мы можем сказать, что мы познакомились еще с одной яркой звездой, взошедшей на небосклон серебряного века в начале ХХ столетия.


М.Цветаева прожила яркую и трагическую жизнь, но она умела быть благодарной в этой жизни и людям, и тому, кто даровал нам жизнь. Давайте закончим наш урок коротким стихотворением «Благодарю, о Господь..» (кадр 21)


Домашнее задание: познакомьтесь еще с одной особенностью поэзии М. Цветаевой, со цветовой гаммой ее поэзии. Работа носит исследовательский характер. Первая группа находит колоративные прилагательные в стихотворении «Бузина» и определяет их роль в произведении. Вторая группа ищет слова, указывающие на цвет в цикле стихотворений, посвященных А.Блоку, и отвечает на вопрос: «Почему в этом цикле поэтесса так скупа на цветовые гаммы?».