velikol.ru
1

Преступление и наказание

Предмет: интегрированный урок литературы с психологией.

Тема: «Преступление и наказание (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Продолжительность: 1 урок – 45 мин.

Класс: 10 класс

Технологии: презентации Power Point, создание проектов в Power Point учащимися, просмотр видеофрагментов экранизаций произведений, обработка результатов анкеты в MS Excel, поиск информации в Интернет для подготовки к уроку.

Аннотация: тема урока «Преступление и наказание (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).

Цель: сформировать у учащихся понятие нравственности и совести как основного компонента поведенческой саморегуляции.

Урок проводился как итог разбора на уроках литературы произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Для более полного раскрытия темы «Преступление по совести» было предложено учащимся по внеклассному чтению ознакомиться с произведением О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Рассматривая эти два произведения с точки зрения литературы и психологии, у учащихся формируется представление о формировании совести, о ее составляющих – чувстве стыда и вины, раскрывается понятие самонаказания. Благодаря интеграции, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов. Особенность использования ИКТ на уроке состояла в следующем: для наглядности представленного материала педагоги использовали презентацию к уроку; для обобщения темы учащиеся разрабатывали мини-проекты в виде презентаций Power Point, которые защищали перед остальными группами; возможности MS Excel позволили практически мгновенно ознакомить присутствующих с результатами итогового опроса. На протяжении урока учащимся представлялись фрагменты фильмов (экранизации «Преступление и наказание» 1969 г. и «Дориан Грей» 2009 г.) по ключевым моментам произведений, найденные в сети Интернет (ресурсы on-line).

^ Практическая реализация:

Ельцова Марина Николаевна, библиотекарь МОУ «КСОШ №2»: «Было очень интересно посмотреть по-новому на знакомые произведения. Как глубоко разбирались такие сложные нравственные темы, как совесть, вина, стыд, мораль общества и другие. На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Именно использование ИКТ позволили педагогам построить очень яркие образы на уроке».

Миронова Ирина, ученица 10 класса: «Ресурсы ИКТ позволяют наиболее наглядно и кратко разобрать самую суть проблемы. Яркость образов героев во многом зависит от воображения каждого, но использование видеофрагментов исключает сильного разброса фантазии. Мы видим главных героев именно такими и понимаем их мотивы практически однозначно».

Васильев Олег, ученик 10 класса: «Мне дали возможность ближе познакомиться с возможностями программ Power Point и MS Excel – это было неожиданно. Такие интегрированные уроки очень много дают, потому что необычны и неординарны. Те знания, которые мы получаем на каждом уроке литературы, стали сегодня более жизненными, потому что можно было воочию увидеть результат тех или иных действий героев. И еще, работая с группой над проектом, мы лаконично смогли выразить основные моменты разбираемых произведений».


^ Конспект урока:


Тема урока: «Преступление и наказание (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).


^ Цель: сформировать у учащихся понятие нравственности и совести как основного компонента поведенческой саморегуляции.


Технологии: презентации Power Point, создание проектов в Power Point учащимися, просмотр видеофрагментов экранизаций произведений, обработка результатов анкеты в MS Excel, поиск информации в Интернет для подготовки к уроку.


  1. Прежде чем озвучит тему нашего урока, я хочу познакомить вас с результатами опроса. На первый вопрос «Как вы думаете, чем руководствуется человек перед тем, как совершить либо не совершить какой-либо проступок

  • Страх перед наказанием по закону

  • Страх перед угрызениями совести

46% ответили перед законом.

54% страх перед совестью.


Более подробно мы будем говорить на сегодняшнем уроке по проблеме преступление и наказание, разбирая на примере отечественной и зарубежной литературы. Мы будем сравнивать два знакомых нам произведения: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.


2 слайд: Учащиеся озвучивают биографии писателей.


3 слайд. Кто является главным героем романа «Преступление и наказание».


Что мы знаем о главном герое?


Почему я выбрала это произведение для нашего урока?


Что вкладывает в основу своего романа писатель? Его интересует просто преступление как факт?


Почему же мы для анализа берем романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

(Потому что совершил ряд преступлений от сделки с дьяволом до реального убийства)


Как вы думаете, идя на преступление, боятся главные герои чего-нибудь?


Р. Р. «тварь дрожащая» (фрагмент фильма 54.50)

Д. Г. показать свое истинное лицо (1 ч. 19.06)

Р. Р. совершив одно преступление, приходит к раскаянию.

Д. Г. совершив ряд преступлений, приходит к раскаянию.


Вывод: мне хочется обратить ваше внимание на то, что в отечественной литературе есть путь к спасению (Соня – вера), а в зарубежной литературе показан процесс падения без воскрешения.


4 слайд. Вторым вопросом нашей анкеты был вопрос «Что такое совесть?».

Психолог: Прежде чем говорить о том, что такое совесть, давайте попробуем выяснить, когда она появляется у человека? (формируется к 3-5 годам)


С чем связано ее развитие? (развитие речи, умение понимать речь других)

Кто влияет на формирование совести? (родители, семья, школа, друзья, общество)

Что такое стыд? Что такое вина?

Как они влияют на наше поведение?

Перед вами определения совести из различных словарей. Что их объединяет?


Почему лорд Генри в романе заявляет Дориану Грею что: «Совесть – это проявление малодушия»? Что такое малодушие?


Было ли стыдно главным героям этих двух произведений за свои поступки? Перед кем? Как это проявлялось?


А испытывали ли они (герои) чувство вины? Как это проявлялось в романах?


7 слайд. Где происходят главные действия в романе?


Что общего (капитализм, человек – деньги, грязь, разврат).

Главные герои к чему стремятся?


Для чего героям деньги? (Раскольников – власть, Д. Г. имея деньги подчиняет их удовольствию).


8 слайд. Что вам больше всего запомнилось в произведении Ф. М. Достоевского и О. Уайльда.


9 слайд. Дать названия фрагментам по произведению «Преступление и наказание».


Мы предлагаем вам поработать в группах над творческими проектами

1 группа – преступление и наказание в романе Достоевского.

2 группа – преступление и наказание в романе О. Уайльда.

3 группа – сходство и различие двух романов.


10 слайд. Сейчас мы хотим провести опрос по первому вопросу «Чем вы руководствуетесь……» Ребята сразу подводят итоги анкетирования.


11 слайд. Стихотворение.


Ведь каждый, кто на свете жил,

Любимых убивал,

Один жестокостью, другой –

Отравою похвал,

Коварным поцелуем - трус,

А смелый - наповал…

О. Уайльд