velikol.ru
1

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыка в театре, кино, на телевидении»

Цель урока: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла.

Задачи урока:

Углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;

Продолжать эстетическое воспитание на примерах «Золотого фонда» кинематографии.

Основные понятия:

Сценарий, мюзикл, либретто.

Оборудование:

Презентация на тему урока,

видео сцены «Ледового побоища»,мюзикла «Звуки музыки» ,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Начнём сегодняшний урок строчками Шостаковича: -«Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека ,и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества» (слайд 1 ).

Уч-ль: Ребята, скажите пожалуйста, как музыка может показать то, что творится в душе человека и человечества? (слайд 2)

Уч-ки: Через вокализ.

Уч-ль: Если музыке поможет литература?

Уч-ки: Получится песня, романс, серенада...

Уч-ль: Когда мы с вами исполняли песни, романсы, слушали вокализ, баркаролу,то образы мы себе представляли. А что поможет нам увидеть образы перед глазами?

Уч-ки: Театр, кино, телевидение.

Уч-ль: Правильно. И сегодня мы проведём связующую линию между музыкой, литературой и театром, кино и телевидением.

Тема сегодняшнего урока : Музыка в театре, фильмах, мульфильмах, на телевидении. ( слайд 3)

Может кто из вас знает, на основе чего создаётся фильм?

( Ответы детей)

Уч-ль: (слайд 4). И фильм, и спектакль

создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто. (Для чего пишется либретто?) к опере или балету. В то же время создание любого спектакля в театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а так же многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.

( слайд 5)

Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции:

Иллюстрировать действие;

Играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи.

Подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев.


( слайд 6) На заре кинематографии, когда ещё не умели записывать звук, немые фильмы всегда сопровождались музыкой, которую исполняли тапёры - музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.


Большое значение в кино, особенно для выражения эмоционального начала, приобретает муз. Тембр. Иногда возникает необходимость исказить реальное звучание муз. инструментов . К деформации тембров , нарушению звукового баланса прибегали С. Прокофьев и С Эйзейнштейн при музыкальном озвучивании сцены ледового побоища в «Александре Невском». С помощью микрофона , приближенного к медной группе оркестра, достигалось зловещее звучание ревущих труб, характеризующих вражеских рыцарей. ( фрагмент фильма)

(слайд 7) Сегодня мы познакомимся с новым жанром - МЮЗИКЛ. Кто-нибудь знает, что это за жанр? Может кто из вас уже был на мюзикле?

Давайте попробуем по фотографиям понять, какие виды искусства сочетает в себе мюзикл.

(РАЗБИРАЕМ)

Это сценическое действие?(значит действие происходит в театре)

Сценарий нужен?

А музыка для сопровождения?

А танец здесь присутствует?

Костюмы, декорации есть?

Молодцы! Вот что у нас с вами получилось.

(слайд 8)Определение мюзикла.

Среди наиболее известных мюзиклов- «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Звуки музыки» Роджерса, «Юнона и Авось» А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад» » А. Рыбникова. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго. Например из мюзикла «Звуки музыки» песенка про ноты, которую мы с вами посмотрим и разучим.

Ребята, а какие муз фильмы вы знаете?

Ученики отвечают.

Уч-ль: Давайте исполним


Что нового вы узнали на уроке Является ли музыка неотъемлемой частью произведений киноискусства, телевидения?

( оценить учащихся).