velikol.ru
1

МОУ лицей «Экос»


Обобщающий урок по теме

«Состав слова».


Учитель: Огуленко В.Ю.


г. Новоалександровск


Тема: Состав слова. Обобщение.


Цель: проверить сформированность понятий:

состав слова, приставка, суффикс, окончание;

умение разбирать слова по составу;

развивать грамотное письмо, каллиграфию, внимание,

память, орфографическую зоркость;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

взаимоуважение, товарищество.


Оборудование: карточки, тест «Состав слова».


Ход урока.

I Организационный момент.


Учитель:

- встаньте ровно и красиво. Проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, словарь, тетрадь, линейка, карандаш, дневник. У нас присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте гостей.

- Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II Минутка чистописания.


Учитель:

- Откройте тетради и запишите число: (………………)

- Какие орфограммы заметили. Подчеркните. Классная работа.

- Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

«Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик?

Дети: - Буква Л (эль)

Учитель: - Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку (л)

Дети: Звук (л) – согласный, непарный, звонкий, бывает твердым и мягким.

Учитель: - Напишите в тетрадях букву Л л прописную и строчную, продолжите закономерность.

Л л Лл Л лл Л ллл

- Посмотрите на картинку, добавьте слог, чтобы получилось слово

(Картинка: лиса)

- Придумайте к слову однокоренные слова, запишите, выделите корень. Что у вас получилось?

Дети: Лиса – лисичка – лисица – лисята.

Учитель: - Как пишется в корне гласная буква во всех однокоренных словах? Подберите слово и докажите, что вы правильно написали гласную И.

- А теперь посмотрите на другую картинку и доскажите слово.

Дети: - Это слова Лара.

Учитель: - А следующее слово произнесите: (Лариса).

Дети: - Лариса.

Учитель: - Какие это слова?

Дети: - Близкие по значению. Лара – краткое имя девочки, а Лариса – полное имя девочки.

Учитель: - Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно записать эти слова?

Дети: - Имена людей пишутся с большой буквы.

Учитель: - Запишите в тетради эти имена, и придумайте однокоренные слова к именам, запишите, выделите корень.

Учитель: - Какие слова записали, какой выделили корень?

- С помощью чего вы образовали новые слова?

Дети: - С помощью суффиксов.

Учитель:

- А теперь перед вами группы слов, поменяйте их местами так, чтобы получились предложения.

- Где надо в словах изменяйте окончания.

I вариант – 1 предложение: моет рама Лариса оконная

II вариант – 2 предложение: лиса нора рыжая живёт

- Запишите, разберите по членам и частям речи.

- Сделайте взаимопроверку, если у соседа допущены ошибки, укажите на них и исправьте ошибки.

Вывод: - Какие части речи вы знаете?

- А какие части слова вы знаете? Молодцы.

III Работа по теме урока.


1) Игра «Удивительные превращения» (устная работа)


Учитель: - А сейчас мы немножко отдохнем от письма и поиграем в игру «Удивительные превращения»

- Давайте попробуем сделать удивительные превращения со словами.

- Как большой пень превратить в маленький? (слово пень – показываю)

Дети: - Добавьте суффикс ёк – получится пенёк. (показываю – пенёк).

Учитель: - Как из маленького домика сделать большой?

Дети: - Убрать суффикс ик и получится слово дом. (показываю слова (домик – дом)).

Учитель: - Как из стола построить комнату? (стол – столовая)

Дети: - Добавить суффикс ов и окончание ая и получится слово столовая.

Учитель: - Можно ли превратить малину в кустарник? (малина – малинник)

Дети: - Можно, добавить суффикс ник и получится слово малинник.

Учитель: - Какую ещё орфограмму заметили в последнем слове?

Дети:- Удвоенную нн.

Учитель: - С помощью какой части слова у нас образовывались новые слова?

Дети: - С помощью суффиксов.

Учитель: - С помощью какой части слова ещё можно образовывать новые слова?

Дети: - С помощью приставки.

Учитель: - Молодцы. С этим заданием вы справились.


2) Работа по учебнику (стр. 82 упр. 152)


Учитель: - А сейчас поработаем по учебнику. Какое это упражнение?

Дети: - Повышенной трудности. Стоит звёздочка.

Учитель: - Прочитайте цель упражнения. Что мы будем делать со словами.

Дети: - Делить слова на две группы.

Учитель: - Поработайте в парах, посовещайтесь, как вы разделите слова в две группы. Возьмите карандаш и наметьте над словами в какую группу запишите. Если сомневаетесь правильно ли выполняете, то пользуйтесь подсказками в конце учебника (стр. 135; стр. 139).

- Итак, на какие группы вы разделили слова?

Дети: - В первую группу выпишу слова основа которых состоит из корня.

- Во вторую группу выпишу слова, основа которых состоит из приставки, корня, суффикса. Разберём слова по составу.

Учитель: - Правильно. 2 человека работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Учитель: - Давайте проверим работу у доски. Есть ли замечания, ошибки, предложения. Оцените работу товарищей. Молодцы!

Учитель: - А сейчас отдохнём и послушаем стихотворение, сделаем вывод.


^ 3) Чтение стихотворения детьми «Найди ошибку».

(Заварзина Екатерина и Базылев Игорь)

Найди ошибку.

Пришел из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают … молоком?!

(Написано у Кости

О чуде о таком.)

А кто – то тяпкой вытер сто!

(Ах неужели тяпкоя?)

А кто – то красит каской пол!

(Напрасно. Лучше – шапкой.)

А кто – то пишет.

«Наш каток – Такой хороший, гадкий …»

-- Ай – ай, -- промолвил педагог

И отложил тетрадки …

(А. Шибаев)

Учитель: - Какой вывод сделали прослушав стихотворение?

- Какие ошибки допустили дети?


^ 4) Закрепление знаний по теме «Состав слова» (заполнения теста).

1. Заполни схему.


Части слова



Основа

Окончание










2. Подбери и запиши к данным словам однокоренные, выдели корень.

Лет - ……………………

Боль - …………………..

3.Разбери слова по составу.

Стена, игрок, клен, постройка, готовили, цветок, сапоги, объел, листик, заварка.


^ 5) Дополнительное задание, если кто – то закончит раньше.

«Собери слова»

(Собрать слова, записать их и разобрать по составу).


IV Подведение итогов.

- Что понравилось на уроке?

- Какое задание вызвало особый интерес?

- Что особенно понравилось?


V Домашнее задание (запись в дневниках:

по выбору: стр. 81 упр. 149

стр. 82 упр. 151)


Тест «Состав слова»

1. Заполни схему:


Части слова



Основа

Окончание










2. Подбери и запиши к данным словам однокоренные, выдели корень.

Лет -

Боль -


3.Разбери слова по составу.

Стена, игрок, клён, постройка, готовили, цветок, сапоги, объел, листик, заварка.