velikol.ru
1

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Публицистический стиль». Р.р.


Цель: повторить сведения о тексте и об изученных ранее стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, формировать умение определить текст публицистического стиля.

Ход урока.

1. Орг. момент (1 мин).

2. Проверка домашнего задания (3 мин).

(3-4 ученика читают свои миниатюры об осени.)

3. Вопросы для повторения (5 мин).

  • Что называется текстом?

  • Чем отличается текст от простого набора предложений?

  • Перечислите типы текстов?

  • Какие стили речи вам известны? Каковы их особенности?

4. Работа с текстом. Читает учитель (2 мин).

Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы. Быт, отдых, спорт, детские игры, здоровье – все эти понятия связаны в нашем сознании с понятиями листва, свежесть, трава, земля.

Как живется дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветвях птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы?

Давайте, пока не поздно, задумаемся над этими вопросами и сделаем все, что в наших силах, чтобы сохранить природу в городе.

5. Вопросы по тексту (5 мин).

  • Какой важной проблеме посвящена статья? Назовите ее тему.

  • Основная мысль? Идея?

  • Это проблема частная или общая?

(Ученики пытаются сами сформулировать определение публицистического стиля.)

6. Обобщение учителем сказанного (2 мин).

Слово публикус переводится с латинского языка как «общественный».

Публицистический стиль существует и в устной, и в письменной форме (собрания, радио, газеты…). Используется в общественно-политической сфере жизни. Задача – сообщить важную информацию, воздействовать на слушателя (читателя). Текст публицистического стиля злободневен по тематике, эмоционален по тону.

7. Составление вместе с учениками таблицы (5 мин).

(Запись ее к уже имеющимся таблицам по другим стилям.)



Публицисти-

ческий


стиль.

Где используется:

в общественно-политической сфере жизни (газеты, митинги…)

Задача стиля:

сообщение информации,

воздействие на массы.

Тематика:

яркое, страстное, злободневное высказывание.

Языковые приемы:

употребление стандартных выражений,

употребление экспрессивных выражений,

совмещение книжной и разговорной лексики,

использование слов в переносном значении,

повторы,

обратный порядок слов…


8. Игра (15 мин).

(Работа в группах.)

Придумайте и нарисуйте неизвестный науке бытовой прибор, составьте о нем текст в публицистическом стиле, отметьте в своем тексте характерные для данного стиля черты.

9. Выводы (2 мин).

  • Назовите характерные черты публицистического стиля.

Домашнее задание. Из газет или журналов вырежьте тексты, написанные в публицистическом стиле. Укажите в них черты, характерные для данного стиля.