velikol.ru
1

Урок чтения «устное народное творчество-жанр «небылица» в 3 классе. Смирнова Елена Георгиевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2.

  1. Актуализация знаний.

- На Руси издавна сказки сказывались.

На Руси издавна песни пелись.

Богат на выдумки русский народ.

Из уст в уста передавались пословицы, поговорки, прибаутки.

- Давайте вспомним, что мы об этом знаем. Разобьёмся на группы. Каждой группе я даю текст. Вы будете работать по такому алгоритму: (Вывешивается на доске).

Алгоритм работы в группе.

  1. Прочитать текст.

  2. Определить жанр.

  3. Назвать задачу.

  4. Особенности жанра.

  5. Исполнить текст.

1 группа – Потешка.

Большие ноги шли по дороге,

Топ – топ – топ – топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Топ-топ-топ-топ.

Задача: весело учить малыша жестам, навыкам.

Особенность – ласковые слова (водичка, ротик) и движения.

^ 2 группа – Считалка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три,

Королевой будешь ты.

Задача: помочь весело распределить роли в игре.

Особенность – часто встречается счёт: 1, 2, 3 и слова «тебе водить», «выйди вон».

^ 3 группа – Скороговорка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Задача: весело учить правильному произношению.

Особенность - повторение слов и звуков.

^ 4 группа – Загадка.

Холодный, но не мороженое;

Мокрый, но не рыба;

Долгожданный, но не каникулы;

Грибной, но не суп. (Дождь)

Задача: весело учить угадывать задуманное.

Особенность – можно описать предмет по разным признакам.

^ 5 группа – Побасёнка.

- Тит, иди молотить!

- Брюхо болит.

- Тит, иди щи хлебать!

- А где моя большая ложка?

Задача: высмеять плохие черты характера.

Особенность – часто используется диалог, обращение.

Оценивание: 1 – Командиром группы о слаженности работы.

2 – Лестница Успеха – самооценка.

- Отлично поработали вместе!

- Ребята, а как вы думаете, есть ещё какие-нибудь другие жанры устного народного

творчества? (Рисуем на доске «?»)

  1. ^ Знакомство с новым жанром.

- Возьмите розовые карточки и прочитаем несколько текстов. (Читают 1-ый и 2-ой тексты).

Словарная работа: селезень, собачка-пустолайка, голичок.

- Знакомы ли мы с таким жанром или это новый для нас жанр?

- На что похоже? (На потешку).

- Откройте тетради и найдите схему потешки.

- Какова у потешки задача? (Весело учить малыша навыкам, жестам).

- А какие герои в потешке? (Маленькие дети).

- Что они делали? (Топали ножками, в ладушки играли).

- А кто герой в сегодняшних текстах? (Здесь и дедушка Егор, и его жена, и Ермошка, и животные разные).

- В потешке дети совершают особые действия, жесты. А в этих текстах какие действия совершают герои? (Кошка шьёт рубашку, собачка лепёшки печёт,..).

- В чём же отличие? (Здесь сказочная картина).

- Верно. Картина жизни в этих текстах – необычная, сказочная.

- Давайте прочитаем 3-ий текст.

^ Словарная работа: облаухая свинья, поросила поросят.

- Видите, здесь даже сказано: «Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой».

- Что вы здесь видите сказочного?

- Здесь, как и в сказке, герои совершают непривычные действия.

- А в потешках были такие сказочные действия у героев? (Сорока-белобока кашу варила

-это сказочное действие).

- Да, но оно введено ради «сказочности» или ради чего-то другого? (У него другая задача. Надо жесты повторять, когда эту потешку рассказываешь: грозить пальчиком, по кругу водить и т.д.).

- Значит, потешка про сороку даёт картину жизни людей (правда, не человек кашу варит, а сорока). Не надо забывать, что вся эта картина разворачивается ради жеста. А тексты, которые перед вами, тоже должны сопровождаться жестом? (Нет).

- Более того, герои в этих текстах делают ещё и нечто такое, чего не делают ни люди, ни животные – даже что-то странное, чего и в сказках-то не бывает.

- Что это? Найдите. (Свинья на дубу гнездо свила, …).

- Получается, что здесь жеста не надо, а картина обязательно сказочная. Главное, какой-то странный мир получается: медведи летают, мужик на печке рыбу ловит. В потешке такого нет. Это какой-то другой, новый для нас жанр. Хотя, как и в потешке, весёлая картина жизни, но она помогает решить какую-то другую задачу. Не связанную с жестами и действиями.

- Итак, мы можем использовать потешку, как подсказку. Но нам нужно определиться с жанром.

- С чего начинаем? (С задачи жанра).

- Вот и попробуем. Картина жизни какая? (Сказочная, необычная). (Записываем в схему).

- Спрашивается, зачем же такая картина: медведь летает, свинья на дубу гнездо свила, мужик на печи рыбу ловит? (Это смешно, потому что так не бывает).

-Выходит, что задача жанра одна – посмешить? И всё?

- Вспомните, побасёнки тоже смешат, но там высмеиваются плохие черты характера людей или, если иначе прочитать, показывается остроумие героя.

- В сказке «Каша из топора», например, тоже смешно, но, как и в побасёнке, автор-народ смеётся над глупостью и жадностью старухи и восхищается хитростью и находчивостью солдата.

- Мы ещё не встречались с такими жанрами, где была бы задача просто посмешить.

- Давайте подумаем, для какого возраста создавались эти произведения? (Всё-таки для детей).

- Причём для таких детей, которые уже немного знают окружающий их мир. Знают, что свинья не может летать, вить гнёзда на деревьях; что рыбу ловят в пруду, а не на печке.

- И вдруг такая картина жизни, которая всю эту жизнь переворачивает Зачем же?

- Какую задачу она помогает решить?

Вывод:- Этот жанр помогает ребёнку учиться различать – что бывает, а чего не бывает в действительности, развивает воображение, фантазию ребёнка. Наслушавшись таких произведений, он и сам начинает «переворачивать» в своём воображении мир, специально придумывать такое, чего не бывает. Так возникает особый жанр с небывалой картиной жизни, который так и называется – НЕБЫЛИЦА. (Вывешиваю на доске карточку и убираю знак вопроса).

- От какого слова оно образовалось? (Быль). (Выделяю корень).

- Что такое «НЕ»? (Приставка).

- Какое значение она играет? (Противоположное).

-Подберите близкие по значению слова – синонимы. (Небывалый, необычный).

- И если в сказке сказочная картина жизни имеет своей задачей раскрыть характер героя, его человеческие черты, то в небылице сказочное действие имеет совсем другую задачу – «перевернуть» мир, представить его необычным, небывалым.

^ Задача жанра – весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. (Записываем в схему).

- В небылице всё нарушено. Как же строится небылица?

- Давайте ещё раз прочитаем небылицу №2.

- Попробуем выделить в ней части.

- Прочитайте первые 4 строчки.

- Начало обычное – может же Ермошка иметь кошку, петушка, курочку и селезня. (А потом всё необычное).

- Получается две части.

- Первая часть только вводит в картину жизни, начинает. Такое начало называется – ЗАЧИН.

- А нет ли дальше ещё какой-то части, где тоже нет ничего необычного? (Слова курочки, если не знать, что это говорит курочка).

- Да такие слова любая хозяйка может сказать венику, когда закончит уборку.

- Так что можно выделить и три части:

ЗАЧИН – ОСНОВНУЮ часть (небывалую) – ВЫХОД

Зачин и выход – это как бы «мостики», которые небылица перебрасывает от действительности к фантастической картине жизни и по которому мы в этот небывалый мир входим, а потом выходим из него.

- Было ли в каком-то жанре у нас похожее построение картины жизни? (В считалке: там тоже могло быть несколько частей).

- Правильно, есть такое сходство. Но во всех ли считалках были обязательно 3 части? (Нет, не во всех).

- А как в небылицах? Давайте посмотрим.

Небылица 3.- читаем.

- Есть зачин: «Вы послушайте, ребята, моей сказки небогатой».

- Есть основная часть – необычная картина.

- Выхода нет.

Небылица 4.- читаем.

Словарная работа: овцы – в донцы.

- Есть зачин, есть основная часть, нет выхода.

- Какой же вывод можно сделать о построении картины жизни в небылице?

Вывод: - Всегда есть основная часть – необычная. А зачин и выход – не всегда.

- Мы с вами не раз говорили, что устное народное творчество знакомит нас с разными вариантами одного и того же произведения именно потому, что оно устное.

Есть, например,

  • разные варианты считалки про то, как зайка вышел погулять;

  • разные потешки про сороку, которая кашу варила;

  • могут быть и усечённые загадки, у которых не хватает достаточных признаков для отгадывания одного предмета;

  • могут быть усечённые скороговорки (помните, про Архипа и Осипа).

То же бывает и с небылицами: говорящий может либо забыть какую-то часть, либо посчитать эту часть, либо посчитать эту часть малоинтересной, может и новую часть присочинить.

  1. ^ Итоги урока.

- Так с каким же мы сегодня познакомились жанром УНТ? (Небылица).

- Какую цель поставим на следующий урок? (Продолжить дальше знакомство с этим жанром).

- Откройте таблицу с новым жанром. Внизу справа нарисуйте шкалу и подумайте, как вы её назовёте: «интересно», «трудно» или же как-то по-другому. А затем сделайте отметку жучком своих мыслей. На следующем уроке мы поговорим об этом подробнее.

- Дома прочитайте тексты на с.44 и определите построение этих небылиц.

- Мне приятно было с вами общаться. Всем спасибо!