velikol.ru
1

Русский язык

СУФФИКС


Урок 71 (57).

Тема: Развитие умения находить в словах суффиксы.

Цель:

– дальнейшее овладение родным языком, обогащение активного словарного запаса на основе понимания значений суффиксов;

– развитие умений находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов.


Символы:

Н

П

М


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

^ Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1 3 3

Проверка домашнего задания.

Мини-опрос (напишите нужное слово).

1. Главная часть родственных слов – это ________ (корень).

2. Суффикс образует __________ (новые слова).

3. Суффикс -онок- имеет значение ___________ (детёныш), а -ат-

(страусят, акулят, тигрят) имеет значение ___________ (много детёнышей).

4. Суффикс -ок- есть в словах чулок, замок, восток, грибок (в случае затруднения смотрим домашнее задание № 2, тема 10 в Рабочей тетради). (Грибок.)

5. В словах слониха и ежиха есть суффикс ______ (-их-) (по упр. 107, «Дидактический материал»).

Далее учитель ещё раз читает предложения, а ученики дополняют записанными словами.

П. Как можно определить значение суффикса -их- в словах слониха, ежиха? (Самка животного, значение женского пола.)


Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

1 3 3

– Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас.

– Сравните после этого с записью на доске.

^ На закрытом крыле доски (слайде) представлены суффиксы: -ок-,

-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -их-, -ат-, -ищ-.

– Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.)

– Дайте им названия.

^ Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу.


Уменьшительно-ласкательный




Детёныш (много детёнышей)/самка

животного




Увеличительный




– Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот вопрос будем искать на уроке.

– Составим план урока.

  1. Значение суффикса -ушк-.

  2. Значение суффикса -тель-.

  3. Значение суффикса -ищ-.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

3 5 3 1

1. На слайде (доске) представлено четверостишие (можно записать под диктовку с послоговым проговариванием):


^ Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.


– В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (^ Петушок, гребешок.) Определите их значение. (Ласкательное.) Докажите, что здесь не уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.)

– Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (^ Головушка, бородушка.)

– Где такие слова чаще всего употребляются? (В сказках, песнях, потешках, в разговорной речи.)

– Как найти в этих словах суффикс? (Надо объяснить их через однокоренные: головушка – ласково, с любовью о голове, бородушка – ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.)

– Запишите эти слова и выделите суффиксы в них. (Головушка, бородушка.)

– Сделайте вывод: какое значение у суффикса -ушк-? (Ласкательное.)

– В какую группу запишем его? (В 1-ю.)

^ 2. Работа по учебнику.

Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс -тель- в словах и определять его значение.

– Найдите общую часть в словах.

– Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через одно и то же однокоренное слово.)

– Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.)

– Кого обозначают все эти слова? (Людей.)

– Суффикс -тель- говорит о профессии, занятии людей.

– Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.)

Знакомство со словарным словом учитель.

а) Звуко-буквенный анализ.


^ Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

б) Как легко запомнить написание этого слова? (Суффикс -тель- пишется с е.)

Упр. 128 – развивается умение находить в тексте слова с суффиксом

-ищ-.

Ученики самостоятельно читают текст, выписывают слова с суффиксами и выделяют их.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.


– Какие новые суффиксы узнали? (-ушк-, -тель-)

– Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться?

(Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу. 4 4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.


1. Упр. 127.

2. Задания № 6, 7, тема 10 в Рабочей тетради.

П Задание № 10, тема 10 в Рабочей тетради.


Деятельность учеников:

– Выделять суффикс в доступных словах.

– Характеризовать роль суффикса в слове.

– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

– Образовывать слова с помощью суффиксов.