velikol.ru
1

Педагогический совет на тему «Личностно-ориентированная школа: утопия или реальность?»


Повестка:

  1. Вступительное слово – директор школы Силивончик Т.И.

  2. Личностно – ориентированная школа: утопия или реальность? – зам. директора по УВР Тюкова Н.М.

  3. Личностно – ориентированное образование. Характерные особенности личностно-ориентированного урока – 1 группа, отв. Козловцева О.Н.

  4. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока – 2 группа, отв. Боровикова Е.А.

  5. Обзор технологий личностно-ориентированного обучения – 3 группа, отв. Коваленко С.Н.

  6. Практическая часть: разработка урока с использованием личностно-ориентированного подхода. Защита и анализ урока (по группам)


^ Словарная работа:

  1. Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь, развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных условий ее существования.

  2. Индивидуальность – это совокупность психологических особенностей конкретного человека, составляющая его своеобразие и отличающая его от других людей, индивидуальность выражается в чертах темперамента, характера, особенностях психических процессов, индивидуальным стилем деятельности.

  3. Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно-мотивационной, познавательной и эмоционально – волевой сфер)

^ Личностно – ориентированное образование. Характерные особенности личностно-ориентированного урока.

Сейчас очень модным стало понятие личностно-ориентированное образование. Но на мой взгляд, это не только модное, но очень актуальное понятие. Если выражаться технической терминологией, то уже назрела необходимость на рубеже веков переходить «от массового производства к поштучному». Конечно, сразу возникает скептическое мнение: реально ли в условиях массовой школы найти ключ к каждому ребенку?

В личностно-ориентированном образовании приоритетным является личность ребенка, как индивидуальность, самоценность, с учетом его субъектного опыта, социального статуса, психофизических факторов. Опять возникает вопрос: как же выявить индивидуальность ребенка и его субъектный опыт в образовательном процессе? Но это возможно и в условиях массовой школы. Сложно, но реально.

Сложность состоит в том, сможет ли учитель, не владеющий специальными психологическими знаниями, загруженный учебными и бытовыми проблемами, вести систематическое наблюдение за каждым ребенком. Да, учителю придется при такой позиции быть одновременно и предметником, и психологом, но ведь именно такая работа дает возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальную линию развития, что разнообразит учебный процесс, сделает его интересным, комфортным для учащихся и позволит повысить эффективность обучения и удовлетворенность учителя своим трудом.

Система личностно-ориентированного образования должна состоять из нескольких подсистем:

  1. ^ Мониторинг процесса личностного развития каждого ученика.

Это подразумевает систематическую диагностику и коррекцию процесса личностного развития каждого ребенка, начиная с момента поступления в школу. В этом процессе принимают участие все учителя под руководством психолога, который должен обучить методам и методикам проведения диагностики. Оценка результатов – это динамика индивидуального развития каждого ученика, то есть при сопоставлении результата по отношению к предыдущему наблюдается рост развития ученика, и эта оценка считается положительной, даже если при этом не наблюдаются видимые результаты.

  1. ^ Классно-урочные занятия.

В идеале классно-урочная система представляет собой следующее: в начальной школе обучение по всем предметам является обязательным для всех учащихся, а начиная со среднего звена каждый ученик посещает обязательных предметов не более 4 (история Отечества, русский и литература, иностранный язык и предмет в зависимости от профиля школы), на остальные предметы ученик получает свободу выбора. Обучение по каждому предмету организовывается на двух уровнях: обычном и повышенном. Личностно-ориентированный подход предполагает, что обучение учащихся строится в соответствии с их индивидуальными способностями, что различный уровень овладения учебным материалом – от очень глубокого до поверхностного – следует считать вполне нормальным для разных учащихся. Больше того, учащиеся, которые завершают обучение после 9 класса. Должны пройти профессиональную подготовку для определенной специальности, которую должны выбрать сами.

Важнейшей задачей обучения в системе личностно-ориентированного образования является научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле этого слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний. При реализации этой задачи. Человек, если ему понадобятся какие – либо знания, сам найдет их в справочниках и книгах. Изучение любого предмета должно быть не узкоспециализированным, а широким, охватывающим как можно больше суждений. Тогда проблема переноса знаний сама собой решится.

Учебные занятия предполагает широкое использование различных технических средств обучения, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещений учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий.

  1. ^ Домашняя работа учащихся

Она не должна сводиться лишь к повторению и закреплению изученного материала на уроках. Больше того, по мере взросления учащихся домашняя работа должна заключаться, главным образом, в самостоятельном изучении учебного материала по разным источникам с последующим обсуждением результата этого изучения на уроке. В средних и старших классах домашние задания должны задаваться на весь период изучения учебной темы. Особенно важны домашние задания творческого характера. Всячески поощряются домашние задания по собственному выбору, по изучению какого-то вопроса, не входящего в программу учебного материала.

  1. ^ Эстетический цикл учебных занятий.

Эта подсистема имеет огромное значения. Обучение всем предметам этого цикла: рисование, музыка, хореография и т. д., - должны быть безотметочным, но результаты этих занятий должны быть широко представлены на различных выставках, на вечерах самодеятельности.

  1. ^ Трудовое обучение и трудовая деятельность.

Главный принцип, на который должна опираться эта подсистема, состоит в том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производиться в процессе полезной трудовой деятельности. Желательно, чтобы все учащиеся школы постоянно, по особому расписанию, трудились в нескольких производствах, организуемых в школе. Это может быть современная типография, швейное производство, животноводческая ферма, оранжерея по выращиванию цветов.


Таким образом, личностно-ориентированное образование должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной творческой жизнью.

Как скоро может быть осуществлен переход к модели личностно-ориентированной школы? Это процесс достаточно длительный. Учитывая все сложности, в том числе и экономического характера, надеяться на быстрый скачок бессмысленно. В книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» личностно-ориентированное обучение в классификационной характеристике по категории обучающихся указывается как массовое. Так что же такое личностно-ориентированное образование: утопия или реальность? Это реальность, но при соблюдении некоторых условий:

  1. разработанности концептуальных основ технологии личностно-ориентированного обучения;

  2. наличие материальных ресурсов;

  3. готовности педагога.



Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно - мотивационной, познавательной и эмоционально – волевой сфер)

Индивидуальность – это совокупность психологических особенностей конкретного человека, составляющая его своеобразие и отличающая его от других людей, индивидуальность выражается в чертах темперамента, характера, особенностях психических процессов, индивидуальным стилем деятельности.


Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных условий ее существования.