velikol.ru
1











Выполнила

Коломиец О. М.,

учитель истории

МОУ СОШ № 15,

категория—высшая


2007 год

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №15 Коломиец Ольга Михайловна

Урок стал победителем в номинациях «Лучший урок гражданственности и патриотизма» и «Лучший видеоурок»


Урок гражданственности и патриотизма в 5 классе


Тема: «Кубань – наш общий дом».


Цель: 1. Привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.


Задачи:

  1. Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.

  2. Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к традициям предков, желание принести пользу Родине.

  3. Образовательные: повторение исторических событий в крае, дополнение материала школьной программы новыми фактами и именами.


^ Форма урока: познавательно-интеллектуальная игра с социальной направленностью.


Оборудование урока: компьютер, экран, предметы старины, «кирпичи» импровизированного макета дома «Кубань», пословицы, листы бумаги, ручки, портреты выдающихся личностей Кубани, картины по теме урока.


Литература:

  1. В. Бардадым. Ратная доблесть кубанцев. – Краснодар, Северный Кавказ, 1993.

  2. Кубановедение. Поурочное планирование и методические рекомендации. Под ред. А. Г. Еременко. – Краснодар. 2005.

  3. Край кубанский (краеведческие викторины) (составили Антищев О.Ю., Лакербай З. К.). – Краснодар, 2000.

  4. Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.

  5. Маслов А. В. Три века истории Кубани (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2005.

  6. Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры (составил О. В. Матвеев), Краснодар, 2002.

  7. По страницам истории Кубани (под ред. В. Н. Ратушняка). – Краснодар, Советская Кубань, 1993.

  8. Попко И. Д. Черноморские казаки. – Краснодар, 2002.

  9. Ратушняк В. Н. История Кубани. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2002.

  10. Твой Олимпийский учебник. – М., Физкультура и спорт, 2003.



Обоснование темы и формы урока


У каждого человека должен быть дом, где он чувствует себя спокойно и комфортно. Для учащихся 5-го класса важно понимание того, что их малая Родина – Кубани – это большой дом, в котором они живут, который они будут хранить и обустраивать, когда станут взрослыми. Поэтому тема урока звучит так «Кубань – наш общий дом». Учитель, выбирая тему урока, ориентировался еще и на то, что начало 5-го класса – это период перехода из начальной школы в среднее звено. И строительство дома можно рассматривать как способ осмыслить прожитое и устремиться вперед. Строить дом будущей жизни, как утверждают психологи, особенно оправдано в начале совместной деятельности «сборных» классов, каковыми часто являются именно 5-е классы.

Игровая фабула данного урока отвечает возрастным особенностям детей 11-летнего возраста, для которых характерно желание самим активно участвовать в ходе урока. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, и учитель в ходе урока дает им возможность самим выбирать «кирпичики» для строительства «дома». Это же дает возможность учителю посмотреть, какие же существуют основные ценности для детей данного класса (дружба, здоровье, понимание и др.).

Кроме вышесказанного данная форма урока учит ребят работать в микрогруппах, так как для 5-классников важны захватывающие совместные проекты. Задача учителя на уроке – создать атмосферу теплоты и доверия, радостных ожиданий – «домашний уют».

Очень важно, что данный урок не является развлекательной игровой программой, а несет в себе социальную направленность на те нравственные ценности, которые имеют смысл для каждого и для всех вместе.

Играть на уроке будут несколько команд, но задача у них не победить, а построить общий дом – Кубань.

Состязательность привнесет в урок особую привлекательность и динамизм. Команды будут поочередно «укладывать» кирпичики после выполнения конкурсных заданий. А какой будет модель дома, выявится в конце урока. А крышей этого дома будут «добрые дела», которые ребята выполнят под руководством классного руководителя в течение учебного года или в перспективе в будущем.


Ход урока:


звучит песня «Под крышей дома твоего».


Учитель:

У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дома – станица Роговская, Тимашевский район, наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми.

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем доме, нашей Кубани. Урок так и называется «Кубань – наш общий дом». Урок этот необычный, он посвящен 215-летию переселения казаков на Кубань, 70-летию образования Краснодарского края, 80-летию образования Тимашевского района.

А еще он необычен, потому что мы вместе будем строить общий дом – Кубань, поочередно укладывая кирпичики в его стены. А кирпичики у нас необычные:

  • Кирпич Мудрости

  • Кирпич Дружбы

  • Кирпич Хозяйственности

  • Кирпич Понимания

  • Кирпич Родства

  • Кирпич Здоровья

  • Кирпич Памяти

А завершит строительство дома «крыша добрых дел».

Сегодня вас ждут необычные вопросы по истории Кубани, интересные задания и сюрпризы.

Все мы сегодня не просто ученики, а строители. Что нужно помнить строителю?

Правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.

Правило второе – сила человека в дружбе. С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.

^ Правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться.


Ну, что же, приступим к строительству.

Первые конкурс дает право команде-победительнице заложить фундамент нашего дома. Это Кирпич Хозяйственности.

Дом без хозяина – сирота. А хороший хозяин знает свой дом очень хорошо.

(Приглашаются по 2 ученика от каждой команды. Они получают текст с недописанными словами. Их нужно вписать).


А в это время остальные участники отгадывают кубанские загадки.

Сама в избе –

Руки во дворе.

(матица)


Иван да Стефан

Видят друг друга,

А никогда не сойдутся.

(пол и потолок)

Всем руку подает,

А себя не называет.

(дверь с ручкой)

Зимой ждет,

Летом уснет.

(печь)


Проверим, как справились с текстом ребята.

Текст.

Казачья усадьба на Кубани называлась (…). Хаты были турлучные или (…). Крыша хаты покрывалась соломой или (…). Со стороны улицы оградой служила камышовая изгородь – (…). Во дворе находился колодец, амбар и летняя печь – (…). Центральным местом в кубанской хате был угол с иконами – (…). Традиционным украшением хаты были вышитые полотенца – (…).


Молодцы, с первым заданием справились. При закладке фундамента дома на Кубани бросали клочки шерсти домашних животных, перья домашней птицы и монеты. Кто догадался для чего? (чтобы в доме было тепло, водилась живность и был достаток).

Заложим и мы в фундамент нашего дома шерсть, перья, монетку.

Будь же наш дом уютным и хлебосольным!


Следующие кирпичики выбирают сами дети, поэтому учитель лишь следует за логикой их рассуждений, добавляя что-то, поясняя. Поэтому далее приводятся лишь конкурсные задания.


Кирпич Родства

Учитель:

Дом - это место, где живут родные и близкие люди, где сохраняется семейный уклад, семейные реликвии, традиции и легенды.

Казаки бережно относились к своей семье и своей фамилии. Хотя фамилии кубанские порой причудливые. Откроем телефонный справочник Тимашевского района. Читаем: Баран, Белоконь, Белоус, Борщ, Бублик, Буряк, Вовк, Воробей, Горобец (Скворец), Губа, Дубина, Жук, Журавель, Заяц, Корж, Коробка, Кот, Крот, Кулик, Лисица. Откуда такие фамилии?

Это фамилии-клички. А причудливость их объясняется просто: в Запорожской Сечи часто появлялись беглые люди, скрывавшие свою подлинную фамилию. Поэтому, когда они изъявляли желание остаться в казаках, им давали фамилию-прозвище.

А знаете ли вы происхождение своей фамилии? Расскажите.

^ Ученики рассказывают о происхождении своих фамилий. Приведем несколько примеров.

Буряк – так на Кубани называли свеклу. Скорее всего, у предка были красные щеки или же он краснел, за что и получил такое прозвище.

Кравец – так на Кубани называли портных.

Дзюба – прозвище человека со следами оспы на лице.

Дробот – от слова «дроботить», то есть говорить скороговоркой.

Гарькуша – от слова «гаркун» - громко говорящий человек.

Мирошник – так на Кубани называли мельника, или работающего на мельнице.

Супрун – недовольный, ворчливый человек.

Чепурной – опрятный, аккуратный, щеголевато одетый человек.

Коломиец – так называли рабочего на старой Украине, добывающего каменную соль.

Щербак – человек, не имеющий передних зубов.

Трегуб – человек, имеющий раздвоенную губу (как бы 3 губы).


^ А теперь задание.

Фамилия Бекетовых на Кубани одна из самых распространенных. Почему? (Бекетовы – это производное от слова «пикет» - так называли полевое укрепление казаков. Когда они его сооружали, то рядом с ними, чтобы находиться под охраной обычно селились пришлые люди. Дети в их семьях, да и они сами так и записывались – Бекетов, то есть живущие у пикета (бикета).


Кирпич Мудрости

Учитель:

На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.

  1. Почему казаки говорили: «Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит» (на мальчиков выделялся земельный пай по исполнению им 17 лет, на девочку не полагалось ничего, она уходила жить в семью мужа. Но казачьи семьи всегда радовались первенцу девочке – «сначала нянька – говорили они, - а потом лялька»).

  2. «Як казак народывся, сатана зажурывся». (Казаки всегда были глубоковерующим православным народом. В каждой хате был святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранилась Библия. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В первые же годы после переселения в куренях стали строить церкви).

  3. «Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю» (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю). Казаки считали позором для себя заниматься торговлей и ремеслом. Это было делом иногородних. Задачей казака была защита Царя и Отечества.


Ну, молодцы! Смогли объяснить заковыристые кубанские пословицы. А какие еще пословицы вы знаете? Объясните их смысл.


Кирпич Понимания


Учитель:

Многие кубанские слова и выражения, которые использовали наши предки, можно найти лишь в специальных словарях, а их значение многие уже и не знают. Но наши бабушки и прабабушки еще употребляют их, как говорят на Кубани, «балакают». А сможете ли вы объяснить значение этих слов?

Приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Доставайте, ребята, слова из этой традиционной соломенной кубанской шляпы – «брыля».

Слова:

  1. Робыть – работать.

  2. Пидворье – подворье, хозяйство.

  3. Худоба – домашнее животное.

  4. Щирый – добрый.

  5. Дэбелый – здоровый.

  6. Гарный – красивый.

  7. Брехунец – болтун.

  8. Пивень – петух.

  9. Зозуля – кукушка.

  10. Баз – место для содержания домашних животных.

  11. Спидница – нижняя юбка казачки.

  12. Рыготать – смеяться.


А теперь другое задание.

Расставьте таблички с названием предметов старины в соответствии с вещами, лежащими на этом столе. Объясните, для чего применялись эти вещи?

^ Глэчик – глиняный горшок для хранения молочных продуктов.

Рушник – вышитое полотенце.

Рогач – ухват, им доставали из печи чугунки и хлеба.

Чугунок – горшок из чугуна для приготовления пищи.


Ну что же. Еще один кирпич заложен в стену нашего дома.


Кирпич Дружбы

Учитель:

Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них - русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая и понимая друг друга. Заложим и мы кирпич Дружбы в стену нашего общего дома.

Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда. Посмотрим, знаете ли вы это.

Итак, задание.

  1. Какие элементы одежды горских народов переняли казаки, переселившиеся на Кубань?

^ Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.

Бешмет – полукафтан типа рубахи.

Черкесска – узкий, длинный кафтан без ворота с вырезом на груди.

Бурка – накидка из войлока без рукавов.

^ Папаха – головной убор из овчины.

Чувяки – мягкая кожаная обувь, подогнанная под ногу.

Газыри – нагрудные карманы для патронов.

Показывается картина одежда Запорожского казака до переселения и одежда казака Кубанского казачьего войска середины XIX века.

  1. Какие блюда и продукты появились в кубанской кухне благодаря воздействию живших рядом с казаками народов?

^ Мамалыга – каша из кукурузы.

Малай – лепешка из кукурузной муки.

Мед – обменивали у адыгов.

Шашлык – жареное на открытом огне мясо.

Болгарский перец - (в помещичьих хозяйствах появились болгары-садовники, которые выращивали перец, баклажаны, помидоры).

Адыги научили делать сухофрукты из яблок и груш, которые долго хранятся, не теряя вкусовых качеств. Также научили казаков строить усовершенствованные ульи.

А еще с Украины казаки привезли песни, танцы, обряды, многие из которых сохранились до наших дней. Послушаем песню в исполнении……........................


Кирпич Здоровья

Учитель:

Счастье в доме, когда в нем все здоровы. Здоровье не купишь, его нужно сохранять и укреплять – вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.

Сегодня Кубань не только житница и здравница России, но и олимпийский регион.

В городе Сочи пройдет Зимняя Олимпиада 2014 года. И это не случайно – Кубань прославила Россию своими достижениями в спорте.

Знаете ли вы кубанских спортсменов?


Игра-лото

Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. В мешочке лежат номерки. Вы вытаскиваете номер, я читаю характеристику спортсмена. Ваша задача – узнать и назвать кубанцев, прославивших Кубань.

  1. ^ Воспитанник сочинской школы тенниса, вышел в элиту мирового тенниса. Олимпийский чемпион на олимпиаде в Сиднее (Евгений Кафельников).

  2. Музей его имени находится в г. Ейске. В начале ХХ века этого тяжелоатлета называли самым сильным человеком планеты (Иван Поддубный).

  3. Одна из самых титулованных батутисток мира: двукратная чемпионка Европы, четырехкратная обладательница кубка мира, чемпионка Олимпийских игр в Сиднее (2000 г) в прыжках на батуте (Ирина Караваева).

  4. Заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте. Шестикратный чемпион Европы, пятикратный чемпион мира, олимпийский чемпион в г. Сиднее. Занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый титулованный батутист планеты (Москаленко Александр).

  5. Гандболист, участник пяти Олимпиад, трехкратный олимпийский чемпион. Капитан и знаменосец команды России на Олимпиаде 2000 в г. Сиднее. Почетный гражданин г. Краснодара (Андрей Лавров).


И у вас, ребята, есть возможность стать участниками Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. А для этого нужно много потрудиться. Встаньте те, кто занимается в спортивных секциях.

А теперь те, кто делает дома хотя бы иногда зарядку, играет в мяч, катается на велосипеде, плавает в речке.

А теперь встаньте те, кому нравится заниматься на уроке физкультуры в школе.

Сделаем физкультминутку.


Кирпич Памяти

Учитель:

Свою Родину нужно не просто любить, нужно знать ее историю и культуру. И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто вписал незабываемые строки в книгу истории Кубани.

Сейчас мы проведем видеокроссворд. Перед вами текст кроссворда по истории Кубани, нужно просмотреть сюжет, снятый на улицах Краснодара, Тимашевска и станицы Роговской и вписать нужное слово.


Сюжет № 1.

В 1970 году в Тимашевске был открыт мемориальный музей, посвященный семье, потерявшей в годы Великой Отечественной войны 9 сыновей. Это единственный в России музей, рассказывающий о жизни простой крестьянской семьи. Назовите фамилию этой семьи (Степановы).


Сюжет № 2.

Эта императрица 30 июня 1792 года подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску в вечное пользование кубанских земель. А казаки в благодарность назвали главный войсковой город в честь великой Государыни Императрицы. Назовите ее (Екатерина II).


Сюжет № 3.

Разными были названия этой улицы, она меняла название 4 раза, но продолжала оставаться центральной улицей станицы Кубани. На ней расположены административные здания, театры, крупные магазины, гостиницы, памятники. Назовите эту улицу (Красная).


Сюжет № 4.

Напишите имя станицы, названной в честь первого кашевого атамана кубанских казаков. Название сохраняется до наших дней как добрая народная дань атаману, заселившему 200 лет назад Кубанский край и основавшему краевой центр – г. Краснодар (Чепегинская).


Сюжет № 5.

В 1949 году археолог Салов А. И. начал вести раскопки в этом черноморском городе. Были сделаны уникальные открытия. Сейчас на месте раскопок создан музей-заповедник под открытым небом «Горгиппия». Напишите название города (Анапа).


Сюжет № 6.

Какой знаменитый русский полководец построил на Кубани кордонную (пограничную) линию вдоль р. Кубань (А. В. Суворов).


Сюжет № 7.

Фигура какого знаменитого войскового писаря расположена на постаменте памятника Екатерине II в городе Краснодаре? Он сыграл особую роль в переселении запорожских казаков на Кубань. (Антон Головатый).


Сюжет № 8.

Кто из кубанцев не знает слов гимна Краснодарского края «Ты, Кубань, ты наша Родина, вековый наш богатырь…» А кто же автор этих строк? (Константин Образцов).


Сюжет № 9.

Как называлась оборонительная линия фашистов, построенная от Азовского до Черного морей, протяженностью 110 км. Фашисты считали ее неприступной, но советские войска доказали обратное (Голубая Линия).


Сюжет № 10.

Скоро в Тимашевске появится еще один памятник нашему знаменитому земляку, кубанскому историку, написавшему знаменитую книгу «Черноморские казаки». Напишите фамилию этого человека (Д. И. Попко).


Учитель:


Вот и готовы стены нашего дома. Осталось поставить крышу. Но это будет не простая крыша, а «Крыша добрых дел».

Каждый из вас может сделать маленькое доброе дело на пользу своей школы, станицы, района (детям раздаются листочки). На этих листочках напишите свое доброе дело и прикрепите на крышу нашего дома (по желанию некоторые учащиеся рассказывают о своем «добром деле»).

Сегодня мы дружно строили наш общий дом. Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани.

Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас!

А сегодня начинается новый учебный год, новый класс, новые учителя. Счастливого вам пути!


Давайте вместе споем песню «На Кубани мы живем».